Category: лытдыбр

Category was added automatically. Read all entries about "лытдыбр".

tasha

"Как изучают гаг в гагачьем заповеднике"

Обкатка текста.
Не шедевр, и не претендует. Но все мои редактора разбежались в поля, а текст попросили срочно, побудьте за них, а?
Изначально предполагалось, что я просто слегка облагорожу для печати давнее описание учетов ("Пять минут из жизни гаги"), но, поглядевши на них трезвым взглядом, писала-то спьяну, поняла, что так дело не пойдет, нужен контекст. Ну, и стала напихивать контекст, которого оказалось в два раза больше, чем изначального текста. Поэтому теперь у меня некоторые сомнения в общей гармонии. Поэтому прошу взгляд со стороны.
Да, текст традиционно для журнала "Биология" ("Первое сентября"), т.е. для педагогов и школьников. То есть не высокая наука, но удобочитаемость и добросовестность никто не отменял. Замечания можно смело замечать в комментах.

Как изучают гаг в гагачьем заповеднике

Гага - морская утка, которая дает пух для одеял
и птенцов для исследователей.

Питер Драйвер

Почти каждый человек хоть раз в жизни слышал, что на свете существует утка по имени гага. Но знания большинства людей о гаге ограничиваются тем, что она живет на севере и производит самый теплый в мире пух. Как выглядит этот пух, как гага его «производит», почему он самый теплый, как живёт эта птица, и даже как она выглядит, - об этом мало кто задумывается. Между тем, и жизнь гаги, и её роль в жизни человека вовсе не сводятся к одному лишь производству пуха.

IMG_5363_1
Гага обыкновенная (Somateria mollissima), самец и самка. Фото В. Покотилова

Человек познакомился с гагой задолго до нашей эры. В те времена гага интересовала человека только с одной точки зрения, - как еда. Об этом свидетельствуют находки гагачьих костей в мусорных кучах на местах человеческих стоянок. Самые ранние из них датируются эпохой мезолита, около VI–V веков до н.э. На протяжении многих столетий люди охотились на гаг и собирали их яйца везде, где человеческие поселения оказывались рядом с местами гнездовий или пролета гаг: в Дании и Норвегии, северной Америке и на Чукотке, в Финляндии и на Шпицбергене, на островах Белого и Баренцева моря.

Collapse )
tasha

"На свете счастья нет, но есть покой и воля"

Так точно. А если покой и воля недоступны по не зависящим от человека обстоятельствам? То человеку делается плохо. Но не всякому, а только такому, которому важны эти эферемерные покой и воля. По моим наблюдениям, подавляющему большинству людей они совершенно не важны. И как раз эти люди вполне счастливы, вот парадокс.
Ладно, мы, умные, можем выпендриться, и сказать, что они всего лишь довольны. Но сами-то они совершенно искренне считают себя счастливыми, и это главное.
Выходит, есть на свете счастье? У тех, кому насрать на покой и волю? 
tasha

Как добываются картинки и рождаются путешествия

И как хорошо быть бедным.
Если бы я была богатой, то тупо купила бы нужную фотку за 70 евро на стоке, и не было бы ничего, о чем вы прочтете ниже. Но я бедная, и поэтому возопила в мировое пространство в поисках гипотетического кого-то, кто сделал бы для меня эту фотку за бесплатно. И чудо - в очередной раз - свершилось, прекрасный Кто-то, в данном случае именуемый kkalms, нашелся!

Мне уже замечали (и справедливо замечали), что впору писать дополнительную книгу о том, как я писала книгу. Делать это страшновато, слишком велика вероятность, что своей увлекательностью она затмит собственно гагокнигу, с которой все началось. Хотя идея ужасно соблазнительная. В общем, пока я пребываю в сомнениях и не дописала даже первую книгу, одна из историй, которая может войти во вторую книгу, перед вами.

"Жила я себе в Шотландии, и обо всём вышесказанном знать не знала, и не в какую недружественную Англию не собиралась. Между тем в России, в Кандалакшском заказнике, невероятного энтузиазма женщина писала книгу о гагах, да не просто наукообразное бубубу, а захватывающую сагу о гагах от сотворения мира с бесчисленными иллюстрациями, и понадобилась ей фотография этой статуи святого Кутберта с гагой. То, что интернет паутиной не зря называют, однаджы узнает каждый, но боржоми уже не спасёт. А у нас оказался общий жежешный друг, и пост за постом заразила она меня каким-то интернетным вирусом, разжигающим любопытство. И главное, рядом со святым этим островом оказался заказник арктических морких птиц, а как я мечтала увидеть одного представителя семейства чистиковых, я даже сравнить ни с чем не могу. Наконец план созрел и понесли ботинки митю..."

Оригинал взят у kkalms в ОДИН МОЙ ДЕНЬ в раю под покровительством святого кутберта

DSC04906.JPG
Collapse )
tasha

Сортирное, непостижимое

Я не сантехник и, видимо, именно поэтому многого не понимаю в жизни. Например, я не понимаю, почему в русских общественных местах нельзя бросать в унитаз туалетную бумагу. А в финских можно. А в финских же, но управляемых русскими - опять нельзя.

01

Объясните мне, малоумной, логику этих запретов и разрешений. Вот я в обычном русском многоквартирном доме посещаю туалет и бросаю туалетную бумагу куда? В унитаз естественно. Никто из квартировладельцев мне этого не запрещает.

Но вот уже на обычной русской автозаправке - которая может стоят бок о бок с этим домом, то есть коммуникации у них, вероятно, общие - я иду в туалет и немедленно вижу грозную надпись о том, что туалетную бумагу в унитаз бросать ни-ни. (Иногда на автомате я таки бросаю её в унитаз и в ужасе замираю, ожидая кары небесной или унитазной, но еще ни разу ничего не произошло).

Вот я еду в Финляндию и прохожу два КПП с разницей в 10 минут. На российском КПП я вижу в сортире знакомый запрет, продублированный на английском, чтоб дикие иностранцы, чего доброго, не бросили туалетную бумагу в туалет. А на финском КПП я тут же вижу обратно симметричное объявление с сообщением о том, что туалетную бумагу надо таки бросать именно что в унитаз. Объявление явно рассчитано на диких русских, ибо написано только на русском. Аналогичные объявления в Финляндии можно увидеть только в общественных туалетах, расположенных близко к границе, где заведомо высока посещаемость русскими.
По мере удаления от границы жизнь налаживается и никто никаких инструкций с адресами для туалетной бумаги не пишет. Всем итак понятно, для чего существует туалетная бумага и куда она отправляется после использования.

Collapse )

Версия с разными коммуникациями (русские от бумаги засоряются, а финские нет) как-то не убеждает. В квартирах-то у нас ничего не засоряется.
А объявление в начале поста сфотографировано в коттедже, где мы ночевали. Это коттедж на территории Финляндии, построенный совершенно так же, как прочие финские постройки и сортир там точно такой же. Разница только в одном - хозяева там русские.
Так может не в коммуникациях дело?
tasha

Соблюдайте авторские права, и вам воздастся-2, или Мир не без добрых людей

Первый гимн соблюдению авторских прав был здесь>>

В моей гагачьей книжке будет очень много картинок. Прям даже затрудняюсь сосчитать, в общем - видимо-невидимо. И из этого видима-невидима за большинством картинок стоит какая-нибудь своя история по ее добыванию. Хоть сразу начинай писать параллельную книгу "Как я писала книгу". Но параллельную я точно не осилю, а две последние истории расскажу здесь.
Две картинки появятся благодаря вот этим людям: биологу и художнику David Bygott и художнику K. William Kautz.

expert-headerWill

Начну с Вильяма. Я нашла фотографию его резной деревянной гаги на его сайте еще осенью и попросила разрешения на ее использование в книге. Разрешение он дал легко, но образовалась неожиданная трудность. Сама гага была сделана давно и давно уехала к какому-то покупателю. А оставшаяся от нее фотография была слишком маленького размера для качественного воспроизведения в книге. Вильям попросил пару месяцев на поиски лучшей фотографии - он был в процессе переезда и все вещи были упакованы. Потом переезд наконец завершился, и...

"Привет, Александра, - написал мне Вильям. - Я не смог найти нужную фотографию, но у меня есть другая идея. Я просто сделал еще одну гагу и отправляю вам ее фотографию..."Collapse )
tasha

В гости к оленям

Так называется место, где мы побывали. Как его определить, я не знаю. Это НЕ турбаза, НЕ этнографическая деревня, никакой из стандартных терминов туриндустрии к этому месту не подходит. Хотя хозяйка, Светлана Матрехина, принимает туристов, показывает им оленей, саамские традиционные жилища, одежду, рассказывает массу всего интересного. Но Светлана не торгует саамской культурой. Она живет в этой культуре, естественно и органично, как жили ее предки, саами. Как и для них, для Светланы естественной частью жизни является шаманство, общение с духами, обращение за помощью к сейду в решении разных практических вопросов, и свои, домашние олени.
Объективную информацию и красивые, но не мои фоточки этого места я уже давала в октябре, когда сама туда еще не ездила. Теперь будут фоточки не супер-качественные, зато свои, и информация тоже не очень объективная. Даже и вообще не информация, только мои впечатления.

47

Притом рассказывать о впечатлениях от этой поездки мне трудно. Во-первых, потому что всегда трудно рассказывать о настоящем. Во-вторых, потому что я все время невольно сравнивала это место с другим заведением, где предлагают оленье-саамский колорит. О том заведении писалось гораздо проще. И только потом стало понятно, почему.  То, другое заведение, оно и сделано для того, чтобы о нем писали, чтобы в него приезжали и деньги платили. Оно сделано напоказ, и его напоказ часто идет в ущерб подлинности вплоть до полного ее искажения. А здесь было не напоказ. Здесь был человек, живущий той жизнью, которую он знает и любит, а мы просто приехали к этому человеку в гости. И правда - в гости к оленям. Но не только к оленям.Collapse )
tasha

Здесь могло быть ваше поздравление

Если бы я хоть немного представляла, кого, с чем и зачем поздравлять.
Но среди моих читателей насилу сыщется 2-3 человека, для которых Рождество - это именно Рождество, и в нем есть смысл и радость, а не только повод для прикольных открыток и выпить. У меня же самой, эндогенно так сказать, никакая праздничная радость жизни не вырабатывается, так что поделиться мне с вами в смысле поздравлений не с чем. Единственный подвиг, на который я иду ради праздника и мира во всем мире, состоит в том, чтобы промолчать.
Я промолчу о том, что я думаю о новогодних семейных фотосессиях - вообще и в частности.
Я промолчу о том, что я думаю по поводу позитивного идиотизма (тем более, что за меня уже все хорошо сказали).
Я промолчу... даже не буду говорить о чем еще, а то меня, даже и молчащую, сожрут с потрохами.
Я просто пойду и повешу на окошко гирлянду с разноцветными огоньками, которая здесь, в Кандалакше, имеет глубокий функциональный смысл как подспорье ущербному уличному освещению, а потом буду жрать икру и запивать ее шампанским, и надеяться, что это классически пошлое, но чертовски вкусное сочетание хотя бы на пару часов если не отключит, то смягчит такой полезный, но такой тяжелый дар - не обманывать себя и других.

1
Картина Васи Ложкина (о чем тоже можно было бы промолчать, но авторское право - это свято).
tasha

Где кончаются лень и упрямство и начинается интуиция?

"Я заметил, что ты очень любишь спорить с судьбой", - с отчетливым упреком сказал мне большой профэссор на практикуме по психодиагностике. Это было сто лет назад, во времена моего обучения на психфаке (в этот момент непременно оказывается минимум один, пораженный открытием, что по образованию я не биолог), и с тех пор я изрядно обленилась присмирела.

Но на самом деле ни фига я не присмирела, а научилась распозвавать сигналы извне. Например. Если я никак не решаюсь принять положительное решение по некоему вопросу, и иду, вся в раздумьях, по берегу Белого моря, и ни с того ни с сего натыкаюсь на сооружение с вывеской



То больше я уже ни о чем не раздумываю, а принимаю положительное решение легко и непринужденно.
Но это очень простой случай, тут надо быть совсем уж бревном, чтобы не сориентироваться. Обычно все бывает куда менее внятным.

