Александра Горяшко (alexandragor) wrote,
Александра Горяшко
alexandragor

Categories:

Давние беломорские истории

Как-то я их забросила, извините. А тут оказалось, что читателей у них больше, чем могла предположить. Что они интересны и нужны многим достойным людям. К тому же, насколько знаю, как раз в эти дни на ББС МГУ происходит конференция по истории станции, посвященная ее, истории и станции, 75-летию. Поехать на эту конференцию я не смогла, поучаствую хоть виртуально.

12.047Михаил Евгеньевич Виноградов (1928-2007). Океанолог, доктор биологических наук, академик РАН, лауреат Гос.премии и проч., проч. В 1948 г., студентом 3 курса работал на ББС МГУ, продолжал работу на станции в 1951 и последующие годы.
"Никаких моторов в те времена не было, а все на веслах или, в крайнем случае, на парусе. Мне для охоты была выделена лодка – тяжелая-тяжелая, и она вся текла, потому что она вся была сгнившая. Поэтому на ней прямо почти невозможно было ходить, а нужно было такими большими кругами. Сделаешь такой круг, - к берегу, переворачиваешь, выливаешь воду. Потом сделаешь еще круг – к берегу, переворачиваешь, выливаешь воду. Тем не менее, мы далеко уходили...
...Мы жили в этой избушке с печкой из дикого камня, Петя Матекин утром туда залезал, торчала задница в рваных штанах, он искал чинарики. А потом он говорил: «Ребята, как интересно! Я вечером надел носок рваный на пятке, а он за ночь прополз и теперь на шее у меня. Как это он мог?»...
Интересные там были беломорские типы. Ваккулин - очень хороший мужик, очень любил приходить к нам пить какао из Нильмы-губы, и рассказывал, как тут раньше было. Великий и Киндо-мыс – это было место ссылки. Причем, это была одна из самых жестоких ссылок. Там на Великом бараки были так поставлены, что люди спали, а когда они вставали, то по колено в ледяную воду. Так стояла вода. Я говорю: «Как, бежали?» – «Да, - говорит, - бежали. Мы специально охраной стояли. Ведь мы-то знаем, отсюда как убежишь? Все равно – один проход, другой проход. Эти проходы закрыл, и бежать-то некуда». Я говорю: «Но хоть с острова убегали?» – «Ну, с острова убегут, потом все равно мы их схватим и обратно отдаем». – Я говорю: «Ну, и что с ними?» – «Ну что, изобьют, убивали». – «Так зачем же вы это делали? Ну, уж убежали люди, что вам-то?» – «Ох, Михаил, по 25 рублей с головы платили!»


Полный текст воспоминаний М.Е. Виноградова>>
История ББС МГУ>>
Tags: Белое море, биостанции, память и памятники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments