В данном случае речь пойдет только об издании бумажных книг. Итак.
.
Мои книги, изданные в 2020-2021 гг. Первые две - самостоятельно, третья - через издательство.
Существует распространённое заблуждение, что книгу может издать только издательство. Это не так. Книгу можно издать как через издательство, так и самостоятельно.
По большому счёту, издательство лишь является посредником между автором и всеми специалистами, которые нужны для издания книги: редактором, художником, дизайнером, верстальщиком, типографией и, наконец, магазинами.
Издательство нужно в том случае, если:
1) автор не может сам обеспечить себе контакты со всеми этими специалистами
и 2) если у автора нет денег для оплаты работы всех этих специалистов.
Потому что ещё одна важная функция издательства состоит в том, что оно вкладывает свои деньги в процесс создания книги. Из этого простого факта легко понять, что ваша книга для издательства - это только бизнес, ничего личного. То есть, как во всяком бизнесе, попытка получить максимальную прибыль при минимальных вложениях. Соответственно, издательство заинтересовано в том, чтобы экономить на всём, начиная от прав и доходов автора и заканчивая качеством издания. Насколько эта экономия отразится на качестве издания, зависит от представлений конкретного издательства о том, где находится плинтус, ниже которого опускаться нельзя.
Отношения с издательством, в свою очередь, могут быть представлены двумя вариантами:
1) автор оплачивает все производственные процессы сам, после чего получает готовый тираж и делает с ним, что пожелает. Тут издательство в чистом виде выполняет роль подрядчика и мне совсем трудно понять людей, которые идут на такой вариант взаимоотношений. Хотя теоретически я знаю, что не для всех задача найти редактора, верстальщика и т.д. представляется такой же легкой, как для меня.
2) автор ничего не оплачивает,
Получите ли вы от издательства аванс, гонорар или проценты с продаж - всё это тоже зависит от того, что и как будет прописано в договоре. Но в подавляющем большинстве случаев доходы автора будут несоразмерны вложенному труду. Разве что вы напишете бестселлер, издающийся миллионными тиражами, или учебник, рекомендованный Министерством просвещения, который по тиражам утрёт нос любому бестселлеру. Во всех остальных случаях не стоит рассматривать писание книг как способ обогатиться.
И во всех случаях перед тем, как подписать договор, обязательно проконсультируйтесь с юристом. Юриста могу порекомендовать>>
При самостоятельном издании книги вы тоже не обогатитесь. Но зато сделаете всё именно так, как хотите вы, а не так, как будет рекомендовать или диктовать издательство.
В этом случае автор сам полностью готовит макет книги к печати. Т.е. сам находит и оплачивает редактора, верстальщика, дизайнера, типографию. Хранение и распространение тиража – тоже головная боль автора.
Стоимость работы редактора и верстальщика может быть какая угодно. У меня редактора были бесплатные хорошие знакомые, а верстальщики брали по минимуму по той же причине. Объективно, стоимость этой работы зависит от объема, уровня сложности и т.п. Например, верстка «Писем из заповедника» мне обошлась в 30 тыс.руб. и её делала очень хорошая опытная верстальщица.
В любом случае, основная статья расходов – оплата типографии. Тут опять же надо понимать, что типографий у нас как грязи и каждая обещает, что всё сделает в лучшем виде. В реальности у них разное оборудование, опыт, отношение к работе. Выбрать правильную типографию с оптимальным соотношением цены/качества – отдельная работа. У меня такая типография находится в Питере, порекомендована знакомым, который у них уже много чего печатал, и они действительно делают отлично.
Сумма, которую типография возьмет за печать, - самая объективная цифра во всей этой истории, но она опять же будет зависеть от миллиона параметров. Твердая/мягкая обложка, материал обложки, клееная/шитая книга, черно-белая или полноцветная печать, тип бумаги (матовая, глянцевая, толщина и т.п.), формат, тираж.
Общая закономерность – чем больше тираж, тем меньше себестоимость одного экземпляра. Например, для "Писем из заповедника" стоимость печати 300 экз.была 215 тыс.руб., а для 500 экз. – 235 тыс.руб.
Наконец, про ISBN (международный книжный номер, без которого книга суть самиздат).
Почему-то почти все уверены, что его может дать только издательство и уже из-за одного этого книгу без издательства издать невозможно. Это совершенно не так. ISBNы раздает Книжная палата (см. http://www.bookchamber.ru/isbn.html). Можно купить напрямую у неё или у многих издательств, которые скупают эти ISBNы оптом, а потом перепродают. В любом случае, он стоит что-то порядка 2 тыс.руб., что на фоне всех остальных расходов вообще ни о чем.
Подводя итоги.
Разбогатеть не получится ни так, ни сяк, но, на первый взгляд, издание книги через издательство избавляет автора от массы головной боли. Возможно, это хороший вариант для авторов, у которых совсем нет представления о том, какой они хотят увидеть свою книгу, и/или книга настолько простая в издании (скажем, только текст, без иллюстраций), что её сложно испортить, и/или нет возможности самим найти всех нужных специалистов, и/или нет возможности найти нужные для издания деньги. Для тех, у кого есть определенные критерии качества и представления о том, как должна выглядеть книга, связь с издательством запросто может не избавить от головной боли, а, напротив, существенно добавить её.
Для издания первых двух книг я сама собирала деньги, организовывала все процессы и сама занимаюсь распространением. Это требует чертову пропасть сил и времени, но в итоге я получаю книги изданные так, как я считаю нужным, и глубокое моральное удовлетворение.
На фото довольный автор с самостоятельно изданными книгами.
При издании третьей книги я смалодушничала и решила отдохнуть от всего геморроя, связанного со сбором денег и организацией процесса. В результате я получила ничуть не меньший геморрой (в том числе, и связанный со сбором денег) и книгу, изданную совершенно не так, как я считаю нужным, плюс большие переживания по этому поводу.
На фото лицо автора, получившего книгу из издательства и увидевшего качество печати фотографий.
Всё это, конечно, смахивает на агитацию не связываться с издательствами, но нет, это не она.
Во-первых, сам издать книгу все-таки может далеко не каждый и я это прекрасно понимаю.
Во-вторых, хоть и очень редко, но бывают по-настоящему хорошие издательства, которые нянчатся с автором и его книгой как родная мать.
И в главном - я просто хочу, чтобы люди понимали, что у них есть выбор.