Александра Горяшко (alexandragor) wrote,
Александра Горяшко
alexandragor

Categories:

Цена дома. Как строили кордон на Харлове

Кордон заповедника "Семь островов" (с 1951 г. Кандалакшского заповедника) на острове Харлов в Баренцевом море был построен на следующий год после создания заповедника, осенью 1939 года.

xarlov
Кордон на Харлове в наши дни. Фото Михаила Мельникова.

Не просто осенью, а в октябре-ноябре. Время, мягко говоря, не самое удачное. Здесь и летом-то не курорт. О чем можно почитать здесь, там же посмотреть вид дома изнутри. Но до этого они там работали вообще в палаточке (как раз недавно ее показывала), так что были причины поторопиться.

В Отчете о работе заповедника за 1939 год описан один день строительства. Впечатляет...

Из отчета директора заповедника Л.О. Белопольского об организационной и научной работе заповедника "Семь островов" за 1939 год. (Научный архив КГПЗ).

По договору от 3.IV-39 г. заключенному заповедником с Мурманской строительной конторой СМП, срок окончания строительства дома на о.Харлове был назначен на 1-е сентября 1939 г. Однако, исключительные затруднения с рабочей силой в Мурманске, не дали возможности стройконторе осуществить установленные календарные сроки строительства и в первой половине сентября были готовы еще только детали дома в Мурманске. Оставалось больше половины работы: первести все на о.Харлов, выгрузить, собрать и окончательно отделать дом. В нормальных условиях, т.е. в летние месяцы это было сделать значительно проще, но настала уже штормовая осень и к тому же сентябрь месяц 1939 г. Весь этот месяц я провел в Мурманске. Любое маленькое задание в это время выполнялось с колоссальным трудом, например, перевозка всех строительных материалов на пристань была совершена в течении 3-х недель, т.к. вместо обещанных 7 машин, мне дали только одну, да и ту поломанную, бригада строителей сократилась к отъезду с 14 чел. до 7 чел.

С чрезвычайным трудом я достал парусник и еще с большим трудом буксир-тральщик. Наконец, 29-го сентября, закончив погрузку всех оставшихся материалов, мы вышли из Мурманска и 2-го октября благополучно прибыли под Харлов.

выгрузка на берег рам для дома-лаборатории
Харлов, 1939 г. Выгрузка на берег рам для дома-лаборатории.

Здесь начались новые мытарства, чтобы не быть голословным и до некоторой степени представить хотя бы долю их я позволю себе по возможности кратко описать первый день выгрузки дома на о.Харлове.

Под остров мы встали ночью. Утром разыгрался сильный северо-восточный ветер. Накат (Прибойная волна) под островом была еще не сильная. Решили начать выгрузку. Всю мелочь: рамы, двери, делену выгружали на шлюпках, а большие бревна (детали дома) и доски плотили и отбуксировали плоты с помощью «Глетчера» на берег во время полной воды (прилива) и выгружали, когда вода падала (во время отлива). Днем мы успели доставить таким образом первый плот на берег. Половину плота нам удалось разобрать и отнести к строительной площадке. Оставшуюся часть этого плота выгрузить не смогли, так как подошел прилив и весь плот был окружен водой. Пришлось его хорошенько привязать и ждать отлива. В это время на судне подготовили второй плот. Стемнело, шторм усилился. Тральщик вместе с парусником начало прижимать сильно к берегу. Капитан решил отойти немного дальше. Поднял якорь и встал на новое место.
Не прошло и несколько минут, как его сорвало с якоря. Тогда он отошел еще дальше от берега... В это время я находился на «Глетчере», который стоял по близости на якоре. Вдруг мы слышим тревожные гудки тральщика. Выскочили на палубу. Оттуда что-то кричат, но из-за воя ветра ничего не слышно. На шлюпке быстро направляюсь на тральщик. Узнаю - оборвало плот и унесло в море... В этом плоту было 8 рядов по 24 бревна в каждом ряду, все основные простенки, стропила и др. главные детали, без которых дома построить нельзя.... Значит все напряжения, все усилия доставить дом на Харлов пропали. Что делать?...
Сначала хотели послать «Глетчера» искать плот, но шторм достиг 11 баллов. Начались снежные заряды, с моря катились громадные валы. Темно хоть глаз выколи. В такую бурю бесполезен был бы выход бота. Только ставить судно и его команду под риск. Тральщик же привязан к паруснику и также не может оказать помощи. Решили ждать завтрашнего дня - света. С тяжелым чувством я вернулся на остров. А здесь новая беда... Сильно разгулявшаяся волна разбила оставшуюся не выгруженной часть первого плота. Вся бригада плотников и научный сотрудник Успенский и лаборант Широколобов и я принялись спасать эту часть плота. Баграми, руками мы вытаскивали из кипящего прибоя доски и бревна. Два раза меня и Успенского накрывало с головою волной и чуть не снесло...

Только во втором часу ночи, закончив вылавливание полностью досок, мы все мокрые до нитки, вернулись в холодный наш инкубаторий, чтобы с рассветом снова начать борьбу с озверелой стихией... На утро посланная мною на материк группа, нашла в 3-х километрах от р.Харловки совершенно нетронутым злополучный плот, выброшенный на берег и уже после окончания выгрузки и ухода тральщика наш «Глетчер»в два приема прибуксировал все бревна этого плота на о.Харлов...

Я описал лишь один день нашей работы, а таких дней в нашей работе особенно в этот осенний период было много.

…Благодаря исключительно дружному коллективу строителей и посильной помощи, которую оказывали сотрудники заповедника, 17 ноября 1939 г. специальной комиссией дом на о.Харлове был принят в эксплоатацию.

сборка дома-лаборатории на Харлове
Сборка дома на Харлове. Осень 1939 г.
Tags: Баренцево море, заповедник, память и памятники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments