Феликс Робертович Штильмарк - биолог, один из создателей и защитников системы российских заповедников и их историограф - скончался 31 января 2005 года.
Я не была с ним знакома, как-то не было случая. Хотя из всех громких имен в заповедном деле он был, наверное, самый известный и самый близкий рядовым сотрудникам заповедников. Многие с ним переписывались, приезжали в гости. Мне не довелось.
Но где-то зимой 2005-2006 года со мной связалась Наталья Штильмарк, дочь Феликса Робертовича. Она рассказала об учреждении Фонда Ф.Р. Штильмарка, организации чтений и премии им. Штильмарка. Собственно, она меня звала принять участие в первом конкурсе на Премию им. Штильмарка. Тема конкурса была "Люди в истории заповедников и заповедники в человеческих судьбах". Не помню дословно тот давний разговор, но Наталья говорила что-то о том, что ей очень понравились мои статьи и что по ее мнению именно так и надо писать о заповедниках. В общем, она меня уболтала, сама бы я точно не сподвиглась принимать участие в конкурсе, просто от лени и сопротивления всему новому.
Совершенно неожиданно на этом конкурсе я получила Первую премию.Красивая грамота осталась в Москве, это скан с сайта ЦОДП

Потом было много чего.
Меня заманили в оргкомитет Конкурса, и следующие год или два мы исправно встречались с Натальей Штильмарк и Колей Формозовым, обсуждая подготовку к следующим Чтениям и Конкурсу.
Наше общение с Натальей Штильмарк, в сочетании с ее педагогической деятельностью, привело к тому, что она несколько лет приезжала со своими учениками к нам в Кандалакшский заповедник и сделала там ряд интересных работ ("Что это за птица, или кому и зачем нужна заповедная наука"). А сейчас Наташа и вовсе переводит мне немецкие тексты про гаг,
Через много лет после той премии, совсем недавно, я виртуально познакомилась с Татьяной Мавриной из Сохондинского заповедника, также получившей премию на том конкурсе.
И Татьяну, и меня, заповедная система в ее нынешнем исполнении из заповедников выжала (интересно бы проследить за судьбой других призеров конкурса Штильмарка...)
И вдруг сегодня мне написала Екатерина Павлова (тоже недавняя и виртуальная знакомая). Полагаю, она не обидится, если я процитирую ее письмо:
Александра, вот ведь как интересно! Я первый раз о Вас услышала почти двадцать лет назад от Феликса Робертовича Штильмарка. Мы тогда издавали журнал "Охрана дикой природы", он был в редколлегии, а я - редактором.
Вот он как-то сказал: "Знаете, есть такая Александра Горяшко, она очень хорошо пишет..." И больше не возвращался к этому. А я продолбала почему-то.... Очень теперь жалею, Ваше присутствие в качестве автора улучшило бы журнал. Но я искренне рада знакомству, наконец!
Наташа Штильмарк не знала папиного мнения о моих статьях, она нашла меня сама по себе.
О чем все это было? Об удивительных вывертах судьбы, и о том, что свои люди так или иначе все равно встречаются, даже если не знают об этом.
P.S. Статья Ксении Авиловой о том, первом конкурсе Штильмарка. Мне до сих пор интересно: она там говорит, что выражение "заповедные люди" взяла из моей статьи. Неужто никто до меня его не использовал? Быть не может, уж очень оно напрашивается...