?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Продолжаем разбираться, что не так в статье Бориса Дульнева "Гаги и люди. Невеселые сказки о Вайгаче".

Ранее я обещала рассмотреть правомочность утверждения Бориса Дульнева (и не его одного) о том, что гагачье хозяйство является «исконным и традиционным» промыслом на острове Вайгач.

К несчастью Бориса Дульнева, я хорошо ориентируюсь в этой теме, потому что последние 4 годы занималась как раз изучением истории отношений людей и гаг, о чем написала книгу, которая сейчас готовится к печати. Так вот, придуманный Дульневым подзаголовок - "Сказка первая, о том, как у ненцев Вайгача родилась мечта о возрождении  гагачьего хозяйства" - оказался совершенно верным, хотя на такое прочтение автор явно не рассчитывал. Это действительно сказка, и я объясню почему.

Коротко говоря, никакого гагачьего хозяйства у ненцев Вайгача никогда не было, нечего было возрождать.
Кстати, не то, что гагачьего хозяйства, но и постоянного населения на Вайгаче до недавнего времени не было. Заселяться остров начал только в начале XX века - в основном за счет выходцев с Новой Земли, заключенных и администрации находившегося здесь отделения ГУЛАГА, сотрудников метеостанции. Число постоянных жителей во все времена (кроме времен ГУЛАГа) не превышало 100 человек, включая детей и стариков. Привожу эту информацию, чтобы было понятно, с какого момента вести счет вайгачским гагачьим традициям.
А вот самое раннее свидетельство о традициях отношения людей к гагам на Вайгаче, которое мне удалось найти:

«На островах …, лежащих близ Вайгача, расположены места гнездовья гаги, которая из года в год выводит потомство на побережье этих островов. Ежегодно, с наступлением весны, ненцы и сотрудники радиостанции производят сбор гагачьих яиц и пуха в довольно большом количестве. Сбор этот производится самым хищническим образом, иногда два-три раза за весну… К сожалению, промысел на гагу здесь не запрещён, и ненцы очень много гаг бьют на гнёздах…» (Клумов, 1935).

Что, между прочим, естественно. Ненцы традиционно (не будем пренебрегать этим словом, столь милым моим оппонентам) - полукочевые народы, их основные традиционные занятия - оленеводство, охота, рыболовство.

nency_1862 ненец_борисов
Ненец. Илл. из книги Паули Густав-Федора Христиановича «Этнографическое описание народов России». 1862 г.
Ненец-охотник (Ханец), Вылко, 1896 Худ. А. Борисов.



Это были тезисы для ленивых. Для неленивых более вдумчивое рассмотрение вопроса под катом.
Прежде всего, давайте разберемся с терминологией. Итак, нас пытаются уверить, что для ненцев Вайгача был традиционным даже не сбор гагачьего пуха, а ведение гагачьего хозяйства. А разница между этими понятиями огромная. "Гагачье хозяйство" это совершенно не то же самое, что "сбор гагачьего пуха".

Собирать пух может кто угодно, где угодно, как угодно, и с какими угодно последствиями. Гагачье хозяйство (или гагачья ферма) - это определенная территория, чаще всего, - частная, за которую несет ответственность совершенно определенный человек или группа людей. Вход всем, кроме владельцев (арендаторов) на эту территорию закрыт. На территории гагачьего хозяйства люди проводят разнообразные мероприятия для того, чтобы сделать условия гнездования гаг безопасными, а значит - привлекательными для птиц. В разных местах используются: отстрел или отпугивание хищников, устройство искусственных гнездовых лунок, постройка искусственных укрытий для гнезд, и многое другое. Владельцы гагачьего хозяйства собирают пух только на своей территории и таким образом, чтобы ни в коем случае не нанести никакого вреда птицам. Потому что владельцы гагачьего хозяйства (фермы) более, чем кто бы то ни было заинтересованы в том, чтобы гаги вернулись именно на эту территорию и на следующий год, и чтобы количество их не уменьшалось. Гагачьи хозяйства существуют на одном месте и под охраной одних людей десятилетиями (а иногда и столетиями) - по самой своей природе они рассчитаны именно на долговременное существование.


24
На гагачьей ферме Lånan, Норвегия. Фото: Utværet Lånan

Отношения людей с гагами в гагачьих хозяйствах и при сборе пуха где попало отличаются примерно так же, как отношение страстного селекционера роз к цветам, которые он выводил всю жизнь, отличается от отношения прохожего, сорвавшего случайную ромашку на обочине дороги.
Так вот, такие гагачьи хозяйства возникли и традиционно существуют только в двух странах - в Норвегии и в Исландии (об исландских фермах я немало понаписала, почитать можно здесь, и здесь, и здесь). Одним из необходимых условий возникновения гагачьих хозяйств было постоянное и продолжительное проживание человека рядом с местами гагачьих гнездовий.

Ничего похожего на Вайгаче никогда не было. Так что утверждение Дульнева о том, что "местные ненцы решили возродить исконный и традиционный островной промысел по ведению гагачьего хозяйства" просто лишено смысла.

Ну-с, хорошо. В таком случае, может быть традиционным для ненцев было не гагачье хозяйство, а просто сбор пуха? И Борис Дульнев просто путает два эти понятия, не будучи специалистом?

Нет, опять не получается. Так же, как и другие северные народы (чукчи, инуиты), ненцы традиционно НЕ собирали пух, потому что он попросту был им не нужен.

Как это, не нужен? - удивится человек незнающий. - Там же холодно, а гагачий пух - лучший в мире утеплитель!
А вот человек, знающий и жизнь на севере, и гагачий пух, не удивится ничуть. Потому что знает, что гагачий пух - это не фраза про лучший утеплитель и не красивая куртка на картинке. Гагачий пух - это грязная, блохастая, часто мокрая и вонючая субстанция, которую надо:
1) в определенное время собрать в определенном месте, а место это обычно на острове, куда еще нужно добраться
2) высушить, для чего нужно либо много солнца и много возни, либо печи и много возни, либо специальное сушильное оборудование
3) очистить от загрязнителей-примесей, которые могут составлять до 90%, для чего нужны либо руки и ооочень много времени, либо специальное оборудование - ооочень дорогое, изобретенное в Исландии только в середине XX века.
4) если удалось сделать всё вышеописанное, то пухом еще надо набить какое-то изделие из ткани, и вот только тогда он превратится в "лучший в мире утеплитель", которым его так любят называть.

Ни у одного северного народа не было физической возможности заниматься всеми этими долгими и сложными процедурами. И необходимости в них тоже никакой не было. В качестве утеплителей они всегда использовали звериные шкуры - несравненно более доступные и простые в обработке. И уж тем более легко понять, что возиться с гагачьим пухом никак не могли кочевые народы, к которым относятся ненцы. Так что единственная традиция, которая существовала у ненцев по отношению к гагам - это традиция охоты на них.

ostrov_vaygach_mestnoe_naselenie_-_nency19
Ненцы острова Вайгач, 1930-е гг. Из архива Павла Виттенбурга. Источник


Но даже традиция охоты на гаг - и та появилась у ненцев сравинительно недавно. Вспомним, что ненцы изначально - жители материковой тундры, где гаг вовсе не было. Только после переселения на Новую Землю (а оно началось в конце XIX века) ненцы впервые столкнулись с массовым гнездованием гаг. Результаты этого столкновения известны.

«До поселения на Новой Земле самоедов [ненцев] их [гаг] было много на островах Мало-Кармакульского залива, а равно на Гагачьем острове. Промышленники жалуются на норвежцев, которые будто бы обирают начисто все острова, где гавка пух садит. Нужно видеть, какие, часто бесцельные, опустошения производят сами самоеды, чтобы понять, отчего гавка, с их поселением на Новой Земле, начинает встречаться реже и на берегу и на островах Моллерова залива» (Н. Кривошея, 1884, цит. по: Формозов, 1930).

В середине XX века часть ненцев с Новой Земли переселилась на Вайгач. Традиции обращения с гагой они принесли с собой.

«Промысел гагачьего пуха и, к сожалению, гаги и гагачьих яиц ведётся на Вайгаче самым хищническим образом. Ненцы, судя по опросным данным, отстреливают всех насиживающих самок на обнаруженных ими гнёздах» (Головлев, 1961).

На этом, надеюсь, можно закрыть тему о "возрождении традиционного ненецкого гагачьего хозяйства".
А в следующей статье я расскажу о том, какие факты и материалы спекулятивно используют защитники несуществовавших ненецких традиций.


Все публикации по теме:

Posts from This Journal by “Вайгач” Tag

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
kkalms
Mar. 11th, 2019 03:25 pm (UTC)
пропустили для самых ленивых. вот вам краткое содержание этого и предыдущего постов.

"некто Дульнев, в девичестве комсомолец-доброволец, вдруг проснулся на заседании единороссов специалистом по дорогим моему сердцу гагам и начал с пописывал статей, тыря инетные фоточки. типично, но неизлечимо. отгрести же он должен за другое, за возмутительню профанацию.

политактивный проходимец пропагандирует возрождение ненцами их традиционного промысла-разведения гаг. поднятые же архивные документы неопровержимо доказывают, что ненцев гага интересовала, как зайца триппер, т.е. традицией было убивать уток прямо на гнездах, хищнически собирать их яйца и в таком роде "разведение". спаси гагу от такого возрождения традиций, святой кутберт и 14% населения разумного."

как-то так :)



Edited at 2019-03-11 03:26 pm (UTC)
alexandragor
Mar. 11th, 2019 03:28 pm (UTC)
Блестяще (как обычно)! Многия спасибы!!
( 2 comments — Leave a comment )

Profile

tasha
alexandragor
Александра Горяшко
Website

Tags

Page Summary

Latest Month

April 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner