?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

На Терском берегу Белого моря, в 8 км от села Кашкаранцы (ок. 200 км от Кандалакши), стоит маленькая часовня

15

А дальше будет две части: каноническая и скептическая. Выбирайте сами, что вам по вкусу.

Часть каноническая

13

Эта часовня поставлена недавно, в 2003 г., но само место известно аж с XVI века, когда рыбаки, промышлявшие в этом месте, вытащили с сетями тело монаха - в полном монашеском облачении и без признаков тления. Тело захоронили, имя его так и не узнали, и стал он - Безымянный инок. Дальше всё, как по нотам - быстренько оказалось, что в море напротив креста над Безымянным иноком отлично ловится рыба, рыбаки стали к нему обращаться по вопросам улова, воздвигли своими рыбацкими силами часовню, недалеко от нее вскоре открылся и источник (чудодейственный конечно).

Более подробно, без прыжков и ужимок, эту историю можно прочесть у Игумена Митрофана (Баданина)>>

Нынешняя часовня светленькая, чистенькая, на стенах три иконы, внизу гробница Безымянного инока.

16

19

20

21

Народу мы там никого не застали, но перед иконами горели свечи, значит, недавно кто-то был. (Вообще место это посещаемое, несмотря на удаленность).

Имеется большой запас свечей

17

История Инока в письменном виде и кружка для пожертвований.

18


Все это очень симпатично и возвышенно, но меня поразили два обстоятельства. И тут начинается часть скептически-вопросительная.

Во-первых, под иконами стоят не только свечи - там везде навалены мелкие денежки.

22

Я не сильна в обрядовой стороне православной церкви, поэтому не знаю - м.б. так и надо? Но мне оно показалось... странным. Ассоциация возникла только с бросанием денежек в море в детстве - чтобы вернуться. Посетители часовни из тех же соображений денежки под иконами сыплют или из каких-то более возвышенных.

Вторая деталь оказалась еще интереснее. Пользуясь безлюдьем и потакая своему неуемному любопытству, я открыла крышку гробницы. Тела там, конечно, никакого нет, просто насыпан песочек. А на песочке - вот:

23

Я и сама-то, конечно, не образец благочестивости, но, воля ваша, оставлять отпечатки своей пятерни внутри гробницы, это, мне кажется, уже как-то совсем... Или я опять чего не понимаю и так принято? Разъясните, люди добрые и православные!

А вообще, на мой вкус, самое красивое в этой часовне - ее изножье, заваленное местным красным песчаником, поросшее иван-чаем и шведским дереном.

14

P.S. Официально Безымянный инок не канонизирован, как святому, службы ему не служат, является местночтимым угодником.
Не сразу, но разыскала на сайте Мурманской и Мончегорской епархии тропари:

Тропарь преподобному Безымянному иноку Терскому.  Глас 8
В море Ледоватом успение обрел еси, Безымянне, / в телеси нетление стяжал еси, преподобне, / неведомый миру иноче земли Терския, / но Богови ведомый и чудесами явленный. / В ловитве рыбней помощниче скорый / и целителю усердный в немощах и болезнях, / преподобне Безымянне иноче, // моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобному Безымянному иноку Терскому. Глас 2
Всем от века прикровенно Богу угодившим / похвало, и память, и радование, / Безымянне Иноче-заступниче, / помяни имена наша пред Христом Господом, // прилежно чтущих память твою.

Comments

( 11 comments — Leave a comment )
kurosava_ad
Aug. 7th, 2016 06:37 am (UTC)
Основание у часовенки душевное, хотя вот вся целиком она какая-то слишком современная для места, на котором стоит, так и видишь железобетон за этими брусьями. Все таки старое северное деревянное зодчество гораздо лучше подходит визуально...
Монетки и пятерни - скорее всего пережитки язычества, их ведь во всяких памятных местах, от фонтанов и до Лобного места в Москве швыряют, возможно есть некое местное поверье, не одобряемое церковью, но вполне живучее, что отпечаток пятерни что нибудь хорошее тебе принесет)) Как вариант - аналог целования мощей, в отсутствие самих мощей. Моможет и просто баловство, мол вокруг камни, а тут песок, надо пощупать ;-)
Легенда же про рыбное место скорее вызывает мысль, что рыбу тут ловили издавна, (по крайней мере А. Никитин пишет о веками и тысячелетиями существовавших тоневых местах), ну и выловившие монаха рыбаки скорее всего специально куда-то плыть не стали, а окончив лов, закопали где нибудь рядом с своим лагерем. Впрочем, тот же Никитин писал о приуроченности тоневых мест (и еще существовавших в 60-70е тоневых изб) к древним лабиринтам и прочим следам былых эпох, так что возможно здесь и было некое языческое место поклонения, которое потом так окультурили.
alexandragor
Aug. 7th, 2016 07:18 am (UTC)
Да, я как-то тоже это про себя обозвала язычеством.

Рыбу, конечно, ловили там издавна, иначе откуда бы там и взяться рыбакам, выловившим тело? Это ж были не мужики с удочкой из соседней деревни (соседней деревни тогда еще просто не существовало), а бригада, целенаправленно и традиционно на тамошнюю тоню пришедшая.

Насчет приуроченности к лабиринтам поаккуратнее. Во-первых, тоней неизмеримо больше, чем лабиринтов, а во-вторых, назначение этих самых лабиринтов до сих пор весьма и весьма спорно.
kurosava_ad
Aug. 7th, 2016 12:01 pm (UTC)
Если я правильно помню никитинскую книгу, то там, с оговорками конечно, говорилось об обратной приуроченности. То есть найдя лабиринт, можно было ожидать одну или несколько тоней в недальних окрестностях, но и выйдя к тони, вполне можно было ожидать, не лабиринт конечно, но следы жизнедеятельности рыбаков,начиная с весьма отдаленных времен.
Думаю, безотносительно назначения лабиринтов, их строили рядом с уже обжитым местом, просто в силу большой затратности дальних путешествий в те времена.
alexandragor
Aug. 7th, 2016 12:25 pm (UTC)
Книгу я не помню, но следуя простой логике - когда и тони, и лабиринты на берегу, причем, в тех местах, куда реально добраться, то кое-где они неизбежно окажутся поблизости:)
2_travellers
Aug. 7th, 2016 08:32 am (UTC)
Ну, так все язычники до сих пор.
Никто не знает же толком ничего.
Да и мне кажется, что и 200 лет назад в нас полно было язычества:). У нас эта граница между язычеством и религией так и не стерлась.

А я, например, всегда кидаю монетку там, куда хочу вернуться. Это куда отнести?
А еще я лично уверена, что если забыть или потерять что-то где-то, то туда обязательно вернешься. Поэтому я часто делаю это умышленно. Забываю что-то там, куда хочу вернуться.
Вот на практике на втором курсе в Хибинах умышленно забыла несколько вещей, чтобы вернуться обязательно. И вот результат:)
alexandragor
Aug. 7th, 2016 10:31 am (UTC)
Однако... Забытые вещи, видать, были золотые))

Не, я все понимаю про примету с киданием монетки, и даже сама когда-то в детстве этим развлекалась. В море и сейчас могу кинуть. А вот под икону не могу. В голову не придет. Странная у меня, видать, голова))
nargis969
Aug. 7th, 2016 03:58 pm (UTC)
Правильная у тебя голова. Но вот гроб открыть это ты сильна! я бы точно не решилась! Деньгу бы не положила. А вот язычестно так и есть по настоящее время. Масленица---ну чисто языческий обряд..
alexandragor
Aug. 7th, 2016 04:02 pm (UTC)
Так я же подкованная. Я же помню, что труп еще в 16 веке нашли, и что сама эта часовня всего-то десятилетка. Этих двух цифр уже достаточно, чтобы понимать, что в гробу не будет ничего неаппетитного.
Опять же - посмотри, как он сделан. У него на лбу написано (если у гробов бывает лоб), что это чистая декорация.
morita
Aug. 7th, 2016 07:01 pm (UTC)
отпечаток ладони это из серии "я здесь был",это еще из времен неолита
alexandragor
Aug. 7th, 2016 07:03 pm (UTC)
Но "я был" в гробу, это, согласитесь, как-то...ээээ...
morita
Aug. 7th, 2016 07:03 pm (UTC)
ну да.в общем-то
( 11 comments — Leave a comment )

Profile

tasha
alexandragor
Александра Горяшко
Website

Tags

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner