Вот и в нашем тихом городке всплыла вдруг история про трансформации, через которое прошло старое здание церкви в Кандалакше прежде, чем сгинуть насовсем. История всплыла в авторской, так сказать, версии. Частично соответствующей действительности, а частично вовсе нет. Отчего так, я не поняла, ведь узнать настоящую картину легко, дело сравнительно недавнее, свидетели живы.
Так что вот вам история, основанная только на документах и воспоминаниях очевидцев.
Была в Кандалакше Церковь Рождества Иоанна Предтечи, построенная в 1786-1801 гг. Церковь была деревянная ярусная, обшитая тесом, Основной объем представлял собой четверик, завершенный восьмериком, несшим малые четверик и восьмерик. К нему примыкали прямоугольные алтарь и трапезная, отдельно стояла шатровая колокольня. Вот так она выглядела в первые годы двадцатого века.

Фотографий этой церкви сохранилось довольно много, среди них и такие жутковатые.

Сейчас это место застроено домами, а тогда вокруг церкви было сплошное кладбище.

1918-19 гг., интервенция, французы перед Церковью Рождества Иоанна Предтечи.
Датировка и подписи с сайта https://pastvu.com/, где можно обнаружить еще некоторое количество старых фотографий церкви, а я на этом остановлюсь. Впрочем, нет, покажу еще одну, которая поможет знатокам определиться с местом, на котором располагалась старая церковь. Фото 1933 года и церковь видна вполне отчетливо, почти в средине кадра.

4 июня 1940 года был арестован священник, прот. Феодор Михайлович Миролюбов и церковь прекратила свое существование как церковь.
"Я очевидец, как церковь ворочали... В 40-м году, в начале 41-го. Собрали подписи активисты. А у кого? К старикам не пошли, а к молодежи, комсомольцам, коммунистам. И все – по просьбе трудящихся ликвидировать церковь. Вот так. Ликвидировали. Я прекрасно помню, как залезли мужики туда наверх, на купола привязали веревки, а внизу дернули, он упал, весь рассыпался. И с колокольни я помню как колокол сбрасывали. Здоровый такой. Он в землю ушел и трещину дал. И увезли. Я точно не могу сказать, но думаю, что на механический завод увезли, на переплавку. А литература, которая была в церкви, всю ее разбросали везде. Пацаны ведь всякие были. По всей деревне листы валялись. Я помню, отцу притащил 4 книги. Одну такую толстую. Она 1652 года. И изготовлена, напечатана была в Киево-Печерской лавре. В обложке деревянной, покрыта бархатом серебристым таким, и окантовка золотая. Там все святые были. И красочно все оформлено. Кто-то утащил книгу" (из рассказа жителя Кандалакши В.К. Голодных).
По словам того же очевидца, частично разбирать церковь начали уже во время войны: "А потом, когда церковь разворочали, кое-какое они сожгли на дрова, а вот там маленькое убежище сделали".
Надо полагать, что большая часть здания все-таки осталась сохранна, о его дальнейшей жизни свидетельствуют документы из Гос.архива Мурманской области.
В 1950 году в здании был открыт кинотеатр "Маяк", он существовал до 1965 года, после чего в центре города построили новый кинотеатр "Нива", а здание бывшей церкви перешло Обществу охотников и рыболовов.
18 ноября 1950 г. Выписка из протокола заседания Кандалакшского горисполкома. О присвоении названия вновь открытому кинотеатру в с. Кандалакша. Решили: Присвоить вновь открытому кинотеатру в селе Кандалакша на Советской улице – "Маяк" (Ф.164, оп.1, л.16).
10-25 декабря 1965 г. Выписка из протокола заседания Кандалакшского горисполкома № 15. О передаче с баланса дирекции киносети г. Кандалакша на баланс районного общества охотников и рыболовов здание бывшего кинотеатра "Маяк".
Рассмотрев письма дирекции киносети, районного общества охотников и рыболовов горисполком решает: Просить Мурманский облисполком разрешить дирекции киносети передать со своего баланса на баланс районного общества охотников и рыболовов здание бывшего кинотеатра "Маяк", расположенного на Линейной улице, для открытия в нем магазина, склада, тира и правления общества. (Ф. 164, оп. 7, д. 51, л. 9).
Горисполком решает: Закрыть кинотеатр "Маяк", как нерентабельную киноустановку, не отвечающую современным требованиям и расположению вблизи кинотеатра "Нива" (Ф. 164, оп. 7, д. 51, л. 10).
Сколько лет здание принадлежало Обществу охотников в точности не известно. Примерно в конце 1970-х годов здание передали
Кандалакшскому заповеднику.
На тот момент управление заповедника находилось в здании, построенном в 1938 году из бревен, привезенных из Ковды.

В этом здании располагались все службы заповедника, музей, здесь же работали научные сотрудники и администрация, и было там,
по воспоминаниям, тесновато. А стояло это здание аккурат возле старой церкви. Так что получив в свое распоряжение помещение
бывшей церкви, заповедник отчасти решил проблему тесноты. В церковное здание переехали лесной отдел, складские помещения
и мастерские, там располагался красный уголок, проводили собрания.
Использовать это здание было не очень удобно, из-за его больших размеров его было трудно протопить..
Владел церковным зданием заповедник сравнительно недолго. В 1982 году для заповедника было построено новое трехэтажное
каменное здание с центральным отоплением и водопроводом, и все радостно переехали туда. А старое здание церкви, за ветхостью
и ненадобностью уже больше никому, разобрали на дрова. Точную дату разборки восстановить не удалось, но в 1986 году, живя в
Кандалакше, я его уже не застала (или у меня зловещие провалы в памяти).
А старое здание конторы заповедника, что на фото, еще некоторое время сохранялось за заповедником в качестве приежки - места, где
останавливались проездом приезжавшие в заповедник работать. Лето 1988 (и 89?) года мы прожили в приежке целиком, и это было
очень забавное лето. К этому моменту бывшую контору заповедника начали передавать церкви, такая своеобразная рокировка помещений
произошла. И в то лето половина здания еще оставалась за заповедником и в нем жили студенты, геологи и прочая веселая публика,
а в другую половину уже начала внедряться церковь, и мы делили с ней двор и сортир.
Впрочем, церковь в те времена тоже была веселая.
Молодой задорный священник Никодим развлекался, подначивая студентов креститься, и после гордого отказа проверял на
вшивость вопросом: "А за банку сгущенки?". Для голодных студентов это был серьезный соблазн. Еще из первой встречи с церковью
впечатлило, что они обозначили буквами М и Ж двери дворового сортира, которым мы раньше пользовались без разлиия полов,
ориентируясь исключительно на то, где свободно. Но нам быстро разъяснили, что это не комильфо.

Отец Никодим
Андрей Телегин, в те времена молодой научный сотрудник заповедника, вспоминает: "Очень примечательная личность. Юра Краснов его отцом Никотином прозвал. Он на себе вытащил восстановление вконец уделанного и поражённого грибком дома и превращение его в молельный дом. Но не поладил с церковными властями и его куда-то выперли. На его место поставили очень неприятную личность, которая, в итоге украла все деньги, собранные в те нелёгкие года нищими, в основном прихожанами на новую церковь".
Ирина Коршунова, в те годы юннатка, приезжавшая в заповедник с экспедицией ленинградских школьников: "Мы просидели в Кандалакше около недели. Вах, ну и денечки это были. Жили мы - не много не мало - в молельном доме. Молельным он стал за год до описываемых событий, а раньше это было здание музея Кандалакшского заповедника, где мы не раз бывали. Теперь же одна половина здания была благополучна заселена отцом Никодимом - лицом представляющим в Кандалакше всю русскую церковь, другая половина пока пустовала в ожидании лучших времен. Туда-то нас и поселили. Мда. Чучела и прочие музейные экспонаты (к тому времени благополучно перемещенные в новое здание заповедника) скрывали стены пыльные, ободранные и для жилья, мягко говоря, недоступные. Это было ужасное помещение. Ежедневные мокрые уборки от пыли и грязи не спасали, готовили мы в каком-то странном закутке, ДШ /руководитель экспедиции Д.Ш. Дворжинский/ ходил в заповедник как на работу, а мы маялись безделием. Как-то нам пришла в голову мысль - а не пригласить ли отца Никодима на чай. Сказано - сделано. Добровольцы сели составлять письмо-приглашение в стиле достойном почетному сану отца Никодима. Помню, что мы долго ломали головы, выбирая правильное обращение - "достопочтенный служитель церкви поп Никодим, преподобный батюшка, уважаемый отец Никодим и проч." Самое удивительное, что отец Никодим принял наше приглашение и явился. Оказался очень неглупым, если не сказать, очень хитрым мужичком. ДШ был несколько озадачен нашим интересом к церкви, но препятствовать не стал, похоже, ему самому было любопытно. Однако позже он не мог удержаться от слов: "Я даже себе представить себе не могу, что бы было, случись подобное парой-тройкой годами раньше. Меня уволили бы сразу - без суда и следствия."
(Лирическое отступление. Нашла фотографию о. Никодима через много лет после описываемых событий. Интонацию, с которой он общался с нами, студентами, она передает совершенно точно).

Потом здание полностью отошло церкви и до постройки нового церковного здание (2000-2005 гг.) было единственным православным храмом
Кандалакши.

Бывшее здание управления заповедника в годы, когда оно было церковью. Фото Л.Федосеева.Сколько лет здание принадлежало Обществу охотников в точности не известно. Примерно в конце 1970-х годов здание передали
Кандалакшскому заповеднику.
На тот момент управление заповедника находилось в здании, построенном в 1938 году из бревен, привезенных из Ковды.

В этом здании располагались все службы заповедника, музей, здесь же работали научные сотрудники и администрация, и было там,
по воспоминаниям, тесновато. А стояло это здание аккурат возле старой церкви. Так что получив в свое распоряжение помещение
бывшей церкви, заповедник отчасти решил проблему тесноты. В церковное здание переехали лесной отдел, складские помещения
и мастерские, там располагался красный уголок, проводили собрания.
Использовать это здание было не очень удобно, из-за его больших размеров его было трудно протопить..
Владел церковным зданием заповедник сравнительно недолго. В 1982 году для заповедника было построено новое трехэтажное
каменное здание с центральным отоплением и водопроводом, и все радостно переехали туда. А старое здание церкви, за ветхостью
и ненадобностью уже больше никому, разобрали на дрова. Точную дату разборки восстановить не удалось, но в 1986 году, живя в
Кандалакше, я его уже не застала (или у меня зловещие провалы в памяти).
А старое здание конторы заповедника, что на фото, еще некоторое время сохранялось за заповедником в качестве приежки - места, где
останавливались проездом приезжавшие в заповедник работать. Лето 1988 (и 89?) года мы прожили в приежке целиком, и это было
очень забавное лето. К этому моменту бывшую контору заповедника начали передавать церкви, такая своеобразная рокировка помещений
произошла. И в то лето половина здания еще оставалась за заповедником и в нем жили студенты, геологи и прочая веселая публика,
а в другую половину уже начала внедряться церковь, и мы делили с ней двор и сортир.
Впрочем, церковь в те времена тоже была веселая.
Молодой задорный священник Никодим развлекался, подначивая студентов креститься, и после гордого отказа проверял на
вшивость вопросом: "А за банку сгущенки?". Для голодных студентов это был серьезный соблазн. Еще из первой встречи с церковью
впечатлило, что они обозначили буквами М и Ж двери дворового сортира, которым мы раньше пользовались без разлиия полов,
ориентируясь исключительно на то, где свободно. Но нам быстро разъяснили, что это не комильфо.

Отец Никодим
Андрей Телегин, в те времена молодой научный сотрудник заповедника, вспоминает: "Очень примечательная личность. Юра Краснов его отцом Никотином прозвал. Он на себе вытащил восстановление вконец уделанного и поражённого грибком дома и превращение его в молельный дом. Но не поладил с церковными властями и его куда-то выперли. На его место поставили очень неприятную личность, которая, в итоге украла все деньги, собранные в те нелёгкие года нищими, в основном прихожанами на новую церковь".
Ирина Коршунова, в те годы юннатка, приезжавшая в заповедник с экспедицией ленинградских школьников: "Мы просидели в Кандалакше около недели. Вах, ну и денечки это были. Жили мы - не много не мало - в молельном доме. Молельным он стал за год до описываемых событий, а раньше это было здание музея Кандалакшского заповедника, где мы не раз бывали. Теперь же одна половина здания была благополучна заселена отцом Никодимом - лицом представляющим в Кандалакше всю русскую церковь, другая половина пока пустовала в ожидании лучших времен. Туда-то нас и поселили. Мда. Чучела и прочие музейные экспонаты (к тому времени благополучно перемещенные в новое здание заповедника) скрывали стены пыльные, ободранные и для жилья, мягко говоря, недоступные. Это было ужасное помещение. Ежедневные мокрые уборки от пыли и грязи не спасали, готовили мы в каком-то странном закутке, ДШ /руководитель экспедиции Д.Ш. Дворжинский/ ходил в заповедник как на работу, а мы маялись безделием. Как-то нам пришла в голову мысль - а не пригласить ли отца Никодима на чай. Сказано - сделано. Добровольцы сели составлять письмо-приглашение в стиле достойном почетному сану отца Никодима. Помню, что мы долго ломали головы, выбирая правильное обращение - "достопочтенный служитель церкви поп Никодим, преподобный батюшка, уважаемый отец Никодим и проч." Самое удивительное, что отец Никодим принял наше приглашение и явился. Оказался очень неглупым, если не сказать, очень хитрым мужичком. ДШ был несколько озадачен нашим интересом к церкви, но препятствовать не стал, похоже, ему самому было любопытно. Однако позже он не мог удержаться от слов: "Я даже себе представить себе не могу, что бы было, случись подобное парой-тройкой годами раньше. Меня уволили бы сразу - без суда и следствия."
(Лирическое отступление. Нашла фотографию о. Никодима через много лет после описываемых событий. Интонацию, с которой он общался с нами, студентами, она передает совершенно точно).

Потом здание полностью отошло церкви и до постройки нового церковного здание (2000-2005 гг.) было единственным православным храмом
Кандалакши.

Так что в жилищном вопросе церковь с заповедником оказались квиты. Заповедник лет 10-15 пользовался бывшим церковным зданием, церковь лет 20 пользовалась бывшим зданием заповедника и пользуется им до сих пор.
Удивительное дело, но ни одной фотографии старой церкви в бытность ее кинотератром "Маяк", обществом охотников и заповедником, найти не удалось. Уж не знаю, куда они все сгинули или где затаились. А на том месте, где когда-то стояла церковь, в 1990-х (кажется) годах построили очень сипатичную детскую площадку-крепость. Осталось у меня в памяти, что строили её почему-то эстонцы, в связи с чем стремились придать ей сходство с Нарвской крепостью и украсили сверху металлическим флюгером-флажком со Старым Томасом. Но - что ты будешь делать! - фотографий этой площадки в период её расцвета тоже найти не могу, только в нынешнем полуразрушенном запустении. Креста раньше там, ясное дело, не было.

Полуразрушенная детская площадка - место, где раньше стояла церковь. Слева старое здание заповедника, переданное церкви и ныне наполовину разобранное. Фото А. Горяшко, 21 ноября 2017 г.
Нарвская крепость для сравнения

Вот и вся история. Ах, да, постскриптум. Написать её меня побудило следующее сообщение:
"Здание прослужило заповеднику до, примерно, 1982 - 84 года, пока по вине нерадивых студентов оно не пострадало от пожара; в нём юные биологи и орнитологи, и другие -ологи перебирали гагачий пух, собранный на островах. После чего здание храма раскатали и отвезли на острова где из получившихся брёвен собрали избы - кордоны. Это явление, к сожалению, часто встречающееся - в предверии возрождения Веры здания многих храмов, простоявших, пусть обезглавленных и осквернённых, но простоявших весь Советский период, были уничтожены по тем или иным причинам" (источник)
Мне тут как-то не понравился наезд на заповедник вообще и юных биологов в частности. Наверное, это во мне взыграл квасной патриотизм, слишком долго я сама пробыла юным биологом и прочим ологом. Кроме того:
1) в бывшем здании церкви никогда не чистили пух, его вообще не чистили ни в каком здании, ни даже в городе. Это очень грязная работа, поэтому чистили пух на островах, на воздухе, а в город привозили уже чищенным и упакованным в мешки.
2) пожар в этом здании действительно был, но маленький, локальный, от него пострадала только одна комната.
3) из церковных бревен не строили кордоны, да и необходимости такой не было, к середине 80-х все основные кордоны уже были построены. Вероятно, и бревна были уже не в том состоянии, чтобы из них строить, потому что их просто пустили на дрова - старую контору заповедника, перешедшую потом церкви, надо было отапливать.