?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Доверие.
Очень странная штука. Исключительно долгоиграющая и прочная, и одновременно невероятно эфемерная и уязвимая.

Когда с нами случается такая беда как влюбленность, мы доверяем возлюбленному беспредельно. Хотя, казалось бы, с какой стати? Человек-то фактически не знакомый. Но доверяем. Стопроцентный аванс. Рассказываем обо всем самом стыдном и самом счастливом, плачем на груди и хохочем хором, бегаем голышом к холодильнику и танцуем на столе. Ничего не боимся, не ждем удара, верим в полное принятие и вечную защиту. Такой интересный побочный эффект анестезии влюбленностью.

Наше полное доверие чужому человеку - вроде позы подчинения у животных. Когда сопернику подставляется самая уязвимая часть тела, по которой достаточно одного удара, чтобы лишить жизни. Животные, они мудро устроены. Как бы кровожадно они не бились до этого, поза подчинения остановит любую агрессию. Того, кто подставил незащищенное брюхо, трогать не станут. Но у людей все не по-людски...


Фото В.Киприянова

Только если любовь заканчивается не успев начаться очень быстро и по внешним фатальным причинам (a la Ромео и Джульета), то партнерам удается остаться в счастливой иллюзии полного доверия навсегда. В остальных случаях - увы и ах. Доверие потихоньку-полегоньку начинает рушиться. Осыпаться по кирпичику. Вроде бы понемногу и ничего не изменилось. Ан нет. Ни один из отвалившихся кирпичиков уже никогда не удастся приставить обратно.

Чем страшны измены? Уж конечно, не фактом физического соприкосновения тел, эка невидаль. И даже не возможностью притащить из этого соприкосновения вен.заболевание, оно лечится. И даже не возможным появлением детей на стороне, в конце-концов, дети - счастье и прочая лабуда. Страшно в измене только одно - разрушение доверия. Причем, и в том случае, когда об измене стало известно, и в том, когда не стало. Исчезает стопроцентная открытость одной из сторон. Пусть на капельку, на 10%, но исчезает. Другая сторона это непременно чувствует.

Мы же взрослые, разумные, цивилизованные люди, все можем понять и простить и бла-бла-бла. Можем. Хорошо натренированная человеческая особь может заставить свою голову понимать и прощать. Но беззащитный зверек, живущий внутри носителя даже самой умной головы, немножко съежится. Сначала совсем немножко. Внешне все наладится и будет отлично. Вы просто уже не сможете ночью побежать голышом к холодильнику. Вы просто начнете опасаться взгляда другого. Он чуточку перестанет быть Ромео и станет чужой. Чуточку. Но обратного хода этот процесс не имеет.

Полное доверие, сопровождающее влюбленность, возникает моментально и мощно, как вспышка сверхновой, а рушится долго, нудно и незаметно, на это могут уйти многие годы.
В какой-то момент наиболее чуткий и пострадавший из партнеров с ужасом обнаруживает, что кирпичиков отвалилось что-то уж слишком много. Что вот еще чуть-чуть, и вовсе ничего не останется от доверия, в котором был так прекрасно, блаженно и безопасно. И он пытается говорить об этом с партнером. Веря, что его услышат. Отчаянно надеясь, что все еще можно поправить.
Какими бы словами он не говорил, говорит он, в общем-то, вот что.
Смотри, вот мое беззащитное брюхо. Я снова подставляю его тебе, хотя ты уже бил по нему. Вот оно, вместе со всеми шрамами от твоих ударов. Ты можешь ударить последний, окончательный раз. Но я верю, что ты этого не сделаешь. Ведь это с тобой мы плакали, и хохотали, и бегали голышом к холодильнику, и танцевали на столе. Ведь это с тобой я был защищен от всех бед. Ведь только тебе я могу все это сказать.

Срабатывает ли последняя отчаянная подстава незащищенного брюха человеком человеку? Крайне-крайне редко. Человек - не зверь. Его так просто не остановить. В большинстве случае он с легкостью ударит по незащищенному брюху еще раз. Или проигнорирует его, что ничем не лучше. Отвернется. Скажет: "Я не понимаю, о чем это ты. У нас все хорошо".

И вот тогда уже точно не останется никаких шансов на восстановление того доверия, которым так щедро и бескорыстно были одарены люди в начале своих отношений. Тогда наступает момент, когда даже самый придурочный доверчивый голопузый зверек свернется в непробиваемый клубок. Уже навсегда.

Ничего не поделаешь, таков великий инстинкт самосохранения - то немногое, что мы все-таки сохранили от животных. Может быть, было бы лучше, если бы как раз его-то мы и не сохраняли. Потому что для человека это уже не жизнь. Без доверия у него внутри остается одна только черная мертвая пустота.
Но физически он жив. Функционирует. Чем дарит убившему его партнеру благословенную возможность твердить: "Я не понимаю, о чем это ты. У нас все хорошо".


Comments

( 28 comments — Leave a comment )
betsey_trotwood
Apr. 8th, 2016 04:07 am (UTC)
если б оно было только мэ и жо...
а то ведь в родной семье иногда успеешь так огрести, что потом уже и не разожмешься
alexandragor
Apr. 8th, 2016 04:09 am (UTC)
Согласна. Мэ и жо тут не принципиальны. Равно как и возраст, и формат отношений.
dims12
Apr. 8th, 2016 04:13 am (UTC)
Я думаю, стоит заметить, что, в отличие от животных, влюблённость у человека -- это аванс не только объекту любви, но и самому влюблённому. Потому что человек, в отличие от животного, способен преодолеть закон отваливающихся кирпичиков. Превратить инстинктивную влюблённость -- в человеческую любовь. Или хотя бы в человеческое партнёрство, взаимоуважение и так далее, живущие гораздо дольше... Измена это, конечно, предательство, но зачастую ему предшествует множество отвалившихся кирпичиков, которые отваливались либо незаметно, либо с молчаливого согласия обеих сторон. А иногда даже возникает соревнование, как в башне Дженга: кто дольше сможет вынимать по кирпичику, не обрушая башню...
alexandragor
Apr. 8th, 2016 04:25 am (UTC)
Соглашусь и с первым, и со вторым, и с третьим.

Слово "измена" в тексте вообще не принципиально, ситуаций, в которых доверие рушится, множество. Измена это всего лишь такой всем понятный пример, на котором легко разбирать процесс.
2_travellers
Apr. 8th, 2016 04:45 am (UTC)
Мне хочется что-то спросить и уточнить. Но сама не знаю что. Видимо, хотелось бы просто поговорить на эту тему. Да, просто поговорить.
Тема больно интересная.
alexandragor
Apr. 8th, 2016 04:47 am (UTC)
Ну давайте поговорим:)
morita
Apr. 8th, 2016 05:44 am (UTC)
да,все так и есть
и не только измены убивают доверие,но и невозможность положиться на партнера в сложную минуту
alexandragor
Apr. 8th, 2016 05:46 am (UTC)
да-да, я уже говорила выше, измена тут не принципиальна, взяла ее просто как самый простой пример.
Marina Bodrova
Apr. 8th, 2016 05:53 am (UTC)
Как раз именно это я и хотела добавить, но опередили.
lenaswan
Apr. 8th, 2016 08:00 am (UTC)
Вот я надеюсь что это какой-то совершенно отвлеченный пост...
И хотела было написать - что у каждого и в каждой ситуации все по-своему - но это какая-то жуткая банальность.

А вообще - "...как хотите чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними..." еще одна банальность, точно уж.

Наверное любовь - это способность прощать, даже и без подставления живота.

Но это все о личных довериях. А вот в деловых довериях - фатален всего один единственный обман. Ну для меня по крайней мере.
sophia_kasitoo
Apr. 8th, 2016 12:40 pm (UTC)
Мне кажется, Александра тут более права. Простить - да, но доверие все равно уменьшается. Полагаться как на самое себя уже скорее всего не получится.
alexandragor
Apr. 8th, 2016 12:47 pm (UTC)
Прощение идет от головы, доверие - от кишок. Так что нет, не получиться полагаться.
sophia_kasitoo
Apr. 8th, 2016 12:50 pm (UTC)
Состояние влюбленности, и даже в некоторых случаях любви, склонно к забывчивости. Типа встаешь снова на те же грабли - и думаешь "черт, опять? Я ж знал"
alexandragor
Apr. 8th, 2016 12:55 pm (UTC)
Голова забывает, кишки - нет. Просто оно долго копится и не сразу выстреливает. Поэтому до какого-то момента кажется, что проходит бесследно.
lenaswan
Apr. 8th, 2016 12:49 pm (UTC)
А по-моему это все вообще нельзя обсуждать - абстрактно и отвлеченно. Ну какие-то грани личного и уже неприкасаемого.

Я когда-то рассказала хорошему другу, очень нежному чувствами и восприятиями человеку, другу, - как вдруг покаялась мужу что почти готова к расставанию - и вот причины не назову, это мое уже личное-личное и наше общее личное. И услышала в ответ ошарашенное даже "что это наверное исключительно хорошо - когда мужу можно сказать все и даже такое". Но вот это же не о доверии? Или о доверии? Или это о том что не бывает вообще каких-то универсальных и похожих ситуаций?

Пойду поцелую умного и любимого мужа что ли.
sophia_kasitoo
Apr. 8th, 2016 12:53 pm (UTC)
Я полагаю, что каждый из нас негласно обсуждает какую-то свою ситуацию, или ситуацию о которой он знает:)

Про "даже такое можно сказать" - у нас есть подобная история в анамнезе:) правда на досемейной стадии.
alexandragor
Apr. 8th, 2016 01:00 pm (UTC)
Что там "даже" можно сказать - это одна сторона. Другая сторона - как тот, кому сказали, на сказанное отреагирует, и не использует ли против тебя рано или поздно. Вот где бывает засада-то!
sophia_kasitoo
Apr. 8th, 2016 12:38 pm (UTC)
Я тоже надеюсь, это у тебя не остро-сиюминутное, а философские наблюдения и анализ?

Фигово когда у человека детский опыт таков что к возрасту создания семьи онприходит в виде того свернувшегося ежа практически.:(
Ходят слухи, что с таким что-то умеюи делать психотерапевты, но лично чудес не наблюдала.
alexandragor
Apr. 8th, 2016 12:46 pm (UTC)
Считайте все, мною говоримое, философским эссе, и спите спокойно:)

Это ты лично не наблюдала хороших психотерапевтов. Я наблюдала, и он сумел. Правда, ему для этого понадобилось на 7 лет стать моим мужем:)
sophia_kasitoo
Apr. 8th, 2016 12:48 pm (UTC)
Я их вообще не наблюдала. Окей, т.е.можно считать что я знаю как минимум одного человека которому реально помогло.:)
alexandragor
Apr. 8th, 2016 12:54 pm (UTC)
Ага. Но с поправочкой. Это была совместная работа (что очень подчеркивалось психотерапевтом). Один психотерапевт, без участия пациента, бессилен. Это вам не аппендицит резать...
sophia_kasitoo
Apr. 8th, 2016 12:57 pm (UTC)
Ну это понятно..
suchkov_serg
Apr. 8th, 2016 03:25 pm (UTC)
Я бы определил доверие как отсутствие прогноза нежелательного взаимодействия у доверяющего. Так-то мы (и люди и звери) взаимодействуем только (в широком смысле) нападая , обороняясь или избегая. А когда доверяем, уверены что никакого взаимодействия не будет во время доверия. Вообще никакого. Отсюда и все разочарования и люди-ёжики. Если бы доверие длилось постоянно, то и отсутствие взаимодействия тоже бы длилось постоянно. Поэтому предательство это всего лишь неизбежная смена формата взаимодействия - от никакого до какого-то. Мы все всегда в различных масштабах друг друга предаем. А вот если свое пузико подставляем почесать кому-то, то это не доверие, то это другое, это мы нападаем (под нападением я имею ввиду принуждение другого к действию, ожидаемое нападающим)

Edited at 2016-04-08 06:28 pm (UTC)
alexandragor
Apr. 8th, 2016 03:29 pm (UTC)
ваш цинизм беспределен:)
Отчего же сразу принуждение? Чесание пузика может быть взаимоприятным занятием.

И есть еще взаимодействие в виде сотрудничества и со-кайфования.
suchkov_serg
Apr. 8th, 2016 06:38 pm (UTC)
Re: ваш цинизм беспределен:)
При чесании пузика (странно, что вы этого не заметили))) один нападает, другой обороняется))) А сотрудничество это следующий уровень, который строится из кирпичиков нападения-обороны-избегания (в теории игр об этом лучше сказано, чем у меня) Хотя, я допускаю мысль, что вы, будучи уникальными людьми, и пузики друг-другу чешите каким-то особенным образом. Но, мой цинизм и не цинизм вовсе, просто я люблю докапываться до первооснов всего. А так я наивно-восторженный, экзальтированный и животрепещущий от ручейков весенних))) Одно другому не мешают, люди просто боятся называть все своими именами. А если попробовать, то оказывается, что знание механизмов оргазма не мешает его испытывать))))
alexandragor
Apr. 9th, 2016 03:30 am (UTC)
Re: ваш цинизм беспределен:)
Я совсем не против знания механизмов. Только, мне кажется, тут надо действовать очень аккуратно, чтобы ненароком не слишком упростить реально более сложно устроенную систему, не упустить каких-то ее элементов.
Природа, она ведь чем хороша? Тем, что кроме очень очевидных, прямолинейных и уже вполне изученных и объясненных механизмов, имеет и много всего вполне абсурдного и никакой прямой рациональной выгодой необъяснимого.

"Он рассказывал о невероятном художественном остроумии мимикрии, которая не объяснима борьбой за жизнь (грубой спешкой чернорабочих сил эволюции), излишне изысканна для обмана случайных врагов, пернатых, чешуйчатых и прочих (мало разборчивых, да и не столь уж до бабочек лакомых), и словно придумана забавником-живописцем как раз ради умных глаз человека (догадка, которая могла бы далеко увести эволюциониста, наблюдавшего питающихся бабочками обезьян)" (Набоков. "Дар").
suchkov_serg
Apr. 9th, 2016 05:58 am (UTC)
Re: ваш цинизм беспределен:)
Вообще-то я и не претендую на роль мудреца с цинизмом в зубах, я больше "А поговорить?". Поэтому, скорее упрощаю больше для собственного переваривания)))) Но все равно, большинство людей и их поведение - простейшие и из жизни простейших)))))
alexandragor
Apr. 9th, 2016 06:30 am (UTC)
Re: ваш цинизм беспределен:)
Большинство- несомненно!
( 28 comments — Leave a comment )

Profile

tasha
alexandragor
Александра Горяшко
Website

Tags

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner