?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

На Конкурсе им. Штильмарка почетной грамоты удостоилась книга "С Любовью, Нинбург" - сборник воспоминаний о Евгении Александровиче Нинбурге (ред. А. Горяшко, В. Хайтов).

Вот эта книга (почитать ее можно здесь www.littorina.info/kandalaksha/LEMB/pervoist/ninburg_with_love.htm) и вот эта грамота:

11 Грамота_Штильмарк_2018_1

А вот примерный текст, произнесенный мною после вручения грамоты.

"Спасибо жюри, отметившему эту книгу. Это важно не только для авторского коллектива, но и еще для многих десятков людей.
Эта книга посвящена великому, не побоюсь этого слова, человеку – Евгению Александровичу Нинбургу, который создал, вероятно, самую мощную и долгоживущую в России юношескую научную биологическую школу, уже более 50 лет работающую на базе Кандалакшского заповедника, из них 40 лет – под его руководством.
Полагаю, большинству присутствующих не надо объяснять, какова роль юннатской школы, роль экспедиций в воспитании будущих биологов и, в очень большой степени, будущих сотрудников заповедников. И я, и мой соавтор начинали работу в заповеднике школьниками, в составе юннатских экспедиций. Тот же путь прошли в разное время не менее 80% научных сотрудников Кандалакшского заповедника.
Сотрудничество школьников с ООПТ – редкостно эффективная ситуация, где обе стороны получают массу пользы. Участвуя в полевой работе в заповеднике школьник, при грамотном научном руководстве, имеет возможность пройти становление от лаборанта до соавтора, и даже автора самостоятельного научного исследования. В свою очередь, заповедник получает фактически целый штат лаборантов, при помощи которых выполняются работы, которые часто просто невозможно выполнить иным путем. В случае Кандалакшского заповедника это: учеты гнездящихся птиц, учеты обилия гидробионтов, картирование растительности и многие другие работы.
И вот при таких несомненных достоинствах работы школьников в заповеднике нынешние реалии сделали её фактически невозможной.
За последние 20 лет количество нормативных актов, регулирующих работу юннатских экспедиций в ООПТ, выросло примерно в 15 раз и, по сути, парализовало саму возможность такой работы. Полностью изменилась парадигма. 35 лет назад школьники могли попасть в заповедник единственным способом – если они там работали, и больше никак. Сегодня школьники легко могут попасть в заповедник для того, чтобы там отдыхать, но возможность для школьников работать в заповеднике на наших глазах сходит на нет. С нашей точки зрения, это трагическая ситуация и с точки зрения биологического образования, и с точки зрения перспектив появления достойных заповедных кадров. Если ситуация будет развиваться в том же направлении, то в самое ближайшее время будет окончательно уничтожен огромный пласт уникального педагогического и человеческого опыта, созданию которого посвятил всю жизнь и герой нашей книги, и многие другие замечательные педагоги. Как этому противостоять, я не знаю".

Эта печальная речь не была исключительно плодом моей самодеятельности, перед поездкой на конкурс я советовалась со своим со-редактором, Вадимом Хайтовым, что мы хотим сказать. И получилось, что мы оба хотим сказать именно это, только у Вадима к тому гораздо больше оснований, потому что именно он сменил Е.А. Нинбурга на посту руководителя Лаборатории, именно он продолжает каждый год возить школьников в заповедник, и именно он непосредственно имеет дело с обстоятельствами, убивающими работу юннатов в заповеднике.

В предыдущем посте я показывала доклад А.Б. Ручина "Заповедная наука сегодня: взгляд директора". В этом докладе, в разделе предложений по улучшению ситуации с заповедными кадрами, предлагалось (первым пунктом и совершенно справедливо!) "увеличение количества постоянно действующих ежегодных экологических экспедиций школьников, практик юннатов и студентов на базе ООПТ".

Но! Перед вами слайд из презентации к докладу Вадима Хайтова на Всероссийском съезде учителей биологии в 2011 году.

Обучение через исследование 2

Можно ли на этом фоне выполнить рекомендации предыдущего докладчика? Вопрос риторический.
И хуже того, даже для тех экспедиций, которые все-таки добираются до заповедника, возможности работы все более ограничены.

Интересующимся темой очень рекомендую послушать этот доклад Вадима Хайтова целиком. С изумлением обнаружила, что его запись существует и выложена в сеть тут. Речь об опасениях начинается примерно с 4-й минуты, о фигне с документами в финале, на 10-й минуте.

ВМ_2011

Кстати, отличная форма представления доклада, когда в двух параллельных окошках показывают и самого докладчика, и кадры его презентации.
Тут хочется сказать "приятного просмотра", но приятность состоит только в умном и умелом докладчике, а никак не в содержании его доклада.

Comments

( 10 comments — Leave a comment )
ratty192
Apr. 25th, 2018 05:55 pm (UTC)
О, да, это прям больная тема. Участвовала уже получается лет 5 назад в оформлении бумажек на выезд школьников на Соловки. К счастью, уже в их отчетной части про потраченные деньги. Между делом наслушалась про СанПины и прочее регламентирующее "в базе должно быть N туалетов на Х школьников" (да-да, в палаточном лагере на булыжниках - что, два очка копать, М и Ж?) или про "палатки должны быть удалены от деревьев" (WTF, как? если мы в лесу) и прочее. Цитирую по памяти, но с этим народ ежегодно сталкивается (тот же ЛЭШ к примеру).
Или наши же пытались в Кандалакшский и выбраться в позапрошлом году - выяснилось, что дети не могут спать на полу (даже на пенках) и тд, об этом Вы наверняка куда больше меня слышали...

И что делать жадным до экологии-зоологии школьникам и заинтересованным в школьниках заповедникам - риторический вопрос, да.

Edited at 2018-04-25 08:58 pm (UTC)
alexandragor
Apr. 26th, 2018 01:42 am (UTC)
Дети не только на полу не могут теперь спать. Дети не могут спать на нарах, дети не могут спать без матрасика по ГОСТу, дети не могут спать на втором этаже дома... А если дети на острове берут пресную воду из ручья, то сперва из этого ручья должна взять пробы СЭС (на острове в Белом море, ага) и официально разрешить пить из копытца, и так каждый год... Это два примера из миллиона. Почему и говорю, что кирдык юннатам. Радуюсь, что и сама, и сын успели проскочить в человеческие времена.
ratty192
Apr. 26th, 2018 07:47 am (UTC)
А я-то как рада, что тоже успела... Вот вообще не связана с полевой работой сейчас, ничем (молекулярщик-физиолог). Однако опыт экспедиций на Соловки или тех же ботанических - бесценен. Именно школьником. Даже сейчас в Германии пригождается - начиная от того, что у меня всегда есть хобби (пойти птичек по окрестностям посмотреть-послушать), заканчивая строчкой в CV про этот самый опыт и последующее уже волонтерство в экспедициях. И это только если оценивать легко заметные "последствия", кроме очевидных типа "организованность-ответственность" и прочее.

И с ужасом понимаю, что в нынешней ситуации до регулировки и переписывания всяких СЭС, ГОСТ и СанПин для поездок со школьниками руки ни у кого не дойдут.
alexandragor
Apr. 26th, 2018 10:17 am (UTC)
Дойдут только до усугубления маразма((
johnmoe
Apr. 26th, 2018 01:44 pm (UTC)
Будут нелегальные экспедиции а-ля партизанский отряд.
alexandragor
Apr. 26th, 2018 01:49 pm (UTC)
Это практически невозможно по многим причинам.
johnmoe
Apr. 25th, 2018 08:39 pm (UTC)
То, что теперь могут отдыхать, а не только волонтерствовать либо грустно пребывать по ту сторону запретной зоны, это прекрасно. То, что не могут работать плохо. Но у нас во всех сферах наступил период неразумного количества отчетности, а в сфере детства еще и детоцентризм со спасательными жилетами, теплыми туалетами и мамой-наседкой (soccer mom) на проводе в режиме реального времени. Да и, извините и пожалуйста не обижайтесь, те объявления о наборе взрослых волонтеров, которые я вижу в разных группах (набирают в ООПТ по всей России до Магадана включительно) выдают презрительное к ним отношение. Ты, волонтер, за свой счет приедь и на нас поработай, а мы тебе, так и быть, разрешим пожить без удобств и перспектив, не говоря уже о положительном подкреплении. Наступил капитализм. Нужны национальные парки, туристы и вот это все. Жаль, в нашей стране скорее будут для всех запрещенные кроме строительства дач чиновников территории. Обнесут Хибины забором - не удивлюсь. Мы берем худшее от СССР и современности.

Книгу нашел на вашем сайте, почитаю обязательно.
alexandragor
Apr. 26th, 2018 01:36 am (UTC)
Объявления о волонтерах в ООПТ мне отвратительны не меньше Вашего, потому что в 99% случаев это имитация бурной деятельности типа бесконечных уборок мусора. Ни к работе, ни к ООПТ это отношения не имеет.

"Нужны национальные парки, туристы и вот это все" - знаете, меня потрясает отказ людей познакомиться с матчастью прежде, чем высказывать очень определенные суждения. Кажется, уже пыталась до Вас донести, что в России есть нац.парки, и что нацпарки не равны заповедникам, и что необходимо (и есть в развитых странах!) и то, и другое, и что Хибины никто не собирается забором обносить. Но Вы тут, похоже, непробиваемы, так что давайте лучше оставим эту тему.
johnmoe
Apr. 26th, 2018 01:46 pm (UTC)
Знаю я про российские нацпарки. Имел в виду нормальные, западные.

А характер у вас как у описанного гражданина Нинбурга - местами яростный.

В Островной зовут. Вот уеду, станут все местные крокодилы плакать. Крокодиловыми слезами цвета каркаде.
alexandragor
Apr. 26th, 2018 01:48 pm (UTC)
Как сказал описанный гражданин Нинбург: "Александра – существо, на самом деле, вполне бешеное…". И это так.
( 10 comments — Leave a comment )

Profile

tasha
alexandragor
Александра Горяшко
Website

Tags

Latest Month

June 2018
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner