Александра Горяшко (alexandragor) wrote,
Александра Горяшко
alexandragor

Category:

Церковь-кинотеатр-заповедник-детская площадка

В этих ваших инторнетах много чуши пишут. Не то, чтоб совсем чуши, но полуправды, которая, как известно есть худший вид лжи. Часто даже и не со зла, а от лени или неумения работать с информацией. Но результат от этого не лучше - полуправда тиражируется, растет и ширится, и со временем полностью замещает правду.

Вот и в нашем тихом городке всплыла вдруг история про трансформации, через которое прошло старое здание церкви в Кандалакше прежде, чем сгинуть насовсем. История всплыла в авторской, так сказать, версии. Частично соответствующей действительности, а частично вовсе нет. Отчего так, я не поняла, ведь узнать настоящую картину легко, дело сравнительно недавнее, свидетели живы.

Так что вот вам история, основанная только на документах и воспоминаниях очевидцев.

Была в Кандалакше Церковь Рождества Иоанна Предтечи, построенная в 1786-1801 гг.  Церковь была деревянная ярусная, обшитая тесом,  Основной объем представлял собой четверик, завершенный восьмериком, несшим малые четверик и восьмерик. К нему примыкали прямоугольные алтарь и трапезная, отдельно стояла шатровая колокольня. Вот так она выглядела в первые годы двадцатого века.

1900-17. Церковь Рождества Иоанна Предтечи в Кандалакше (1)

Фотографий этой церкви сохранилось довольно много, среди них и такие жутковатые.


1907-1914. Кандалакша. Церковь Иоанна Крестителя
Сейчас это место застроено домами, а тогда вокруг церкви было сплошное кладбище.

1918-1919. Французы у церкви Рождества Иоанна Предтечи
1918-19 гг., интервенция, французы перед Церковью Рождества Иоанна Предтечи.

Датировка и подписи с сайта https://pastvu.com/, где можно обнаружить еще некоторое количество старых фотографий церкви, а я на этом остановлюсь. Впрочем, нет, покажу еще одну, которая поможет знатокам определиться с местом, на котором располагалась старая церковь. Фото 1933 года и церковь видна вполне отчетливо, почти в средине кадра.

1933. Нижняя Кандалакша_1

4 июня 1940 года был арестован священник, прот. Феодор Михайлович Миролюбов и церковь прекратила свое существование как церковь.

"Я очевидец, как церковь ворочали... В 40-м году, в начале 41-го. Собрали подписи активисты. А у кого? К старикам не пошли, а к молодежи, комсомольцам, коммунистам. И все – по просьбе трудящихся ликвидировать церковь. Вот так. Ликвидировали. Я прекрасно помню, как залезли мужики туда наверх, на купола привязали веревки, а внизу дернули, он упал, весь рассыпался. И с колокольни я помню как колокол сбрасывали. Здоровый такой. Он в землю ушел и трещину дал. И увезли. Я точно не могу сказать, но думаю, что на механический завод увезли, на переплавку. А литература, которая была в церкви, всю ее разбросали везде. Пацаны ведь всякие были. По всей деревне листы валялись. Я помню, отцу притащил 4 книги. Одну такую толстую. Она 1652 года. И изготовлена, напечатана была в Киево-Печерской лавре. В обложке деревянной, покрыта бархатом серебристым таким, и окантовка золотая. Там все святые были. И красочно все оформлено. Кто-то утащил книгу" (из рассказа жителя Кандалакши В.К. Голодных).
По словам того же очевидца, частично разбирать церковь начали уже во время войны: "А потом, когда церковь разворочали, кое-какое они сожгли на дрова, а вот там маленькое убежище сделали".

Надо полагать, что большая часть здания все-таки осталась сохранна, о его дальнейшей жизни свидетельствуют документы из Гос.архива Мурманской области.

В 1950 году в здании был открыт кинотеатр "Маяк", он существовал до 1965 года, после чего в центре города построили новый кинотеатр "Нива", а здание бывшей церкви перешло Обществу охотников и рыболовов.

18 ноября 1950 г. Выписка из протокола заседания Кандалакшского горисполкома. О присвоении названия вновь открытому кинотеатру в с. Кандалакша. Решили: Присвоить вновь открытому кинотеатру в селе Кандалакша на Советской улице – "Маяк" (Ф.164, оп.1, л.16).
10-25 декабря 1965 г. Выписка из протокола заседания Кандалакшского горисполкома № 15. О передаче с баланса дирекции киносети г. Кандалакша на баланс районного общества охотников и рыболовов здание бывшего кинотеатра "Маяк".
Рассмотрев письма дирекции киносети, районного общества охотников и рыболовов горисполком решает: Просить Мурманский облисполком разрешить дирекции киносети передать со своего баланса на баланс районного общества охотников и рыболовов здание бывшего кинотеатра "Маяк", расположенного на Линейной улице, для открытия в нем магазина, склада, тира и правления общества. (Ф. 164, оп. 7, д. 51, л. 9).
Горисполком решает: Закрыть кинотеатр "Маяк", как нерентабельную киноустановку, не отвечающую современным требованиям и расположению вблизи кинотеатра "Нива" (Ф. 164, оп. 7, д. 51, л. 10).

Сколько лет здание принадлежало Обществу охотников в точности не известно. Примерно в конце 1970-х годов здание передали
Кандалакшскому заповеднику.

На тот момент управление заповедника находилось в здании, построенном в 1938 году из бревен, привезенных из Ковды.


старая контора

В этом здании располагались все службы заповедника, музей, здесь же работали научные сотрудники и администрация, и было там,
по воспоминаниям, тесновато. А стояло это здание аккурат возле старой церкви. Так что получив в свое распоряжение помещение
бывшей церкви, заповедник отчасти решил проблему тесноты. В церковное здание переехали лесной отдел, складские помещения
и мастерские, там располагался красный уголок, проводили собрания.
Использовать это здание было не очень удобно, из-за его больших размеров его было трудно протопить..

Владел церковным зданием заповедник сравнительно недолго. В 1982 году для заповедника было построено новое трехэтажное
каменное здание с центральным отоплением и водопроводом, и все радостно переехали туда. А старое здание церкви, за ветхостью
и ненадобностью уже больше никому, разобрали на дрова. Точную дату разборки восстановить не удалось, но в 1986 году, живя в
Кандалакше, я его уже не застала (или у меня зловещие провалы в памяти).

А старое здание конторы заповедника, что на фото, еще некоторое время сохранялось за заповедником в качестве приежки - места, где
останавливались проездом приезжавшие в заповедник работать. Лето 1988 (и 89?) года мы прожили в приежке целиком, и это было
очень забавное лето. К этому моменту бывшую контору заповедника начали передавать церкви, такая своеобразная рокировка помещений
произошла. И в то лето половина здания еще оставалась за заповедником и в нем жили студенты, геологи и прочая веселая публика,
а в другую половину уже начала внедряться церковь, и мы делили с ней двор и сортир.
Впрочем, церковь в те времена тоже была веселая.
Молодой задорный священник Никодим развлекался, подначивая студентов креститься, и после гордого отказа проверял на
вшивость вопросом: "А за банку сгущенки?". Для голодных студентов это был серьезный соблазн. Еще из первой встречи с церковью
впечатлило, что они обозначили буквами М и Ж двери дворового сортира, которым мы раньше пользовались без разлиия полов,
ориентируясь исключительно на то, где свободно. Но нам быстро разъяснили, что это не комильфо.


Никодим
Отец Никодим

Андрей Телегин, в те времена молодой научный сотрудник заповедника, вспоминает: "
Очень примечательная личность. Юра Краснов его отцом Никотином прозвал. Он на себе вытащил восстановление вконец уделанного и поражённого грибком дома и превращение его в молельный дом. Но не поладил с церковными властями и его куда-то выперли. На его место поставили очень неприятную личность, которая, в итоге украла все деньги, собранные в те нелёгкие года нищими, в основном прихожанами на новую церковь".

Ирина Коршунова, в те годы юннатка, приезжавшая в заповедник с экспедицией ленинградских школьников: "Мы просидели в Кандалакше около недели. Вах, ну и денечки это были. Жили мы - не много не мало - в молельном доме. Молельным он стал за год до описываемых событий, а раньше это было здание музея Кандалакшского заповедника, где мы не раз бывали. Теперь же одна половина здания была благополучна заселена отцом Никодимом - лицом представляющим в Кандалакше всю русскую церковь, другая половина пока пустовала в ожидании лучших времен. Туда-то нас и поселили. Мда. Чучела и прочие музейные экспонаты (к тому времени благополучно перемещенные в новое здание заповедника) скрывали стены пыльные, ободранные и для жилья, мягко говоря, недоступные. Это было ужасное помещение. Ежедневные мокрые уборки от пыли и грязи не спасали, готовили мы в каком-то странном закутке, ДШ  /руководитель экспедиции Д.Ш. Дворжинский/ ходил в заповедник как на работу, а мы маялись безделием. Как-то нам пришла в голову мысль - а не пригласить ли отца Никодима на чай. Сказано - сделано. Добровольцы сели составлять письмо-приглашение в стиле достойном почетному сану отца Никодима. Помню, что мы долго ломали головы, выбирая правильное обращение - "достопочтенный служитель церкви поп Никодим, преподобный батюшка, уважаемый отец Никодим и проч." Самое удивительное, что отец Никодим принял наше приглашение и явился. Оказался очень неглупым, если не сказать, очень хитрым мужичком. ДШ был несколько озадачен нашим интересом к церкви, но препятствовать не стал, похоже, ему самому было любопытно. Однако позже он не мог удержаться от слов: "Я даже себе представить себе не могу, что бы было, случись подобное парой-тройкой годами раньше. Меня уволили бы сразу - без суда и следствия."

(Лирическое отступление. Нашла фотографию о. Никодима через много лет после описываемых событий. Интонацию, с которой он общался с нами, студентами, она передает совершенно точно).

Никодим_1

Потом здание полностью отошло церкви и до постройки нового церковного здание (2000-2005 гг.) было единственным православным храмом
Кандалакши.


старая церковь, фото федосеева
Бывшее здание управления заповедника в годы, когда оно было церковью. Фото Л.Федосеева.

Так что в жилищном вопросе церковь с заповедником оказались квиты. Заповедник лет 10-15 пользовался бывшим церковным зданием, церковь лет 20 пользовалась бывшим зданием заповедника и пользуется им до сих пор.

Удивительное дело, но ни одной фотографии старой церкви в бытность ее кинотератром "Маяк", обществом охотников и заповедником, найти не удалось. Уж не знаю, куда они все сгинули или где затаились. А на том месте, где когда-то стояла церковь, в 1990-х (кажется) годах построили очень сипатичную детскую площадку-крепость. Осталось у меня в памяти, что строили её почему-то эстонцы, в связи с чем стремились придать ей сходство с Нарвской крепостью и украсили сверху металлическим флюгером-флажком со Старым Томасом. Но - что ты будешь делать! - фотографий этой площадки в период её расцвета тоже найти не могу, только в нынешнем полуразрушенном запустении. Креста раньше там, ясное дело, не было.

детплощадка_2017
Полуразрушенная детская площадка - место, где раньше стояла церковь. Слева старое здание заповедника, переданное церкви и ныне наполовину разобранное. Фото А. Горяшко, 21 ноября 2017 г.

Нарвская крепость для сравнения



Вот и вся история. Ах, да, постскриптум. Написать её меня побудило следующее сообщение:

"Здание прослужило заповеднику до, примерно, 1982 - 84 года, пока по вине нерадивых студентов оно не пострадало от пожара; в нём юные биологи и орнитологи, и другие -ологи перебирали гагачий пух, собранный на островах. После чего здание храма раскатали и отвезли на острова где из получившихся брёвен собрали избы - кордоны. Это явление, к сожалению, часто встречающееся - в предверии возрождения Веры здания многих храмов, простоявших, пусть обезглавленных и осквернённых, но простоявших весь Советский период, были уничтожены по тем или иным причинам" (источник)

Мне тут как-то не понравился наезд на заповедник вообще и юных биологов в частности. Наверное, это во мне взыграл квасной патриотизм, слишком долго я сама пробыла юным биологом и прочим ологом. Кроме того:
1) в бывшем здании церкви никогда не чистили пух, его вообще не чистили ни в каком здании, ни даже в городе. Это очень грязная работа, поэтому чистили пух на островах, на воздухе, а в город привозили уже чищенным и упакованным в мешки.
2) пожар в этом здании действительно был, но маленький, локальный, от него пострадала только одна комната.
3) из церковных бревен не строили кордоны, да и необходимости такой не было, к середине 80-х все основные кордоны уже были построены. Вероятно, и бревна были уже не в том состоянии, чтобы из них строить, потому что их просто пустили на дрова - старую контору заповедника, перешедшую потом церкви, надо было отапливать.
Tags: заповедник, мракобесие, память и памятники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments