Category: общество

Category was added automatically. Read all entries about "общество".

tasha

Традиционное использование обыкновенной гаги коренными народами Арктики: мифы и реальность

Является ли сбор гагачьего пуха одним из видов традиционного природопользования коренных народов Севера? По этому поводу можно встретить разные мнения. Разобраться с действительным положением вещей нам поможет знакомство с историческими фактами. Каковому знакомству и посвящена моя очередная статья, читайте>>
А я поехала в страну, где сбор гагачьего пуха как раз таки является традиционным.
tasha

Почему в России нет гагачьих хозяйств. Информация к размышлению

Однажды я уже рассуждала на эту тему. В докладе "Как в СССР пытались создать гагачьи хозяйства и почему из этого ничего не вышло" в качестве одной из основных причин я называла отсутствие института частной собственности.

IMG_8183-1_1
Ферма Sæból, Исландия. Фото: Heiða Heiler

Со времен того доклада прошло три года. Я узнала гораздо больше того, что знала тогда, и даже книжку дописала. Но вот о том, почему в России нет гагачьих хозяйств, ничего принципиально нового сказать не смогу. Только теперь абсурдность российской ситуации могу показать на конкретных примерах.

"...Всего прежде надлежит им сделать между собою раздел всем тем местам, на которых Гагки водятся; так чтоб всяк с того только места Гагочей пух собирать мог, которое ему по разделу достанется. И тогда никто не будет иметь причины отнимать у Гагки пух прежде, нежели с гнезда она сойдет; для того что всяк будет знать, что тот пух никогда от него не уйдет".

Это написал Н.Я. Озерецковский - автор первой российской работы, посвященной гагам и их охране - ещё в 1773 году!

Заметим, что в это время уже не менее 100-150 лет существовали гагачьи фермы в Норвегии и Исландии. Построены они были ровно на том же принципе - территория гагачьей фермы являлась частной собственностью или находилась в долгосрочной аренде у своих хозяев. В самом раннем из известных нам описаний исландских и норвежских гагачьих ферм сказано об этом предельно ясно:

«Собственники пуха – не те люди, которые им завладевают, а исключительно те, которым принадлежит та земля, на которой птица делает своё гнездо» (Brünnich, 1763).

Collapse )
tasha

Дальние Зеленцы. Трудпоселок №6. 1930-1940 гг.

Дальние Зеленцы быстро становятся модным и посещаемым местом. Не таким посещаемым, как Териберка, дорога всё же похуже, но поток туристов все равно неуклонно растет. Соответственно растет количество фотографий и рассказов в сети, и все они примерно об одном: природа, развалины ММБИ, коррозионная станция.
События 1930-х годов зримых следов на нынешней территории Зеленцов не оставили, сфотографировать нечего. А помнить надо бы. Здесь располагался спецпоселок для людей, выселенных из Астраханской области, - часть системы ГУЛАГа.

"Впервые термин «спецпоселки» появился в постановлении СНК РСФСР №36 от 16 декабря 1930 г. «О трудовом устройстве кулацких семей, высланных в отдаленные местности, и о порядке организации и управления специальными поселками». В нем сформулированы основные положения о порядке строительства и управления спецпоселками. В постановлении отмечалось, что все «кулацкие семьи», подвергшиеся раскулачиванию и выселению в отдаленные местности (вторая категория раскулаченных) в порядке постановления ЦИК и СНК СССР о мероприятиях по укреплению социалистического переустройства сельского хозяйства в районах сплошной коллективизации и по борьбе с кулачеством, выдворяются в специальные поселки. Спецпоселки организуются в местностях, где ощущается недостаток в рабочей силе для лесозаготовительных работ, в разработке недр, для рыбных промыслов и т. п., а также для освоения неиспользованных земель. «Спецпоселки, как правило, — указывалось в постановлении, — не могут быть образованы ближе 200 километров от пограничной полосы, вблизи железных дорог, городов, рабочих поселков и крупных селений, а также фабрик и заводов, колхозов, совхозов и МТС». Отступление от этого правила допускалось в исключительных случаях по предложению НКВД и с разрешения СНК РСФСР. Таким образом, спецпереселенцев отправляли в далекую ссылку. На Мурмане подавляющее большинство спецпереселенцев, за исключением спецпосёлка Дальние Зеленцы, проживали на территории строительства новых городов или рабочих поселков и небольших населенных пунктов Мурманского побережья.
ТРУДПОСЕЛОК № 6 - располагался в северной части Кольского полуострова с центром в становище Дальние Зеленцы Териберского района, с численностью трудпоселенцев 641 человек или 194 семьи. Данный поселок обслуживала Мурманская поселковая спецкомендатура. В ее территорию входили населенные пункты: Дальние Зеленцы, Териберка, Тюва-Губа, Малая Оленья, Пала-Губа и город Мурманск. В 1940 г. этот трудпоселок был расформирован" (источник и подробнее>>).
641 человек - это официальные данные. По неофициальным в трудпоселке №6 в разное время находилось от 1000 до 1500 человек.




Бараки спецпереселенцев видны на фотографиях 1936 г. из архива Беломорской биологической станции Зоологического института. Фото П.В. Ушакова

Мне известен только один рассказ очевидца о жизни астраханских спецпереселенцев в Дальних Зеленцах. Но и одного рассказа достаточно, чтобы навсегда начать видеть Зеленцы иначе.

Воспоминания Марии Марковны Афанасьевой (Ивановой) /источник/
"Нас выслали в 30-м году, зимой, не помню, февраль месяц был или январь. Я из детей была самая старшая, мне было тогда 15 лет. За мною Клава, она на три года младше, потом Зоя, Павел и Мишенька, младший, ему было два года. Он дорогой умер, когда нас везли на Север.
За что нас раскулачивали - мы и сами не знаем. Жили бедно. У отца (он был рыбак) была лодка разбитая, на нее надо было какую-то рабочую силу, чтобы в море ходить, а в семье, если я самая старшая и мне 15 лет, рабочей силы не было. Папа в убойной работал, мама холодец варила, я по нянькам с 8 лет ходила, за сено нянчила двоих детей, сама еще ребенок. В школу ходила через день-два, некогда было. Баню топила, детей мыла. Мама мне говорила: “Ты у меня все равно как старая старушка, все мне помогаешь, Мария. Спасибо тебе”.
Collapse )
tasha

"Промысел гагачьего пуха ведётся на Вайгаче самым хищническим образом" (1961 г.)

Продолжаем разбираться, что не так в статье Бориса Дульнева "Гаги и люди. Невеселые сказки о Вайгаче".

Ранее я обещала рассмотреть правомочность утверждения Бориса Дульнева (и не его одного) о том, что гагачье хозяйство является «исконным и традиционным» промыслом на острове Вайгач.

К несчастью Бориса Дульнева, я хорошо ориентируюсь в этой теме, потому что последние 4 годы занималась как раз изучением истории отношений людей и гаг, о чем написала книгу, которая сейчас готовится к печати. Так вот, придуманный Дульневым подзаголовок - "Сказка первая, о том, как у ненцев Вайгача родилась мечта о возрождении  гагачьего хозяйства" - оказался совершенно верным, хотя на такое прочтение автор явно не рассчитывал. Это действительно сказка, и я объясню почему.

Коротко говоря, никакого гагачьего хозяйства у ненцев Вайгача никогда не было, нечего было возрождать.
Кстати, не то, что гагачьего хозяйства, но и постоянного населения на Вайгаче до недавнего времени не было. Заселяться остров начал только в начале XX века - в основном за счет выходцев с Новой Земли, заключенных и администрации находившегося здесь отделения ГУЛАГА, сотрудников метеостанции. Число постоянных жителей во все времена (кроме времен ГУЛАГа) не превышало 100 человек, включая детей и стариков. Привожу эту информацию, чтобы было понятно, с какого момента вести счет вайгачским гагачьим традициям.
А вот самое раннее свидетельство о традициях отношения людей к гагам на Вайгаче, которое мне удалось найти:

«На островах …, лежащих близ Вайгача, расположены места гнездовья гаги, которая из года в год выводит потомство на побережье этих островов. Ежегодно, с наступлением весны, ненцы и сотрудники радиостанции производят сбор гагачьих яиц и пуха в довольно большом количестве. Сбор этот производится самым хищническим образом, иногда два-три раза за весну… К сожалению, промысел на гагу здесь не запрещён, и ненцы очень много гаг бьют на гнёздах…» (Клумов, 1935).

Что, между прочим, естественно. Ненцы традиционно (не будем пренебрегать этим словом, столь милым моим оппонентам) - полукочевые народы, их основные традиционные занятия - оленеводство, охота, рыболовство.

nency_1862 ненец_борисов
Ненец. Илл. из книги Паули Густав-Федора Христиановича «Этнографическое описание народов России». 1862 г.
Ненец-охотник (Ханец), Вылко, 1896 Худ. А. Борисов.



Это были тезисы для ленивых. Для неленивых более вдумчивое рассмотрение вопроса под катом.
Collapse )

Все публикации по теме:
tasha

Дальние Зеленцы. 1949-1962 годы

Несколько лет назад мне посчастливилось познакомиться с Людмилой Николаевной Мироновой - дочерью Натальи Владимировны Мироновой, которая была научным сотрудником Кандалакшского заповедника в 1940-41 и 1945-46 гг., а потом, с 1949 по 1962 гг. работала на Мурманской биологической станции (впоследствии ММБИ) в Дальних Зеленцах.
По своему обыкновению, я тут же пристала к Людмиле Николаевне с просьбой написать воспоминания о Зеленцах. И она пообещала... а потом пропала. Писать воспоминания под силу далеко не каждому, и я, подождавши, поставила на этом деле крест. Как оказалось, рано.
В этом году я получила пиьсмо от Л.Н. Несколько лет прошли не зря - она не просто написала воспоминания о своем детстве в Дальних Зеленцах, она написала целую книгу! Книгу она напечатала тиражом всего несколько десятков экземпляров - все они подарены людям, близким семье автора и тем, в чьей жизни Дальние Зеленцы сыграли большую роль. Но я совершенно уверена, что книга эта будет интересна гораздо бОльшему числу людей. Поэтому, с согласия автора, я выложила ее книгу на "Литторинах".

Л.Н. Миронова. Дальние Зеленцы (1949-1962). Читать>>

13
Людмила Миронова с мамой, Натальей Владимировной Мироновой в июне 1948 г.


Скажу больше. У Людмилы Николаевны сохранились письма, которые её мама писала домой из заповедника в 1940-41 и 1945-46 годах. Сейчас Л.Н. расшифровывает эти письма, и мы договорились, что, когда расшифровка будет окончена, мы их тоже опубликуем. Письма жутко интересные, прямо подпрыгиваю от нетерпения.
tasha

Самое важное событие в нашей жизни

"Gastrulation, not birth, death, or taxes, is the most important event in our lives" (Wolpert, 1991).

Для тех, кто понял написанное выше я - нет, передаю клич, который мой папенька просил кинуть в бурные волны биологической общественности:

"Независимая команда из 3 специалистов (математики, программисты) заинтересована в общении с биологами из областей Neuroscience, Neuroinformatic, Sociobiology and so forth для совместной работы. Проблематика: численные модели процессов гаструляции. Подробности - по запросу".

Буду всем признательна за проявленный интерес и грамотное сводничество.
tasha

Взрыв Дома офицеров

Сегодня. Собрано по местным соцсетям. Погода хорошая, а развлечений у народа в Кандалакше мало, так что самодеятельных операторов полно. И, судя по репликам за кадром, им вполне весело. А я чего грущу, интересно? В конце концов, это не мой город.

дом офицеров





tasha

Святой дух веет, где хочет

Проезжаем мы как-то недавно через центр Кандалакши, мимо гостиницы "Беломорье". И вдруг мой наблюдательный супруг спрашивает: "Ой, а чего это за могила?".
На ходу из машины не разглядеть, но издалека и правда на могилу похоже. Вдруг, посередь города, на газончике перед гостиницей возник камень с табличкой.
каменьПро могилу это мы погорячились конечно. Оказалось, никакая не могила, а вот "...сей камень заложен на месте установки памятника основателю города Кандалакши... преподобному Феодориту Кольскому". И это, скажу я вам, смелое и неординарное заявление.

Почему?

Нет, я не то, чтобы против памятников, пусть даже и преподобным, почему нет. Я только не поняла, с какого перепугу Феодорит Кольский вдруг оказался основателем Кандалакши.

С ними, святыми, дело, конечно, темное. Однако биография Феодорита в православной энциклопедии (1481-1571) гласит, что побывал он за свою жизнь много где, в том числе активно занимался крещением лопарей на Кольском полуострове, но Кандалакша среди посещенных Феодоритом населенных пунктов не упоминается.

Правда, другие источники утверждают, что в 1526 году Феодорит освящал в Кандалакше церковь Рождества Иоанна Предтечи, а в 1548-1551 гг., опять-таки в Кандалакше, "созидает Рождества-Богородичный (Кокуев) мужской монастырь и «бывает в нем игуменом»".

Ну, ок, основал так основал, с церковью и монастырем никто не спорит, но позвольте, а город-то здесь причем?! Если первое упоминание Кандалакши в летописях датируется 1517 годом, в честь чего в прошлом году и было пышно отпраздновано её 500-летие. А 1517 год, как ни крути, был раньше, чем самое раннее упоминание Феодорита в связи с Кандалакшей в 1526 (когда он освящал тут церковь). Так что основателем Кандалакши Феодорит быть никак не мог. А основателем города Кандалакши не мог быть вдвойне, ибо статус города Кандалакша получила и вовсе в 1938 году (в честь чего в этом году было опять-таки пышно отпраздновано её 80-летие).

Несведуха какая-то получается. И заметила эту несведуху, конечно, не только я, но и ряд "неравнодушных граждан".

Collapse )
tasha

Комната на Петроградской и два очаровательных чау в соседях (Питер)

Неторопливо ищем жильцов из биологов или близких им по духу. Комнату сдает наша чау-мама - заводчица мой Таши (восторженный гимн ей - тут). Главная фишка, определяющая поиск будущих жильцов среди биологов, - наличие в квартире двух чау.

чау

Это как раз они. Далее описание предложения от хозяйки.

"7 минут пешком от «Петроградской», 10 минут от «Горьковской».

Комната 22 метра, окно на юго-запад, с балконом. Комфортная конфигурация - разумный прямоугольник.

Плита газовая, колонка тоже (зато всегда есть горячая вода), посудомойка и стиралка. В остальном квартира приятно жилая (то есть комнаты с мебелью), но не современные апартаменты хай-тек.

Соседние здания - фитнес комплекс с бассейном и прочими единоборствами и сауной, шикарный. В здании детсад, а в соседнем что-то с милицией связанное (но закрытое). Район всегда был спокойно-профессорский, и сейчас тоже.

В жильцы хотела бы студента/аспиранта и т.п., кто чау не боится. Можно и не одному жить, единственное - санузел общий. Можно с регистрацией. По большому счету, важно только отсутствие наркотиков, адекватность и уважение к собакам)))
Чау две. Мальчик и девочка. С ними, конечно, надо знакомиться, но они адекватные и все поймут.
Почему-то я уперлась, что мне нужны жильцы - биологи.... Ну или медики (т.к. рядом 1-й мед). Наверное, подспудно думаю, что это самые приличные (а возможно, последние приличные), кто тут остался.

Хозяйка бывает дома только утром и вечером, и чаще в командировках (на это время собаки съезжают к родственникам).

Цена вопроса: 15 нал плюс половина коммуналки".

Фотографии сделаны в беспорядке и наспех, отражают плохо. Но желающие могут прийти и посмотреть глазами. Координаты хозяйки желающим вышлю.
Распространение информации в адекватных биолого-медицинских кругах приветствуется.Collapse )
tasha

Такие разные гагачьи фермы... Остров Flatey

Flatey (исл. - плоский остров) - остров размером примерно 2х1 км, в окружении окло 40 маленьких островков, на северо-западе Исландии. До второй половины 20-го века на Флатее жило много народу, но сейчас постоянных жителей осталось только двое, и оба они - гагачьи фермеры.
В конце мая, когда я попала на Флатей, сбор пуха еще не начался, а без дела ходить на гагачье гнездовье и зря беспокоить гаг здесь не принято. Поэтому массово насиживающих гаг на Флатее я не видела, но это не значит, что мне нечего сказать.

22

Кое-что уже даже сказано. О гагах в местной церкви и о трагической истории из жизни гаг, которую случилось наблюдать на острове.
Продолжим.

Гаги в разных видах и контекстах начинают встречаться уже по пути на Флатей.
В городке Stykkishólmur, откуда отправляется паром на Флатей, расположено заведение с громким названием "Гагачий центр Исландии".Collapse )