Той, где мы - частный случай.
Андрей Александрович Добровольский был неотъемлемой частью Кафедры, а наука, ученики, студенты были неотъемлемой частью его жизни. Казалось так будет еще очень долго. Теперь его с нами нет, и все, что остается - лучше работать, чтобы хотя бы для науки компенсировать его отсутствие. А для нас его никто не компенсирует.
Кирилл Михайлов16 июля 2019 года на 81-м году жизни скончался Андрей Александрович Добровольский, один из лучших преподавателей-зоологов в Санкт-Петербургском университете.
В память об Андрее Александровиче выкладываю интервью, которое мы с Олей Сидоренковой взяли у него в 2017 году:
Интервью с Андреем Александровичем Добровольским.
А. А. Добровольский – кандидат биологических наук, доцент кафедры Зоологии беспозвоночных СПбГУ, специалист в области паразитологии, педагог и учитель нескольких поколений зоологов.
Андрей Александрович родился в Петербурге, тогда ещё Ленинграде, до войны. Учился здесь же, в школе (ныне школа №123 Выборгского района), рядом с которой находилась Лесотехническая Академия. Во время войны из не уехавших в эвакуацию преподавателей Академии сформировали штат школы.
– Да, эта школа выгодно отличалась от многих других, так как после войны часть преподавателей из Академии остались работать учителями. Собственно говоря, школа во многом определила мою судьбу. Когда я пришёл в вуз, на первом курсе мне фактически нечего было делать – уже в школе я освоил все эти общие предметы: математику, физику, химию. Это позволило мне начать работать на кафедре сразу с 1 курса.
– А когда вы начали интересоваться биологией, почему именно на неё пал выбор? Ваши родители были как-то связаны с этой наукой? – интересуемся мы. Вот что Андрей Александрович поведал нам о своём пути в биологию:
– Родители не были связаны, но бабушка имела прямое отношение к биологии – работала микробиологом в Институте Экспериментальной Медицины. Во время войны на них ложилась колоссальная нагрузка: Институт обеспечивал здоровье городской популяции. Бабушка брала меня с собой на работу, так как я был парнем с Выборгской стороны, с окраины города, поэтому взрослые боялись оставлять меня одного. В ИЭМе мне выделили место в виварии и выдали маленький учебный микроскоп. Вот тогда я и приобщился к биологии. Однако, несмотря на это увлечение в детстве, изначально не собирался учиться на биолога. Честно говоря, я мечтал стать моряком. Но по состоянию здоровья не смог поступить в Нахимовское училище, а я хотел именно туда. Но потом очень быстро сообразил, что море и биология – вещи, достаточно тесно связанные друг с другом. И тогда я стал серьёзно интересоваться морской биологией. И потом, уже будучи биологом, я объездил все эти места, куда хотел попасть: посетил и Шпицберген, и Новую Землю, и Землю Франца-Иосифа.
Когда Андрей Александрович поступил в Ленинградский государственный университет, это был последний год жизни выдающегося русского и советского зоолога – профессора Валентина Александровича Догеля. Но тем не менее Андрей Александрович застал великого учёного в университете.
– В те времена не было никаких проходных и пропусков; тогдашняя профессура категорически возражала против любого пропускного режима: считалось, что университет – место свободного доступа для любого человека. И я пользовался этим. И не просто пользовался, а ходил на лекции, когда учился в старших классах, – вспоминает Андрей Александрович. – И лекции Догеля произвели на меня сильное впечатление. А когда я уже поступил в Университет, кафедрой заведовал профессор Юрий Иванович Полянский. Это, конечно, была совершенно удивительная фигура. Потрясающий лектор, удивительный рассказчик. Просто немыслимый человек! Именно ему приходилось возобновлять нормальную биологию в средней школе, потому что нас-то ещё учили по лысенковской биологии.
Здесь Андрей Александрович рассказал нам о судьбе Полянского в период лысенковщины:
– В докладе на августовской сессии Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. Ленина в 1948 году говорилось, что в ЛГУ сложилось гнездо вейсманизма-морганизма во главе с неким профессором Полянским. Юрий Иванович вернулся с Международного Зоологического Конгресса в Париже, а его тут же (как и многих других учёных) уволили. Понятно, что в Петербурге Полянский оставаться не мог, поэтому Догель, заведовавший тогда кафедрой, тут же отправил Юрия Ивановича в научную «ссылку» лаборантом на Мурманскую морскую биологическую станцию. А после 1953 года, когда Лысенко и его сторонники стали терять власть, опального зоолога постепенно начали возвращать. Сначала Полянского перевели в Петрозаводск, там Юрий Иванович очень много сделал для развития карельской биологии. Ну и с 1955 года стал заведовать кафедрой, читал лекции.
На вопрос о том, кого он считает своими учителями, Андрей Александрович ответил следующее:
– Знакомство с Полянским, пожалуй, сыграло решающую роль при выборе кафедры. Я ведь сначала не собирался идти на кафедру зоологии беспозвоночных, а хотел заниматься гидробиологией. Хотя меня немного интересовала и микробиология – бабушкины гены сказывались, - смеясь, говорит Андрей Александрович. – Но в основном, конечно, я планировал поступать на кафедру гидробиологии, так как я уже упоминал о своей страсти к морю. Однако после того как я послушал лекции Полянского, у меня очень сильно изменилось моё отношение и к биологии, и к науке вообще, и к тому, что надо делать. А когда я оказался здесь, в этой самой 143 аудитории, занятия 1 курса у нас вели два человека. Это Татьяна Александровна Гинецинская, профессор нашей кафедры, в то время ещё доцент, и её муж Донат Владимирович Наумов, директор музея ЗИНа. Наумов попросил Полянского, чтобы тот разрешил ему вести занятия с 1 курсом, так как Наумов почувствовал, что на административной работе он отрывается от науки. Полянский безумно обрадовался этому. Это мне потом рассказывали и Гинецинская, и Полянский, и сам Наумов. Дело в том, что у нас была очень буйная группа, и с нами справлялись далеко не все преподаватели. И когда очередной преподаватель, сотрудница нашей кафедры, от нас отказалась, мол, с этой бандой я работать не могу, тогда Наумов предложил свои услуги в качестве преподавателя. Вот поэтому-то Полянский с радостью согласился. И вот эти три человека являются для меня учителями. Хотя Наумов никогда не занимался трематодами, он был крупнейшим специалистом в нашей стране по кишечнополостным, оставил несколько потрясающих книг по их фауне. Общебиологическое образование, которое мы получили, во многом принадлежало ему. А «трематодчика» из меня сделала Татьяна Александровна.
На вопрос о том, что является самым важным достижением в его научной карьере, Андрей Александрович ответил: «Вы! Студенты!».
– Когда я начинал работать, меня к этому приучала Гинецинская. Она мне давала задания перепроверять её работу. Я сначала даже не понимал: для чего? «Татьяна Александровна, это же всё сделано! И вами же сделано!» – говорил я ей. Она отвечала, мол, проверьте на всякий случай, мало ли, я могла ошибиться. А потом я понял, что на самом деле, это был удивительный способ работы. Что-то в их исследованиях оказывалось правильным, что-то не очень. И вот этим методом я пользуюсь до сих пор. А как вы думаете, чем занимаются нынешние мои ребята – магистранты, аспиранты? Они проверяют то, что я наделал в те годы как исследователь. На новом уровне, новом оборудовании. Поэтому я говорю, что главное моё достижение – это вы!
Затем мы спросили учёного о том, чем, по его мнению, отличаются студенты лет тридцать назад от нынешних. Андрей Александрович считает, что здесь не время играет роль, а обстановка в учебном заведении.
– Мне приходится иметь достаточно много дела не только с нашим университетом, но и с другими вузами. Причём в самых разных ипостасях: я мог входить в какие-то комиссии, мог быть проверяющим, мог контролировать работу. Я мог участвовать в работе – к примеру, приходилось в течение достаточно продолжительного времени читать лекции в Сыктывкарском государственном университете. Когда он только-только образовался, Полянский вызывает меня к себе и приказывает, чтобы я ехал преподавать в Сыктывкар. Я пытался было возразить, но Юрий Иванович был непреклонен: «Завтра поедете в Сыктывкар, надо читать лекции!». Я и поехал. А там ни таблиц, ни микроскопов, ничего не было! Я читаю лекции, после этого беру студентов 1 курса, и мы с ними готовим таблицы на ватмане. Даже кисточек для рисования не было! Ватка на палочке в тушь обмакивается – и рисуется таблица. Накануне каждой лекции я готовил таблицы с помощью студентов. А открыли СГУ к какому-то очередному съезду партии. Взяли студентов 4–5 курсов из местного педагогического вуза и перевели в университет. Сделали это для того, чтобы в год открытия университета тут же доложить о первом выпуске. Это же придумать надо! Но в тот же год набрали и первый курс. Я работал как с первокурсниками, так и выпускниками. Ребята, которых набрали на первый курс, были из мелких городков, деревень. Там стояла специальная задача, чтобы все регионы Коми были представлены в университете. Среди первокурсников находились ребята, которым необходимость университетского образования казалась очень сомнительной. Вот на охоту пойти, рыбку половить – это нормально, это дело для мужиков, не то что смотреть в эти ваши стекляшки. С другой стороны, значительная часть ребят оказалась в совершенно неожиданной для себя обстановке. Вот как ни как, а в университете. Тогда в основном все преподаватели СГУ были из нашего университета, мы были не в штате, но нас посылали в командировки читать лекции, вести практические занятия, проводить семинары. Там полгода посидишь, потом едешь сюда, здесь работаешь со своими студентами, потом снова туда. Я недаром упомянул, что мне помогали студенты первого курса в создании таблиц. Мне стоило только кинуть клич: «Ребята, кто может хоть что-то нарисовать?» – и у меня сразу же образовалась группа почти из пятнадцати человек. Многие из них так и остались потом в этом университете работать после окончания. Вот, понимаете, они не были профессионально заинтересованы, они не знали профессии. Но для них это был удивительный социальный лифт, который резко помог подняться наверх. Люди же, которые идут к нам в университет, обладают чётко выраженной профессиональной ориентацией. Они по-настоящему знают, что им здесь нужно. Это резко меняет отношение к делу. С вами интересно работать. Наше и ваше поколения объединяет профессиональная заинтересованность. Мы знали, зачем сюда пришли, и вы знаете.
– Какие сложности возникали во время вашей деятельности, может, какие-нибудь переломные моменты, после которых у вас менялась точка зрения?
– Естественно, что любой неудачный эксперимент заставляет по-новому смотреть на то, что ты делаешь. Но с серьёзными проблемами, пожалуй, не сталкивался. Мне всегда везло с учителями, начиная со школы. Это были не просто профессионалы своего дела… Вот есть учителя, а есть Учители. Вот мне всегда везло на Учителей, настоящих Учителей. Это относится и к Гинецинской, и к Полянскому, и к Наумову. Они меня обучали не только конкретным знаниям, но и отношением к науке. Они привили способность трезво оценивать то, что я делаю в каждый момент. Вот я знаю людей, для которых любой неудачный эксперимент – это большая трагедия. А меня от этого отучили: не получилось – начинай всё сначала. То же самое относилось и к школе. Это были действительно фантастические педагоги. Благодаря им я избежал неприятностей, связанных с конкретными неудачами в работе. А они, конечно, будут. Если бы мои университетские учители слышали то, что я говорю на лекции, мне бы двойку поставили. Я часто говорю те вещи, которые тогда казались крамолой. Но я к ним пришёл благодаря их стараниям. Учители меня научили смотреть критически на всё, с чем мне приходится сталкиваться в науке и повседневной деятельности. Когда я на кандидатском экзамене пытался спорить с кем-то из членов комиссии по поводу проблем возникновения целома, академик Иванов, слыша мой ответ, кричал, мол, ему двойку нужно поставить и выгнать. Я повторяю, что очень многие вещи, о которых я рассказываю сейчас, сильно противоречат тому, чему меня учили, я благодарен именно своим учителям. Потому что никто из них, излагая те или иные постулаты, не превращал это в научную истину. Всегда они высказывали те взгляды, которых придерживались сами, а потом добавляли: «А кроме того, есть другие точки зрения». Кстати говоря, когда я работал в Сыктывкаре, как я говорил, мне приходилось работать не только с первым курсом, но и с выпускниками, и читал я им так, как читаю нашим студентам. И когда я дошёл до очередного финта…. Вот я высказал одну точку зрения, но потом упомянул, что существует и другая. «А какая из них правильная?!» – раздался голос из аудитории. И после этого целая группа студентов отправилась к ректору с жалобой на меня, мол, я им даю вещи, явно выходящие за пределы программы, неправильные вещи. Но у нас как раз учили не только правильным, но и «неправильным» вещам. Что я и стараюсь делать сейчас.
– Андрей Александрович, напоследок мы бы хотели, чтобы вы дали совет начинающим учёным, что на ваш взгляд является самым важным в научной работе?
– Мой совет таков: старайтесь не познать истину, а выяснить, сколько истин на самом деле существует. А потом уже будете выбирать то, что вам милее всего. Самое важное – никогда не зацикливаться на одной точке зрения, потому что это может завести в очень серьёзный психологический тупик. Вот если бы я не был подготовлен к современному развитию зоологии… Я знаю людей, достаточно пожилых, для которых современное состояние зоологии – это трагедия. Потому что рушится всё, чему их учили с детства, и чему учили они. Вот умение видеть проблему с самых разных сторон – вот этому нужно учиться. Детали – они придут, а если даже не придут, то всегда есть книга, всегда есть интернет, где эти детали можно получить. Нужно в голове иметь некий механизм, который свободно переключается с одной проблемы на другую. Нужно уметь думать. Не запоминать, а думать. Вот если вы это освоите в университете, тогда годы обучения в университете не прошли для вас даром. Потому что если вы думаете и умеете сопоставлять самые разные факты – вы всегда найдёте выход из самой сложной научной ситуации. Думайте, когда учитесь, думайте, когда готовитесь, думайте, когда отвечаете на экзамене. Не вспоминайте, а думайте! Вот главное пожелание.
– Спасибо, Андрей Александрович, и успехов вам в научной и педагогической деятельности!
Беседовали студенты 2-го курса бакалавриата направления «Биология» Семён Морозов и Ольга Сидоренкова.
Текст: Семён Морозов.
Фотограф: Ольга Сидоренкова.
11.05.2017.
Безумно жаль... как сейчас помню, как Андрей Саныч посмеивался над куском моей работы и приговаривал: «тут какая-то каша, но я пока не понял, гречневая или манная..». Самый неуловимый «научник», мы буквально охотились на него, выслеживали, стоило пронестись слуху, что Добровольского видели в коридоре или на этаже кафедры. Я по сей день бережно храню его автограф в книжке по зоологическому практикуму. Светлая память...
Уходит эпоха. Всё стремительней. Светлая память Андрею Александровичу Добровольскому - замечательному преподавателю, с которым зоология беспозвоночных становилась родней. АА для меня всегда олицетворял плеяду тех самых "людей леса", полевых биологов 20 века - в свитере и штормовке, надежных, умных, цепких...с которыми не страшно ни в шторм, ни в горах. Короче, своих.
Умер Андрей Александрович Добровольский. Я сейчас не очень далеко от Вайгача, который он так любил. Простите нас, мы были далеко не идеальными учениками. Но Вы всегда были самым лучшим учителем. Я передам привет Новой Земле.
Сегодня узнал, что не стало человека, благодаря которому еще в школе я твердо решил на какую кафедру пойду и кто будет и кто действительно оказался моим бессменным научным руководителем все непростые долгие годы моей учебы в университете и первые годы в науке - Андрея Александровича Добровольского. Как-то настолько привык, что он всегда есть, что даже в голову не приходило, что такое возможно.
16 июля 2019 года, на 81 году жизни, скончался Андрей Александрович Добровольский – сотрудник кафедры Зоологии беспозвоночных, зоолог, паразитолог. Человек, которого считают своим Учителем многие поколения биологов. Человек, отдававший кафедре, студентам, университету всего себя без остатка до последнего дня. Талантливый педагог, блестящий лектор. Мудрый, интеллигентный человек с широчайшим кругозором, истинный универсант. Казалось, Андрей Александрович будет существовать всегда как тот камертон служения образованию, науке, который особенно необходим в наши дни. Тем неожиданнее его уход, оставивший зияющую брешь и пустоту.
Вся жизнь Андрея Александровича была связана с университетом, Биолого-почвенным/Биологическим факультетом, кафедрой Зоологии беспозвоночных. Здесь он прошел все ступени профессионального роста – от ассистента – до заведующего кафедрой. Андрей Александрович – активный участник всех значимых факультетских начинаний – от формирования новых учебных планов – до открытия морской биостанции и разработки двухступенчатой системы образования. Но главное, конечно, его талант истинного педагога, наставника, человека, который умел зажечь искру интереса к науке. Сотни выпускников-биологов вспоминают общение с Андреем Александровичем, его лекции, даже ответы ему на экзаменах - как знаковое событие в своей жизни, зачастую определявшее их научные интересы. Они получали от общения с ним мощный импульс – заряд мотивации, образец свободного от штампов самостоятельного мышления, высокого профессионализма. Собственно, в этой работе он видел одно из главных своих предназначений как Учителя.
Написанные им учебники с филигранно собственноручно выполненными рисунками (которые сами по себе достойны быть экспонатами выставки) – стали настольными книгами зоологов и паразитологов российских университетов.
Андрей Александрович был по-настоящему щедрым человеком: он радовался тому как его идеи подхватываются молодежью и становятся впоследствии целыми научными направлениями. При этом – до последних дней служил примером скромности, отличающей истинного ученого. Награды, звания, индексы цитирования, никогда не были чем-то существенным для него. Всегда главным была работа со студентами и наука. Точнее – тот сплав научной и педагогической деятельности, который традиционно был визитной карточкой той кафедры, лицо которой он представлял.
Постигшая университет утрата невосполнима. Нам остается только поверять свои поступки, профессионализм, научную и образовательную деятельность его меркой. Если мы с этим справимся – Андрей Александрович не зря отдал жизнь университету.
Прощание с Андреем Александровичем Добровольским будет проходить 22 июля (понедельник), в 15.30, в большом зале крематория. Просьба к тем, кто хотел бы присутствовать, приходить чуть раньше.
После прощания в крематории, на кафедре Зоологии беспозвоночных СПбГУ состоятся поминки. Добраться до университета можно будет на двух микроавтобусах, которые пойдут прямо к Главному зданию, а также в качестве попутчиков с имеющими транспорт коллегами.
По многочисленным просьбам приводим счет, на который можно, при желании, переводить средства на похороны и памятник Андрею Александровичу:
Сбербанк 4817760217630387
Напоминаем, что еще одно прощание (и вечер воспоминаний об Андрее Александровиче) состоится в конце августа – начале сентября. Оно будет приурочено к захоронению урны с прахом предположительно на Серафимовском кладбище. О точной дате этого события будет объявлено дополнительно.
После прощания Сегодня прощались с А.А.Добровольским, преподавателем кафедры зоологии беспозвоночных СПБГУ.
Андрей Александрович вёл у нас занятия по зоологии и паразитологии на первых курсах Университета. Его лекции никого не оставляли равнодушными. После каждой вокруг него собирались студенты, задавали вопросы, не отпускали до начала следующей пары.
Спасибо, учитель.
Фёдор Войтинский (мой сын, из письма)
Попрощались. Было столько народа...
Хочу быть таким же педагогом, как и он. Потрясающим был.
На самом деле, мне повезло...
Есть такие люди, с уходом которых уходит целая эпоха.
Андрей Александрович Добровольский. Светлая память
Из комментариев
Sergey Chebanov
Андрей Александрович был замечательный зоолог и преподаватель зоологии. Таких очень мало, но они есть.
Но для меня он оказался исключительным в том отношении, что ещё в школе обсуждал со мной какова судьба биолога в экономическом отношении, что его ждёт в повседневной жизни, как это будет отражаться на его семье. Никто больше со мной этого не обсуждал.
doktor_watson
Как раз на днях его вспоминала. Действительно, эпоха ушла, но сколько же новых ученых он вдохновил, а сколько еще не стало учеными, но изменили свой взгляд на многие вещи. Это очень дорого стоит, его вклад совершенно неоценим.
ptica_sekretar
Невосполнимая утрата... Он был действительно вдохновляющим человеком!
Pavel Kaspler
Всем про него всегда рассказывал, голос его вообще всегда слышу.
И затяжку сигареты бездонную перед открытием чудес ультрастроения паразитов еще с одной удивительной стороны. И как он нам к поезду на моря в 81-м привез ведро топленого масла, драгоценный деликатес. И - "Андрюха!" - неповторимо так, Андрюше Кофиади. И рассказ в петергофском павильончике на практике - как они на Риони и науку двигали, и пировали на свежем горном воздухе. И мало ли что еще. Повезло нам в общем, что был с нами - и все равно есть, потому что как же еще...
Да разве нас
кто-нибудь спросит...
Скрипят одинокие весла
Туманом заносит Пэлку
Уходят
Уходят
Далёко
В Гусиную Белую Землю
Где у Светлого Моря не тесно
И почти не заходит солнце
И всегда
Над соленым приливом
Под высоким призрачным небом
Серебрятся старые пирсы
В молчаливом своем ожиданьи
И глядятся
В зеркальную воду
22 июля 2019