?

Log in

No account? Create an account
Все предыдущие люди, о которых я здесь рассказывала - редакторы, переводчик, библиограф, и даже художник - отчасти делят со мной ответственность за книгу. Если что не так, можно ведь и на них пальцем указать: прошляпили, ай-яй-яй. А вот фотографов упрекнуть не в чем, они прекрасны и безгрешны, как ангелы. И, как ангелы, бескорыстны. 90% фотографов, принявших участие в книге, дали свои фотографии бесплатно (и опустим, сколько я ныла, что я бедная сиротка Хася).

Мало того. Очень многим из моих фотографов пришлось выступать не только в роли фотографов.

Квинтэссенция фотографического идиотизма героизма. Ирине Коршуновой этим летом в Исландии пришлось отпахать на меня 3 недели не только в качестве фотографа, но и в качестве: переводчика, водителя и сборщика гагачьего пуха (это не говоря о том, что уже три года я регулярно гружу её переводами с датского).

ирка

Или вот невероятная kkalms. Тем, что со многими своими помощниками я знакома только виртуально, уже никого не удивишь. Но тут случай особый - я даже не знаю её имени и никогда не видела лица. Но в эту женщину я, не побоюсь этого слова, влюблена. Это благодаря ей у меня есть фотография статуи святого Кутберта с гагой. Как это получилось никто, лучше её самой не расскажет:

"Жила я себе в Шотландии, и обо всём вышесказанном знать не знала, и не в какую недружественную Англию не собиралась. Между тем в России, в Кандалакшском зповеднике, невероятного энтузиазма женщина писала книгу о гагах, да не просто наукообразное бубубу, а захватывающую сагу о гагах от сотворения мира с бесчисленными иллюстрациями, и понадобилась ей фотография этой статуи святого Кутберта с гагой. То, что интернет паутиной не зря называют, однаджы узнает каждый, но боржоми уже не спасёт. А у нас оказался общий жежешный друг, и пост за постом заразила она меня каким-то интернетным вирусом, разжигающим любопытство. И главное, рядом со святым этим островом оказался заказник арктических морких птиц, а как я мечтала увидеть одного представителя семейства чистиковых, я даже сравнить ни с чем не могу. Наконец план созрел и понесли ботинки митю..." (продолжение тут, и вы не пожалеете, если почитаете).

Или вот другая никогда не виденная мною девушка, из далекой на этот раз Дании. Но она хоть имени своего не скрывает. Чудесная Светлана Ткач, снабдившая меня множеством отличных фотографий гаг, да к тому же еще искавшая и переводившая для меня разную заплесневелую информацию в датских библиотеках. Идите к Свете в фейсбук или на фликр, и будет вам разнообразное птичье счастье чуть не каждый день.

Потом... Нет, пойду-ка я просмотрю все главы, иначе точно кого-нибудь забуду... Просмотрела. Начала было писать о каждом, но быстро сдалась. Поэтому просто списком.

И еще 49 человек, мамадорогая...Collapse )

Итого 52, плюс я - 53, плюс наверняка все-таки кого-нибудь пропустила. Теперь представьте весь ужас переписки с таким количеством народу какое бешеное количество иллюстраций будет в книге, учитывая, что авторские фотографии - это далеко не все иллюстрации, есть еще фотографии из архивов, репродукции из музеев и от художников... Но о них читайте в наших следующих выпусках.

***
Это была элегантная подводка к напоминанию, что в настоящий момент идет поиск финансирования для издания книги. Вы можете принять участие:
1) в качестве частного подписчика (см. сюда)
2) и/или оказав помощь в поисках организации-спонсора.

Подробная информация о книге тут>>


Другие участники:
Научный редактор>>
Художник>>
Литературный редактор>>
Библиограф>>
Музеи>>
Художники>>
Переводчик>>

Любые вопросы велкам сюда или на почту alexandragor4@yandex.ru
До меня внезапно дошло, что еще один смысл в устройстве этой доски почета - чтобы участники гагокниги узнали о существовании друг друга. Ведь это только я знаю, сколько и каких людей закабалила, а они-то каждый страдают в одиночку. Фиг знает, может, им приятно будет почувствовать плечо, посмотреть в лицо и прочими способами ощутить себя частью коллектива. Может быть, когда знаешь, что не ты один попался, то не так обидно?

Но к делу. Можете себе представить, какое количество литературы использовано при подготовке книги? Нет, не можете. Я тоже не могу, не хватило духу всё пересчитать. Скажу только, что когда еще и треть текста не была написана, я уже осознала, что если давать всю литературу одним общим списком в конце книги, то а) я запутаюсь в нем сама и б) в нем заблудится читатель. Поэтому я решила давать список литературы после каждой главы. Таким образом каждый отдельный список литературы приобрел вменяемые размеры: от 2 до 4 страниц. Изредка какие-то пункты в нем повторяются, но это, я считаю, не страшно. Страшно оказалось другое.
Мало того, что я никогда всерьез не имела дела с оформлением списков литературы, так у меня еще и половина литература такая, мягко говоря, специфическая. Рукописные бумажки из архива заповедника, скандинавские малотиражные издания, магистерские диссертации каких-то буржуйских студентов, и прочая, прочая, прочая. Представление всего этого в списке литературы надо мало того, что унифицировать, но еще и сделать мало-мальски понятным, причем одновременно и для русских, и для англоязычных читателей.
Руки мои опустились, не успев подняться, и тут на помощь пришла Анастасия Федотова. Сама пришла.

анастасия федотова
Анастасия, я стянула фотку у Вас в фб, очень она мне понравилась. Но если нельзя, скажите, уберу. Только дайте тогда другую на замену!

Биолог, историк науки, редактор - все профессиональные качества Анастасии в моем запущенном случае как нельзя более уместны. И не то, чтоб она очертя голову кинулась в такое рабство, Анастасия - женщина весьма здравомыслящая.

Нет, мы сначала просто разговаривали. Виртуально. Общие интересы, история науки, то-сё ("Никогда не разговаривайте с неизвестными!"(с)). Первый шаг к пропасти Анастасия сделала, когда восхитилась моим докладом "Как в СССР пытались создать гагачьи хозяйства и почему из этого ничего не вышло" и стала настоятельно мне рекомендовать опубликовать этот материал в каком-нибудь западном журнале. И ведь убедила! В результате получилось: Attempts to Establish Eider Farms in the USSR, and Why These Failed // Arcadia, The Environment & Society Portal. Summer 2017. No. 14. Но инициатива, конечно, оказалась наказуема, и Анастасии пришлось попомогать мне с подготовкой этой публикации.
Что и затянуло её в омут, потому что следующим номром она предложила (сама!) причесать мои списки литературы. И вот уже два года она их все чешет и чешет, чешет и чешет... В особо тяжелых случаях консультируется с профессиональными библиографами, и снова чешет и чешет...

Я восхищаюсь долготерпением и ответственностью этой женщины. Я не знаю, чем заслужила такой подарок, не знаю, чем могу за него отблагодарить и как компенсировать всё потраченное на меня время. Единственное, что я могу сделать, это пообещать Анастасии скорый конец пыток - вчера я отослала ей на проверку предпоследний список литературы.

***
Это была элегантная подводка к напоминанию, что в настоящий момент идет поиск финансирования для издания книги. Вы можете принять участие:
1) в качестве частного подписчика (см. сюда)
2) и/или оказав помощь в поисках организации-спонсора.

Подробная информация о книге тут>>


Другие участники:
Научный редактор>>
Художник>>
Литературный редактор>>
Фотографы>>
Музеи>>
Художники>>
Переводчик>>

Любые вопросы велкам сюда или на почту alexandragor4@yandex.ru
Все, о ком я рассказывала до сих пор - переводчик, художник, научные редакторы - были мною в книгу притянуты за уши. Это не уменьшает их заслуг, лишь свидетельствует о похвальном здравомыслии. Но есть в нашей разношерстной компании люди иного толка - те, кто сами засунули голову в петлю...

Если изначально я не собиралась обзаводиться даже научными редакторами, то можете себе вообразить, что я великий литературный гений думала о редакторе литературном. Правильно, ничего я о нем не думала. И, возможно, так бы и не подумала, если бы судьбе не было угодно нос к носу свести меня с Ольгой Викторовной Максимовой.
При этом у нас обнаружилось столько общего, что оставалось лишь удивляться, как это судьбе не стало угодно свести нас раньше, зачем непременно было дожидаться 2015 года и конференции в Чупе? Возможный ответ: судьба дожидалась, пока я начну писать гагокнигу.

Видите этот пронзительный прищур и скептически поджатые губы? Никого не напоминает? Правильно, меня. Именно с таким выражением я чаще всего смотрю на мир в целом и на чужие тексты в частности. И именно с таким выражением Ольга Максимова смотрит на мои тексты. И не думайте, что эдак каждый может скорчить соответствующую рожу и от того сделаться литературным редактором. Ольга читает и правит мои тексты так, как правила бы их я сама, если бы увидела в первый раз.

овм

Поскольку у меня всё не как у людей, то и литературный редактор у меня на самом деле никакой не литературный редактор. Формально Ольга - биолог, точнее - альголог, специалист по водорослям, научный сотрудник Института океанологии им. Ширшова. Кроме этого, Ольга еще и человек широчайшей эрудиции, острого ума и обладатель такого богатого, такого вкусного русского языка, что с ней хочется общаться бесконечно за одно только удовольствие слушать её. И я не буду ничего говорить о том, как Ольга готовит, а то вы заподозрите, что причина моей к ней любви - вовсе не литературные таланты.

Всякий пишущий человек знает, что это такое, когда "замылился глаз". Когда слишком долго возишься с текстом и уже перестаешь его воспринимать. Видишь - и не видишь. Пропускаешь самые дурацкие ошибки, откровенно неудачные выражения. И чем больше текст, и чем дольше с ним приходится возиться, тем хуже. Вот в этот момент надо, чтобы кто-то прочитал текст свежим взглядом.
Причем лучше всего, чтобы этот кто-то знал всё то, что знаешь ты, понимал, что и как тебе хотелось сказать, где пошутить, а где пострадать, и вообще, чтобы этот человек был тобой - улучшенным, всезнающим, всепонимающим, идеальным... и с незамыленными глазами.

Таким человеком и стала для меня Оля, и это благодаря ей итоговый текст будет гораздо больше похож на то, что я хотела сказать изначально, чем на бред гаганутой старушки. И кстати, это как раз она ненароком обронила столь любимую мной характеристику замысла книги: "Есть в этом какое-то средневековое безумие".


Это была элегантная подводка к напоминанию, что в настоящий момент идет поиск финансирования для издания книги. Вы можете принять участие:
1) в качестве частного подписчика (см. сюда)
2) и/или оказав помощь в поисках организации-спонсора.

Подробная информация о книге тут>>


Другие участники:
Научный редактор>>
Художник>>
Библиограф>>
Фотографы>>
Музеи>>
Художники>>
Переводчик>>

Любые вопросы велкам сюда или на почту alexandragor4@yandex.ru

С художником была интрига. С одной стороны, какой нафиг художник, когда в книге итак стотыщ разнообразных иллюстраций, чуть не на каждой странице? С другой стороны, быстро стало понятно, что как раз поэтому художник и нужен - чтобы всю эту разножопицу как-то визуально объединить, Как это сделать, я совсем не знала. Зато с самого начала знала, кто это будет делать. И - ошиблась. Замечательный художник, очень мною любимый, с чьими картинками я только и представляла свою книгу, сделать иллюстрации согласился сразу, но - завис. Прошел месяц, и год, и два, и... На третьем году художник признал, что - никак. Ни одной идеи. Не получается. Я заметалась.
Мне казалось, что в мире нет больше ни одного человека, который справится с этой задачей. Глупость, конечно. Если есть задача, в мире всегда окажется человек, способный её решить, фокус только в том, чтобы его найти. Но где, где его искать?! - металась я как последняя дура. Пока не подняла глаза на собственную стенку над собственным столом и не увидела картинку.

40_eiders

Эту картинку давным-давно, в 2015 году, нарисовала совершенно неизвестная мне тогда Мария Сергунина. Причем я же, сама того не ведая, появление картинки и спровоцировала. Начатым тогда сбором гагачьих изображений и громогласными стонами, что русские почему-то гаг совсем не рисуют. "Эврика!" - возопила я. - "Она или никто!".
Оставалось только два вопроса: 1) согласится ли совершенно незнакомый человек работать на условиях "денег, увы, нет, могу обещать только мировую славу" (да, так и написала) и 2) получится ли у неё то, что мне надо, если я сама не знаю, чего мне надо?

На пустой карман и мировую славу Мария согласилась с волшебной легкостью. А после первой же сделанной ей иллюстрации я поняла, что сорвала банк. Как, как ей удалось так точно попасть в интонацию книги, совпасть с моей ехидной натурой, соблюсти баланс всего со всем? Не зная меня, ориентируясь только на текст и мое невнятное мычание? Тайна сия великая есть, но нам с гагами в очередной раз сказочно повезло.



Мария Сергунина. Заставка к главе "Обыкновенная гага и её святой покровитель". Снимаю шляпу.

Это была элегантная подводка к напоминанию, что в настоящий момент идет поиск финансирования для издания книги. Вы можете принять участие:
1) в качестве частного подписчика (см. сюда)
2) и/или оказав помощь в поисках организации-спонсора.

Подробная информация о книге тут>>


Другие участники:
Научный редактор>>
Литературный редактор>>
Библиограф>>
Фотографы>>
Музеи>>
Художники>>
Переводчик>>

Любые вопросы велкам сюда или на почту alexandragor4@yandex.ru

Сюрприз! Их целых два. А ведь четрые года назад, когда я затевала все это безумие, слова "научный редактор" вообще не приходили мне в голову. Какое счастье - ваше, моё и гагачье - что я вовремя опомнилась.
"Вовремя" случилось на главе "Как живет гага без человека", то есть, собственно, на биологии. Попытавшись подступиться к ней так и эдак, я покрылась холодным потом и поняла, что в одиночку не потяну. Но ведь холодный пот, он хорош чем? Тем, что остужает горячие головы. Остудивши голову, я сообразила, что не все потеряно, потому что у меня есть друзья юности. Участь друзей юности, неосторожно выросших в 1) северных, 2) морских, 3) орнитологов, была решена - они оказались со мной в одной упряжке.


Три веселых гуся: автор и научные редакторы гагокниги на Орнитологическом конгрессе в Твери.

Дополнительную пикантность ситуации придавало то обстоятельство, что оба двое свалились на меня не с неба, а из Кандалакшского (гагачьего!) заповедника, где все мы были студентами у общего шефа, А.С. Корякина, занимашегося в то время изучением кого? - Тадаммм, гаги.
Вот, стало быть, его диссертация, а вот и наш тройственный в ней след.Read more...Collapse )
Трудно общаться с человеком, одержимым одной идеей. Особенно трудно, если эта одержимость длится годами. Если же с таким одержимым приходится не просто встречаться время от времени, а постоянно жить в одном доме, то естественным и единственным желанием быстро станет желание его убить и любой суд вас оправдает. Тем, что я до сих пор жива, мир обязан ангельскому характеру и/или беспредельному пофигизму моего супруга. Но это не единственная его заслуга перед человечеством.

Человек, получивший образование и проведший 13 лет своей жизни в Канаде, а следующие 14 лет занимавшийся разнообразными переводами, и ко всему этому неосторожно ставший моим супругом, был обречен.

88
Вот он, этот Чайльд Гарольд, он же - переводчик гагокниги, он же - мой супруг, в миру - Павел Войтинский.

Тут надо пояснить вот что. Мало того, что я задалась целью собрать в своей книге ВСЮ информацию о взаимоотношениях людей и гаг во ВСЕ времена и у ВСЕХ народов ("есть в этом какое-то средневековое безумие", как справедливо заметила одна умная женщина), я еще к тому же уперлась, что книга непременно должна быть издана сразу и на русском, и на английском языках. И это не пижонство, а суровая необходимость, потому что иначе ВСЯ собранная информация смысла иметь не будет, она должна быть доступной для ВСЕГО гагачьего мира.

И вот, уже четвертый год - столько, сколько я пишу гагокнигу - многострадальный супруг её переводит. Благодаря его самоотверженным трудам к финалу мы придем почти одновременно, т.е. русская и английская версия текста будут готовы с минимальным разрывом (перевод последней написанной мною главы) и одновременно отправятся в типографию.

Если сводить изложенное к цифрам, это означает, что супруг перевел лишь бы от меня отделаться за здорово живешь около 500 страниц не самого простого текста. Мало того. Параллельно с переводом собственно книги, все эти 4 года он непрерывно переводил нужные мне для работы статьи, части книг, бесконечные письма. Уверена, что в общей сложности он перевел за это время не менее 1000 страниц разнообразных гагачьих текстов.

И все это, прошу заметить, безвозмездно, то есть даром.

Это была элегантная подводка к напоминанию, что в настоящий момент идет поиск финансирования для издания книги. Вы можете принять участие:
1) в качестве частного подписчика (см. сюда)
2) и/или оказав помощь в поисках организации-спонсора.

Подробная информация о книге тут>>


Другие участники:
Научный редактор>>
Художник>>
Литературный редактор>>
Библиограф>>
Фотографы>>
Музеи>>
Художники>>

Любые вопросы велкам сюда или на почту alexandragor4@yandex.ru
Проезжаем мы как-то недавно через центр Кандалакши, мимо гостиницы "Беломорье". И вдруг мой наблюдательный супруг спрашивает: "Ой, а чего это за могила?".
На ходу из машины не разглядеть, но издалека и правда на могилу похоже. Вдруг, посередь города, на газончике перед гостиницей возник камень с табличкой.
каменьПро могилу это мы погорячились конечно. Оказалось, никакая не могила, а вот "...сей камень заложен на месте установки памятника основателю города Кандалакши... преподобному Феодориту Кольскому". И это, скажу я вам, смелое и неординарное заявление.

Почему?

Нет, я не то, чтобы против памятников, пусть даже и преподобным, почему нет. Я только не поняла, с какого перепугу Феодорит Кольский вдруг оказался основателем Кандалакши.

С ними, святыми, дело, конечно, темное. Однако биография Феодорита в православной энциклопедии (1481-1571) гласит, что побывал он за свою жизнь много где, в том числе активно занимался крещением лопарей на Кольском полуострове, но Кандалакша среди посещенных Феодоритом населенных пунктов не упоминается.

Правда, другие источники утверждают, что в 1526 году Феодорит освящал в Кандалакше церковь Рождества Иоанна Предтечи, а в 1548-1551 гг., опять-таки в Кандалакше, "созидает Рождества-Богородичный (Кокуев) мужской монастырь и «бывает в нем игуменом»".

Ну, ок, основал так основал, с церковью и монастырем никто не спорит, но позвольте, а город-то здесь причем?! Если первое упоминание Кандалакши в летописях датируется 1517 годом, в честь чего в прошлом году и было пышно отпраздновано её 500-летие. А 1517 год, как ни крути, был раньше, чем самое раннее упоминание Феодорита в связи с Кандалакшей в 1526 (когда он освящал тут церковь). Так что основателем Кандалакши Феодорит быть никак не мог. А основателем города Кандалакши не мог быть вдвойне, ибо статус города Кандалакша получила и вовсе в 1938 году (в честь чего в этом году было опять-таки пышно отпраздновано её 80-летие).

Несведуха какая-то получается. И заметила эту несведуху, конечно, не только я, но и ряд "неравнодушных граждан".

Read more...Collapse )
Самая крупная в мире коллекция обыкновенных гаг находится в Дании, в Natural History Museum of Denmark в Копенгагене – это более 1700 единиц хранения, включающие более 1200 экземпляров и более 500 частей скелетов. Основную часть этой коллекции собрал около ста лет назад датский орнитолог Эйлер Лен Шойлер.
Коллекция птиц Шойлера включала 21000 экземпляров шкурок и тушек (в том числе, 2000 чучел) и 10000 скелетов птиц - крупнейшая коллекция в мире, собранная одним человеком. Для размещения коллекции Шойлеру пришлось построить отдельный дом в Копенгагене.

***
Eiler Theodor Lehn Schiøler (1874-1929).
.
Дальнейшая информация - попытка компиляции из датскоязычных источников: статьи в википедии и статьи Kongerækken: fra Lehn Schiøler til Ferdinand
Использованы фотографии с сайта https://arkiv.dk/
.
Птицами начал интересоваться еще в школьные годы, тогда же начал собирать птичьи яйца, положившие начало его грандиозной коллекции.
.
Ко времени окончания школы Шойлер окончательно утвердился в желании систематически изучать орнитофауну Дании, что в то время было невозможно без сбора обширных коллекций. Сбор коллекций, в свою очередь, требовал немалых финансовых затрат. Поэтому Шойлер сознательно пожертвовал возможностью получить естественнонаучное образование и пошел по финансовой части. Занимался чем-то вроде торговли ценными бумагами на фондовых биржах (эту сторону его деятельности нам трудно понять в датском описании). Во всяком случае, его финансовая деятельность какое-то время была очень успешной, и он мог позволить себе посвящать время сбору орнитологической коллекции.
.
В 1905 году он опубликовал свое первое научное исследование по гренландским кряквам. В 1906 году стал одним из организаторов Датского орнитологического общества и был его председателем с 1906 по 1928 год. Также создал журнала этого общества, в котором опубликовал ряд статей  по северрным птицам, в том числе, по таким темам как изменнение численности уток, исследования межвидовых отношений и некоторые небольшие фаунистические сообщения.
.
Однако в 1922 году компания Шойлера обанкротилась и он потерял все деньги, что было тяжелым ударом. Дальнейшую работу и сохранение коллекции поддерживали друзья.
Read more...Collapse )
Пишу главу "Гаги в науке", и это - вы не поверите! - предпоследняя глава, которую мне осталось написать.
И все бы хорошо, но жутко трудно оказывается разобраться с современными методами изучения гаг. Потому что я со своим заповедным воспитанием-образованием застряла в позапрошлом веке и даже слов многих не знаю, которые нынче просты и привычны, как нам топор.
И вот, посреди этих непонятных слов и неведомых действий, вдруг обнаруживаются посты Евгения Семашко про изучение гаг на Соловках как раз-таки современными методами. Посты простые и прекрасные, с картинками, прям то, что надо таким, как я, безграмотным. Но посты эти в фб, которое есть черная дыра, и потому я их позволю себе скопировать - для сохранности, осознания, ну и вдруг кому тоже интересно.
Все, что дальше, текст и фото, - Евгения Семашко

Навешивание датчиков-логгеров. Эту работу мы ведем уже 5 лет и нам особенно приятно, что часть птиц, которых мы повторно отловили в этом году были помечены нами еще в 2013 – они уже хорошие старые знакомые =). С логгеров мы узнаем о перемещении птицы в течении года, как долго она находилась в воде, как насиживала яйца и еще другую информацию.

1
Аккуратно держим пойманную гагу...

2
У этой красавицы 2 кольца - металлическое и пластиковое. К пластиковому пристегнут логгер - мы вешали его еще в 2014 году. С тех пор раз в несколько минут логгер записывал данные в память и хранил их для нас.Про логгеры и кровьCollapse )
Пять дней назад, отправляясь в традиционное августовское пустынное сидение в Кузомени, сдала большую статью, порожденную июльским путешествием на Айновы острова. И - вуаля, вот она:

"Айновы острова: через 110 лет после Пинегина"

Летом 1909 года исследователь севера и художник Николай Пинегин побывал на Айновых островах в Баренцевом море. О своей поездке он написал небольшую статью, которая была опубликована в «Известиях Архангельского общества изучения Русского севера». Случилось так, что именно эта эмоциональная заметка молодого человека, проведшего на островах всего несколько часов, стала самым популярным текстом об Айновых островах, который продолжают перепечатывать до сих пор.
Летом 2018 года, почти через 110 лет после Пинегина, мне тоже удалось побывать на Айновых островах в составе комплексной экспедиции, состоявшейся при поддержке Баренц-отделения WWF России и Кандалакшского государственного природного заповедника. Неделю мы прожили на острове Большой Айнов, исследуя состояние его орнитофауны, тундровой растительности и торфяных залежей. Текст Пинегина я распечатала и взяла с собой: интересно было сравнить описание вековой давности с современными реалиями. Результатом сравнения стала эта статья.

Часть первая>>

Часть вторая>>

Profile

tasha
alexandragor
Александра Горяшко
Website

Tags

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner