За неделю, предшествующую этому самому дню, попалось два материала про туризм, зацепивших внимание. Дискуссионных, как это принято называть. Таких дискуссионных, что я даже поучаствовала в дискуссиях по их поводу.
Предмет дискуссии номер один - водопад Корбу, Алтайский биосферный заповедник. То есть сам водопад вне всяких дискуссий, а вот то, как его недавно оптимизировали...
Как сообщает нам алтайский АиФ, теперь туристы могут делать селфи с диким медведем. "Макет медведя в натуральную величину установили на популярном месте для фотографий. В кадр попадет и водопад, и дикий зверь".
Я содрогнулась. Но современные специалисты по экопросвещению быстро объяснили мне, что:
а) фанерный медведь - это мелочь по сравнению со всеми проблемами ООПТ
б) что медведь не мешает смотреть на водопад ("Медведь не сильно закрывает водопад - тот, кто хочет, разглядит").
в) и, наконец, главное - что "у школьников с айфонами этот медведь пользуется большим спросом, а они выкладывают фото в соц.сети, занимаясь бесплатным пиаром".
Тут мы ненадолго расстанемся с фанерным медведем и переместимся к предмету дискуссии номер два - "Саамской деревне" в Ловозерском районе Мурманской области.
Тут чуть сложнее. Тут, кроме вкуса, нужен еще минимум знаний о саамах - народе, который живет на территории Кольского полуострова, а также Норвегии, Швеции и Финляндии.
Дискуссионного тут вот что.
Вот уже два года, как в Мурманской области действует "Саамская деревня. Самь-Сыйт". Она именуется этнографическим музеем под открытым небом, где можно познакомиться с историей и традиционным бытом саамов. В конце сентября Ростуризм опубликовал список лучших мест для туристических поездок по Мурманской области. В этот список, наряду с Териберкой, Средним и Рыбачьим, Музеем цветного камня и многим другим, вошла и “Саамская деревня”.
Практически одновременно со списком Ростуризма появилась статья о Саамской деревне на норвежском сайте. Статья рассказывает о впечатлениях от посещения Саамской деревни участниками ежегодного Норвежско-русского культурного форума, и впечатления эти прямо противоположны мнению Ростуризма. Слова "Все были одинаково возмущены" вынесены в заголовок статьи.
Статья цитирует слова профессора культурологии Ивара Бьорклунда: "Нам обещали показать, как живут саами на Кольском полуострове, но этнографическая деревня оказалась мешаниной кроликов, флисовой одежды и индейских тотемов. Это нелепый цирк, который показывает, как невидимы саами... Мы совершили двухчасовую поездку в лесную зону, где увидели двухметровый забор, окрашенный в цвета саамского флага. То, что нам показали, был цирк с индейским тотемами, которым можно оставить пожелания о здоровье и любви". Профессор замечает, что подобные тотемы характерны для тихоокеанского побережья Северной Америки, но не имею ничего общего с культурой саами.
И вот видится мне, что обе эти истории - про фанерного медведя у водопада и про индейские тотемы в саамской деревне, это истории про одно и то же. Про стратегию отечественного туризма, в котором главное - не показать настоящее, не просветить (хотя это слово часто к туризму пристегивают), не научить смотреть, а только создать максимально кричащий объект для селфи, который будет пользоваться спростом "у школьников с айфонами", которые "выкладывают фото в соц.сети, занимаясь бесплатным пиаром".
И наверное как раз поэтому мне буквально с каждым днем становится все омерзительнее все, что связано у нас с "развитием туризма". Простите, если кого обидела. С праздничком.