Collapse )
tasha

"Самый счастливый момент у нас был, когда уходит судно..."

Интервью с И.П. Татаринковой 24 августа 2005 г. Почему-то я его не опубликовала тогда, уже не помню почему. Сейчас нашла. Вот.

"Я приехала работать на Айновы острова в 1963 году. Что там было раньше? В конце 19 века на Айновых островах был зоолог англичанин Пирсон. В то время там яйца собирали. Он весной несколько раз там был и пишет, что – палатки, вылезли из палаток люди, такие грязные, что я еще нигде таких не видел. Вот в палатках несколько дней на Айновых они собирали яйца. Потом Айновы охранял Трифоно-Печенгский монастырь. Тогда Пинегин там бывал. Но в революцию монастыри разорили. Потом, сразу после революции, финны вышли из состава Союза, и ушли со всей территорией. Так что Айновы острова стали финскими. И были финскими долго, до 1946-го года. В 1930-х гг. там работал финский орнитолог Мари Калио, осталась его книжка на финском языке, но она не переведена. Потом из финнов там работал Мавродиади, его работа вроде переведена. А после войны, раз финны такие нехорошие, мы забрали этот кусок – выход в незамерзающее море.

И с 1946-го же, кажется, года Айновы острова вошли в состав заповедника. Заповедание Айновых – это целиком Белопольского инициатива. Потом, году в пятьдесят каком-то, там работала Татьяна Дмитриевна Герасимова, будучи тогда аспиранткой. И студентка у нее была Голованова. Когда там Герасимова и Голованова жили в палатках, высадились рыбаки, и начали к девчонкам приставать, девчонки отбиваются, рыбаки говорят: «Ну ладно, мы завтра придем, вас взорвем». На следующий раз приходят, орут, размахивают взрывчаткой. Подходят к палаткам, а оттуда вылазят Белопольский и пограничники. Как раз вовремя приехали. Конечно, у девчонок было торжество.
Потом в 1958-м году приехала туда Скокова с лаборантом Кохановым. В 1961-м году Скокова приезжала, в 1962-м году она приезжала на недолгий срок, и месяца два работал Карпович, поскольку не было там никого. Но все-таки три года там была Скокова. Коханов в 1963-м на месяц приезжал, и в 1964-м на месяц. Так что там мало кто работал.
Был там какой-то инспектор. Как мне потом в поселке говорили: «Вот как с ним хорошо было! Он сам возил яйца в поселок, не надо было на остров ехать».

А в 1963-м году, весной, туда приехала я и числилась тогда инспектором, лесником.


03_1
И.П.Татаринкова. Остров Малый Айнов. 1978 г.

Collapse )

До кучи пусть и эти две ссылки здесь же будут:

"Берег, я - остров".  Статья об Айновых островах в журнале "Вокруг света", июнь 1985>>

"Настоящая жизнь на Айновых островах". Интервью Р.Г. Чемякина журналу "Экостиль", 2010 г.>>
tasha

Дню туризма посвящается

Пока я сомневалась писать об этом или фиг с ним, оказалось, что сегодня Международный День туризма. Ну, стало быть, сам бог велел. В лице генеральной Ассамблеи ООН, учредившей этот день в 1979 году.

За неделю, предшествующую этому самому дню, попалось два материала про туризм, зацепивших внимание. Дискуссионных, как это принято называть. Таких дискуссионных, что я даже поучаствовала в дискуссиях по их поводу.

Предмет дискуссии номер один - водопад Корбу, Алтайский биосферный заповедник. То есть сам водопад вне всяких дискуссий, а вот то, как его недавно оптимизировали...



Как сообщает нам алтайский АиФ, теперь туристы могут делать селфи с диким медведем. "Макет медведя в натуральную величину установили на популярном месте для фотографий. В кадр попадет и водопад, и дикий зверь".

Я содрогнулась. Но современные специалисты по экопросвещению быстро объяснили мне, что:

Collapse )