?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

И в поезде тоже.
Статья А.С. Корякина "Следование чаек за поездами".
Первая публикация: 2001 г. Актуальные проблемы изучения и охраны птиц Восточной Европы и Северной Азии. Казань: 322-323.
Вторая: 2012 г. Русский орнитологический журнал, Том 21, Экспресс-выпуск 740: 650-651.

4
А.С. Корякин. Фото Антона Балабана

Следование морских птиц за судами в море – общеизвестное явление, но сходный феномен – следование птиц за поездами – не привлёк внимания, возможно, потому, что с очевидностью его можно наблюдать только из торцового окна тамбура последнего вагона.
В нашем случае наблюдения проведены в солнечную погоду 9 июля 2000 со скорого поезда «Мурманск–Москва».
Следование чаек за поездом отмечено в Карелии, на участке Октябрьской железной дороги между станциями Сегежа, Медвежья Гора и Кондопога. Этот участок магистрали не электрифицирован (птицам не угрожает опасность разбиться о провода), а полотно дороги большей частью проходит через плотный лесной коридор.
За поездом летели сизые Larus canus, серебристые L. argentatus чайки и клуши L. fuscus. Все наблюдавшиеся птицы были взрослыми.
Обычно за поездом следовала группа из 5-10 особей; максимальная по величине группа включала 10 сизых, 3 серебристых чаек и 3 клуш. Некоторые особи непрерывно следовали за поездом на протяжении 10-20 км. Иногда к чайкам, летящим за поездом, присоединялись и вóроны Corvus corax, но они прекращали преследование через 1-2 км.
Чайки явно учитывали аэродинамические эффекты, возникающие при прохождении поезда. Они предпочитали держаться в зоне от нескольких метров до нескольких десятков метров от последнего вагона и в пределах этой зоны использовали в основном парящий, а не машущий полёт. У отдельных чаек изредка отмечались попытки схватить какие-то объекты, оказавшиеся в воздухе после прохождения поезда, но в целом поведение птиц более напоминало игровое. Во многом сходное поведение отмечалось в устье реки Нивы в Кандалакше, когда при внезапном усилении ветра ранее отдыхавшие сизые, серебристые и морские Larus marinus чайки поднимались в воздух и до 10 мин и более играли в воздушном потоке, используя преимущественно парение.

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
egor_13
Jan. 21st, 2018 06:11 am (UTC)
Чайки ловко используют воздушную турбулентность .
Но что интересно - у нас практически никогда не используют теплые коридоры над склонами южной экспозиции для собственно миграционного перемещения. Используют крупные хищники-парители, ястребы, аисты, врановые, а эти - нет. Могут чайки парить над склоном и ловить летающих насекомых по осени, могут просто, видимо, позабавляться, могут летать взад-вперед по своим делам летом, но чтобы лететь таким образом на юг - никогда не встречал.
johnmoe
Jan. 21st, 2018 02:58 pm (UTC)
О да, эта статья прекрасна. Интересно, делают ли птицы так севернее, на участке до Мурманска.
alexandragor
Jan. 21st, 2018 03:02 pm (UTC)
Прокатитесь на поезде и расскажите нам:)
aleksandr_l
Jan. 22nd, 2018 05:13 pm (UTC)
Наблюдал стаю птиц, следующую за электричкой от станции Фили до ст. Кунцево, вроде бы голуби. Использовали аэродинамику - восходящий поток, поднимаемый первыми вагонами.
( 4 comments — Leave a comment )

Profile

tasha
alexandragor
Александра Горяшко
Website

Tags

Latest Month

August 2018
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner