Сегодня по плану я должна была закончить главу о первых гагачьих фермах и первых законах об охране гаги. Информация для неё собиралась, ясное дело, многие месяцы. Героические помощники из нескольких стран помогли мне найти и перевели материалы с немецкого, норвежского, исландского, датского языков. Подобраны архивные фотографии из музеев Исландии (получены, замечу, за 1 день!) и другие интересности. Большая часть написана. Осталось сесть и довести всё до ума, и ничто этому, казалось бы, не мешало.
Но я так и не смогла заняться этой главой, потому что весь день обсуждала с народом, где добыть фотографии для другой главы, которые не удалось добыть в музее, где предметы уже есть, лежат перед носом, и есть человек, с которым уже договорились, что во вторник он сможет их сфотографировать. Но этого низззя по музейным правилам. Поэтому идут в задницу все часы, потраченные мною, и не только мною, на общение с этим музеем, и начинается переписка со следующими музеями. Опять многие часы, и дни, и уговоры, и заполнение договоров, и поиск денег, которых нет.
Я тут прикинула. В одной главе у меня в среднем 25 фотографий. Глав выходит тоже, наверное, 25. Итого, кто помнит таблицу квадратов, 625. Ну, пусть 500. Если бы на добывание одной фотографии у меня уходил 1 день, то это еще плюс полтора года работы к годам, нужным для работы над текстом. Хорошо, что не все фотографии достаются с такими муками. Но плохо, что когда фотография достается с муками, то это занимает куда больше, чем один день.
Но есть и хорошие новости. Я нашла родственников Нины Петровны Демме. У которых сохранен и огромный архив её фотографий, и память о ней, очень живая и добрая. Сегодня, в промежутке между музейными безобразиями, я час общалась с ними по телефону, записывала их рассказы. И в ближайшее время они отсканируют и пришлют совершенно замечательные фотографии.
У них нет "внутреннего регламента", по которому нельзя то и это. У них есть память о любимом человеке, и они очень радуются, что эта память и этот человек дороги и интересны не только им, но и еще кому-то в этом мире. И они очень хотят, чтобы материалы о Н.П. Демме сохранились и были доступны всем заинтересованным.
Чем больше имею дело с историей, тем больше сомневаюсь, что ценные материалы нужно сдавать в архивы и музеи...