
Мария Николаевна Степанова жила в Пояконде, и умерла там же, в 1971 году. А я в первый раз приехала в Пояконду в 1980-м. Умерла бы она чуть позже, приехала бы я чуть раньше...
Но я дожила до прошлого, 2017 года, понятия не имея, что был такой человек, пока меня не привела к этому человеку - вы будете смеяться - гага. Причем тут гага сейчас рассказывать не буду, про это будет в книжке. Сейчас про Марию Николаевну.
Мария Николаевна Степанова была простая деревенская старуха. (Если определение "простая деревенская старуха" вообще имеет смысл, в чем я сомневаюсь). Примерно 20 последних лет своей жизни простая деревенская старуха Мария Николаевна общалась сплошь с учеными-биологами. Через её дом в Пояконде этих ученых прошли многие десятки, и вряд ли среди них остался хоть один человек, который её надолго не запомнил. И некоторые из этих людей написали о ней воспоминания, за что им огромное спасибо.
Я знакомилась с этими воспоминаниями постепенно: один рассказ, второй... Потом я уже стала их искать, искать фотографиии. Не так просто оказалось всё это найти, все же со смерти Марии Николаевны прошло уже почти 50 лет. Но в результате набралось довольно много, и я выложила все это на "Литторинах", ведь Мария Николаевна совершенно несомненная и большая часть истории беломорских биостанций.
...Бабка была нашим странноприимным домом, феерическая старуха. Очень живая, нелицемерная, бабка, если что, влепляла тут же. У нее была одна дочь, жила неподалеку, и более десятка внуков. Бабка с ними не особенно зналась - весь интерес ее жизни был в нас.
Весной сидела у окна и ждала, кто первый явится с ночного поезда. Первым делом материла за неурочный визит, хотя видно было, что довольна. Потом рассказывала зимние новости. Помню один сезон, когда наиболее достойной внимания новостью оказалось посещение ею гинекологического кабинета. Все приезжающие информировалась в подробностях, невзирая на чины и звания.
Пила и курила. Любила выпить с теми, кто ей был симпатичен, но не отказывалась и от других собутыльников. О водке убежденно говорила, что не скоромная, греха нет.
Как-то я приехала на Троицу. Бабка послала меня за четвертинкой и обругала за жадность, когда я заказ выполнила без отклонений. Пришлось бежать еще...
...Числилась она по биостанции матросом и ее обязанностью (это ее не обременяло а, скорее, доставляло удовольствие) было – встречать и провожать всех посетителей биостанции. В ожидании транспорта пили чай у нее за столом, слушали ее выразительную речь, щедро сдобренную непечатными выражениями – они настолько естественно вплетались в ткань повествования, что не вызывали протеста...
С высокими гостями обращалась вполне демократично - когда В.А. Броцкая посетовала на отсутствие туалета и изобилие комаров, М.Н. сказала: «У тебя ж…. толстая, не прокусят!». А про Зенкевича с его молодой супругой сказала такое, что и повторить невозможно.
.
Comments
Вам точно понравится))
Вряд ли вы мне поверите, но вести себя прилично такая публика умеет отлично. И ведет - с теми, с кем неприлично может выйти боком.
"Друзья" это те, кто могут читать подзамочные записи, у меня эта категория записей предназначена для сугубо личных и семейных вопросов.
"вы не очень тактично реагируете на другие мнения" - меня вообще многие считают не очень тактичной по той простой причине, что я говорю, что думаю. В нашем случае, ну вот полное несовпадение в восприятии истории про бабку. Вы высказываете свое восприятие (которое, между прочим, для меня тоже выглядит не больно-то тактично) и - что? Какой реакции Вы ожидаете?
Согласиться с Вами я не могу, я считаю иначе и это вполне видно из моего текста.
Спорить с Вами я тоже не могу, считаю это совершенно бессмысленным и не хочу тратить время на бессмысленное.
Попыталась чуть обозначить причины расхождения во мнениях, оказалось - не очень тактично реагирую.
Тогда вижу для себя единственный вариант: тупо молчать, когда мнения не совпадают. При всех других раскладах времени тратится куча, а толку ноль.
"Есть мат, употребляемый как брань, как слова-паразиты и проч. А есть – как естественный словарный запас людей, которым не пришлось пополнить его другим способом. Которым пополняют (если пополняют) люди интеллигентных профессий.
В эпоху ликвидации неграмотности и всеобщего среднего образования много было сделано для уничтожения диалектов и особенностей произношения, по реликтам которых еще в моем детстве можно было определить географическую принадлежность человека. Сметенный с мест лагерями, переселениями, освоением новых земель (Дальний восток, целина, БАМ и т.п.) люд, утратил естественную, через семью преемственность речи, языка. Вследствие идеологизации, монотонного языка газет, стерлись различия в языке разных социальных страт, распространился канцелярит.
Мат же сохранился как языковое ядро, как способ общения минимальными, понятными всем средствами. Он ведь не изобретение дурных “последних времен”, возьмите, например, полное издание русских сказок Афанасьева. Относиться к мату так, как это делаете Вы – либо незнание своей истории, либо фарисейство.
Замечу, что сама я мата не люблю и не использую. Но речь Марии Николаевны – на сохраненном ею языке - была художественна, живописна до такой степени, до какой нам, грамотеям, никогда не подняться. В печатном виде передать обаяние ее речи не представляется возможным, увы!
С уважением,
Т.А.Бек"
с большим интересом прочитал Ваш материал.Мария Николаевна моя прабабушка по отцовой линии. Он старший сын в семье. Сначала данный материал переслал моей двоюродной сестре мой дядька Сергей, нашел в музее Пояконды. .Я тоже и отцу и сестре переслал. У нас материалов и воспоминаний о прабабке очень мало. Я по малолетству такие разговоры о прабабке и не припомню. Кстати деда звали не Степан. Это она его по отчеству так кликала. А звали его Николай Степанович Новожилов. У бабушки было 11 детей, и сколько нас внуков у нее собиралось... А в Пояконде сейчас в доме (наверное бабкином)дядька мой, Сергей живет. .а прабабкин и не знаю соит или нет.Сам там очень давно не был. Спасибо большое за данный материал. Скопирую себе его весь.Попробую дальше "корни" раскопать. С Уважением Алексей.
Спасибо за отзыв идополнения.
А что Вы называете "Музей Пояконды"? Там ведь нет никакого музея...
В приведенных воспоминаниях нет художественного вымысла, разве что особенности стиля каждого из рассказчиков и то, что, возможно, какие-то детали помнятся неточно за давностью лет.
Но в чем Вы увидели очернение внуков и правнуков?! По-моему, там его совсем нет.