Мою книжку о биостанциях целиком пока прочли только три человека: я и два редактора. И вот один/одна из этих редакторов написал/а рецензию. Но, поскольку рецензия отсылает к тексту, который пока никто не читал, приведу из него кусочек. А потом уж и саму рецензию.
От автора
«В начале августа 1998 года я ехала в утренней электричке из города Кандалакша, стоящего на берегу Белого моря, в поселок Пояконда, стоящий на берегу того же моря. Ехала я в компании людей, которые были существенно меня старше и на северных морях работали намного дольше: Виталия Витальевича Бианки, ведущего научного сотрудника Кандалакшского заповедника, Александра Сергеевича Корякина, главы научного отдела того же заповедника и Евгения Александровича Нинбурга, создателя и руководителя старейшего в России детско-юношеского научного объединения, которое много десятилетий работает на Белом море. Ехали мы все на биологическую станцию МГУ, на научную конференцию, приуроченную к 60-летнему юбилею станции. Всех своих спутников я к тому моменту знала уже давно по совместной работе в заповеднике и, как любых давних знакомых, воспринимала отчасти как неотъемлемый элемент пейзажа. Утренняя электричка неожиданно изменила угол зрения. Получилось, что именно там – среди дачников с корзинами и рюкзаками, среди дорожных рабочих, везущих от полустанка до полустанка громыхающие железяки, – я впервые услышала разговоры старожилов Белого моря. Сто километров от Кандалакши до Пояконды электричка ползет почти три часа, разговоров было много. Мои спутники вспоминали предыдущие поездки на биостанцию и людей работающих там, говорили о других биостанциях и других временах. За окнами электрички мелькали безымянные полустанки, в разговоре мелькали имена и названия. И я вдруг поняла, что вот сейчас, в этой холодной электричке, неторопливо ползущей среди северной тайги, я слушаю рассказы об огромном мире, полном потрясающих историй и людей и совершенно неизвестном миру внешнему – о мире северных биологических станций. И там же я поняла ещё одну вещь – что весь этот мир хранится только в памяти людей и неизбежно уйдёт вместе с ними…».
А теперь, собственно, рецензия.
Нам повезло: Александра Горяшко написала новую книгу.
Понятие «везение» сопровождает эту книгу с момента её давнего – без малого четверть века – и почти случайного зарождения. Повезло, что в далёком 1998 году в электричке из Кандалакши в Пояконду ехали не только великие и незабвенные В.В. Бианки, А.С. Корякин и Е.А. Нинбург, но и вдумчивая и восприимчивая Саша Горяшко. Слушая дивные байки, которые весело травили ещё вполне живые классики северной биологии, она поняла, что ВСЁ ЭТО непременно следует сохранить.
Повезло, что Александра – человек неимоверного упорства и последовательности. Принятое в электричке решение сначала, в 2005 году, воплотилось в прекрасный и теперь широко известный
сайт «Литторины на литорали». Кто не знает: литторины – это маленькие морские улитки, а литораль – приливо-отливная зона, куйпога по-карельски. На «Литторинах» информации на порядок больше, чем в книге, и она там «не причёсана», потому что Александра даёт слово всем и ничего в субъективных авторских «словах» не правит. Загляните – не пожалеете.
Повезло, что в прошлом году Александра издала две книги:
«Дикая птица и культурный человек» (СПб, 2020) – о волшебной северной морской утке гаге и о потрясающих людях, с гагой так или иначе связанных, и
«Письма из заповедника: 1940 – 1946» (СПб, 2020) – о жизни и работе Кандалакшского заповедника. И, суммировав таким образом свой почти сорокалетний опыт работы в заповеднике и изучения гаг, вернулась к истории биостанций.
Повезло, потому что проектом книги о северных биостанциях заинтересовалось
издательство «Паулсен» - единственное в России книжное издательство, специализирующееся на выпуске документальной, художественной и научно-популярной литературы об Арктике и Антарктике.
.
«Паулсен» издаёт солидные, интеллигентные, академические книги. Независимая и свободолюбивая Александра не слишком вписывается в контекст. Поэтому нам всем повезло, что в издательстве работают профессионалы, умеющие почуять «своего», пусть и не слишком удобного автора.
Александра назвала свою книгу «Острова блаженных». По-моему – трудно придумать более точное название. Я знаю, о чём говорю: вся моя жизнь связана с биостанциями – с легендарной Лапутией, с изумительным Картешем, с родной ББС МГУ, с моей Чёрной Рекой. Сравнение биостанций с островами – лежит на поверхности: это – отдельные миры, со своими уставами, привычками и мифами. «Блаженные» требуют пояснения.
.
Эскиз обложки для книги А.Горяшко «Острова блаженных».
Художник: Варвара Ященко.
.
Многие считают, что «блаженный» это синоним слова «юродивый». Ведь все знают храм Василия Блаженного на Красной площади Москвы (хотя вообще-то это Покровский собор), а оный Василий был именно юродивым. Жалостное «Отняли копеечку…» из гениальной оперы. Но вот, например, Блаженный Августин. Он не юродивый, он – святой. Стоит вспомнить, что блаженный (греч. μακάριος, лат. beatus) в буквальном переводе означает: счастливый. И что в православной традиции блаженный - именование, употребляемое в отношении святого или неканонизированного подвижника благочестия.
А ведь есть ещё и слово «блаженство», то есть наивысшее удовольствие. И когда наивысшим удовольствием для человека становится разгадка тайн природы, что очень скупо оплачивается и вообще ни разу не гламурно, а престижно только в узком кругу таких же … э-э-э … ну, вы поняли – коллег, то, скажите на милость: как же можно назвать этого человека иначе, как блаженным? Немножко юродивым, немножко святым…
.
Мне повезло: я прочитала «Острова блаженных» ещё в рукописи, и даже посильно в работе над книгой поучаствовала. И другого названия мне лично не надо. И очень хочется, чтобы оно сохранилось, а не было заменено очень правильным, очень академичным и солидным типа «История русских северных биостанций». Стандарт. Тоска. Холод и пыль заброшенных нищих библиотек. Хотя в качестве подзаголовка – вполне годится, и даже желательно. Потому что содержание книги – именно история 14-ти биостанций на Белом и Баренцевом морях – прошлая и длящаяся, оптимистическая, трагическая, скорбная, весёлая, поучительная – и очень интересная. И, как всегда в книгах Александры Горяшко, главное и здесь – люди: ушедшие от нас и живые, созидатели и творцы, обессмертившие свои имена тяжкими и счастливыми трудами на морских берегах Русского Севера.
.
Если вам интересно, что за люди работают на биостанциях, чем они занимаются, как живут, от чего ловят свой непонятный нормальному человеку кайф, своё заумное блаженство, - подпишитесь на эту книгу в её нынешнем виде, с её авторским названием. Если наберётся 500 «подписантов» (половина тиража), то читателю повезёт получить «Острова», если нет – то унылую скуку на обложке. Время есть до 1 октября. Вперёд, читатель! Твоё
везение – в твоих руках!
Для оформления предзаказа на книгу пишите автору
alexandragor4@yandex.ru.
Ольга В. Максимова,
старший научный сотрудник Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН,
блаженная из Чёрной Реки
При поддержке чернореченских блаженных А.И. Азовского и М.А. Сабуровой.
Слева направо: О.В. Максимова, А.И. Азовский, М.А. Сабурова.