Александра Горяшко (alexandragor) wrote,
Александра Горяшко
alexandragor

Categories:

19 февраля - окончание дрейфа СП-1 и спасение гагачьей палатки

Казалось бы, День орнитолога и создание национального парка Хибины, - более чем достаточно событий на один день. Но праздников много не бывает просто-таки не могу молчать о том, что 19 февраля ледокольные пароходы «Мурман» и «Таймыр» сняли Папанинскую четверку с дрейфующей станции «СП-1» в Гренландском море после дрейфа, продолжавшегося 274 дня. То есть даже про саму Папанинскую четверку я бы еще могла сдержаться, но доблестные спасатели сняли не только самих участников экспедиции, но и их палатку. И вот об этом молчать я уже категорически не могу, ведь палатка-то была на гагачьем пуху!

палатка
В конце января 1938 года льдину, на которой располагался лагерь СП-1 вынесло в Гренландское море, где она начала таять. 1 февраля Э.Кренкель передал на материк телеграмму: «В результате шестидневного шторма после разорвало трещинами. Находимся на обломке длиной 300, шириной 200 метров. Наметилась трещина под жилой палаткой».

Палатка папанинцев на полярной станции «Северный полюс-1» - пожалуй, самый знаменитый  пример использования гагачьего пуха в СССР. Герой Советского Союза Э.Т. Кренкель, описывая жизнь папанинской четверки на дрейфующей станции, вспоминал: «Гагачий пух был использован для обшивки палатки, изготовления спальных мешков и пошивки курток. За время дрейфа все указанные предметы на гагачьем пуху показали весьма высокое качество, предохраняя нас от холода и сырости».

palatka21
Папанинская палатка в Музее Арктики и Антарктики в С.-Петербурге. Вес палатки вместе с кроватями – 53 кг. Ширина 2,5м, длина – 3,7м, высота – 2м. Между двумя слоями толстого брезента проложено два слоя гагачьего пуха. Пристроен тамбур, чтобы не выдувало тепло. Пол надувной, толщина воздушной подушки, отделяющей его ото льда – 15 см.

«Наше обиталище - палатка - просто шедевр. Даже палаткой это чудо называть не хочется. К нему больше подошло бы название домик. Основа этого домика - легкий каркас из дюралюминиевых труб. На каркас надевались три чехла. Первый - из легкой прорезиненной ткани. Второй - неповторимой красоты, по существу это было голубое, шелковое, стеганое одеяло. На изготовление его и наших, также шелковых, спальных пижам, которыми мы, кстати говоря, и не очень-то пользовались, ушло 17 (!!) килограммов гагачьего пуха. Старушки монахини в артели, где все это шилось, умилялись: точь-в-точь такие одеяла шили когда-то купеческим дочкам в приданое. И, наконец, третий чехол — черный брезент, пропитанный водоотталкивающим составом, и надпись: «СССР. Дрейфующая экспедиция Главсевморпути 1937 года». С торцовой части домика - серп, молот и звезда.
Три метра семьдесят сантиметров длины, два семьдесят ширины и два метра высоты — таковы были габариты нашего домика, любовно и продуманно изготовленного в одном из цехов завода «Каучук». В окнах — стекла из небьющейся пластмассы. Мы должны были быть готовыми к трещинам и торошению. Создатели нашего домика гордились тем, что вес домика не превышал 160 килограммов, и утверждали, что мы просто можем на руках унести свое жилье на другое место». (Кренкель, 1973).
Все папанинцы, прожившие в этой палатке, стоящей на льду, девять месяцев, утверждают, что холодно им не было. «В нашем гагачьем домике… было даже жарко: нам не страшен, хотя бы во время сна, никакой мороз»
(Папанин, 1977).

Вы обратили внимание на умилявшихся старушек-монахинь? Я обратила и очень заинтересовалась. Эта же неожиданная деталь упоминается и в книге Э.Кренкеля, и в воспоминаниях его сына, Т.Э. Кренкеля: «По замыслу разработчиков, утеплить их /стены/ предполагалось прослойкой из гагачьего пуха - этаким подобием стеганой перины, уложенной между двумя слоями брезента. Однако мастериц, умеющих стегать пуховые одеяла, найти не могли. Пришлось прибегнуть к помощи монашек, которые прекрасно владели таким «дореволюционным» ремеслом».

Никаких достоверных подтверждений этой информации мне найти не удалось, но вполне вероятно, что дело так и было. Известно, что после революции и закрытия монастырей в некоторых местах еще сохранялись монастырские мастерские, которые выполняли рукодельные работы по заказам, в частности, стегали одеяла. Только назывались они к тому времени артелями. Так, например, какое-то время после революции сохранялась монастырская мастерская при Хотьковском женском монастыре (под Москвой, Сергиево-Посадский район), в 1920 г. она преобразовалась в «Хотьковскую женскую трудовую артель кустарных изделий». В книге прозы А.Лунгина, изданной в 1928 г., фигурирует странник, возлежащий «на облаке из стеганного рукой монашек гагачьего пуха».

Tags: Север, вкусненькое, гага
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment