?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Слабаки мы, ребята

И даже не подозреваем, какие. Кто думает иначе, почитайте-ка вот отрывки из записей Татьяны Дмитриевны Герасимовой, которая в конце 40-х-начале 50-х, аспиранткой, работала на Айновых островах в Баренцевом море. Айновы острова тогда только-только сделали заповедником.
Я тут коротенечко. Только про жилье.

1947 г.
Чуть-чуть выше галечной отмели, на берегу, мы поставили шалаш из трех жердей, которые В.И. нашел на литорали, на жерди натянули плащ-палатку. Итак, первое жилище на о. Б.Айнов было построено... Мы пробыли на о. Б.Айнов неделю. Проводили учеты птиц и наносили их на карту, нанесли на карту участки с разнообразной растительностью, я собрала гербарий из неизвестных мне видов растений.

1949 г.
На о. Б.Айнов мы поставили палатку на место, определенное нами в 1947 г. Палатка была новой, в ней была установлена печка типа "буржуйки", она очень хорошо и быстро обогревала палатку, хотя также быстро остывала. На землю положили доски из плавника, матрацы, а затем уже спальные мешки. Ящики служили столами и полками, в нашем распоряжении была хорошая шлюпка. Так что, по сравнению с 1947 г. это был уже "настоящий" дом и "настоящая" лаборатория.

02.032
Так выглядела база заповедника на острове Харлов в 1938 г. Скорее всего, в 1947 г. "настоящие" дом и лаборатория были точно такими же.

1950 г. 10 мая-15 июня.
На Айновы о-ва Гену и меня высадили во время надвигающегося шторма. Вещи быстро выкинули на берег, нас высадили... Был сильный ветер с мокрым снегом, на островах также местами лежал снег.
И тут мы обнаружили, что палатка гнилая, ее нельзя было как следует натянуть, в дыры врывался ветер и снег, мы поместили спальные мешки и др.вещи в самом «сухом» углу, накрыли плащами и стали устанавливать печку-времянку. Увы, она оказалась без труб, костер в такую погоду было разводить очень трудно и мы питались консервами и хлебом, которые запивали водой из монастырского колодца. Спали по очереди в самом сухом углу палатки. Но работать было надо, и мы начали обход острова ежедневно, чтобы проводить регулярные подсчеты гаги на воде, а также регистрировать прилет все новых и новых видов птиц...

1951 г. 15 июня - 3 июля.
В 1951 г. на Айновых островах ... была поставлена избушка, по стенам нары, перед окном стол. Была глиняная печка. Избушка выходила в пристройку-сарай, там не было пола, он был сколочен из досок, в нем хранились дрова, сложенные штабелями, и кое-какие продукты... Появление домика на Айновых островах был такой сервис, который в начале так поразил меня, что я чувствовала себя вполне благоустроенной и лучшего не желала.

кордон на Б.Айнове.Фото Коханова Кордон на острове Большой Айнов. Вероятно, 1970-е гг. Фото В.Д. Коханова.


P.S. А фотографии самой Т.Д. Герасимовой я не нашла ни одной. Вдруг каким-нибудь чудом у кого-нибудь есть?

Comments

( 42 comments — Leave a comment )
mary_spiri
Apr. 2nd, 2016 01:42 am (UTC)

В одной из альпинистских экспедиций моего отца из 9 ледорубов сломались 6, из-за чего погибли 3 человека, а 6 оставшихся выходили по крутому льду с одним ледорубом на двоих. А их команда уже были мастера спорта к тому моменту и получали оборудование официально.
А нам уже было неплохо, в наше время можно было доставать материалы и самим делать оборудование. Один из друзей всю зиму точил себе титановый ледоруб и выточил. А я использовала отцовский по принципу: если уж тогда не сломался, то у меня, чайника на простом маршруте, тоже не сломается.

alexandragor
Apr. 2nd, 2016 02:05 am (UTC)
Это все и круто, и страшно, только вот какой момент.
Я все понимаю, что в разного рода походах бывают разного рода трудности, и даже ужасные трудности и ужасные опасности. Но дело в том, что в поход люди за этим и идут. Конечно, они идут не гибнуть, но все же, согласитесь, они идут за новыми ощущениями, приключениями, нагрузками и разного рода экстримом. Правда, степень экстрима они могут не подрассчитать, тогда случаются большие сложности и даже трагедии. Но изначально - приключения и были самоцелью.
А я - т.е. не я, а автор записей - говорит о ситуации, когда люди пошли не за приключениями, а работать. Задачей их было птичек посчитать, а не в дырявой палатке померзнуть. Но при этом получалось, что если померзнуть в дырявой палатке необходимо, чтобы птичек посчитать, то это в порядке вещей.
Сейчас, когда люди рассматривают возможное место работы, они учитывают и все, относящееся к комфортности, чуть ли не вплоть до сорта подаваемого кофе. Многие ли станут ПО РАБОТЕ считать птичек в таких условиях? Сомневаюсь.
И притом жилье было только частью их быта.Кроме этого было отсутствие нормальной одежды, невозможность попасть к месту работы, дряхлая лодка со сломанным веслом (это в Баренцевом-то море!). Т.е. много реально шансов погибнуть или всерьез повредиться. Ради того, чтобы птичек посчитать. Потому что - ну работа такая...
mary_spiri
Apr. 2nd, 2016 02:32 am (UTC)

Работу такую люди выбирали из-за одержимости, альпинизм люди выбирают по той же схеме. В конце концов можно не птичек считать, а в школу учителем, комфорта больше. А вместо альпинизма на шашлыки. Выбор есть и был в те времена. Отец мой проводил в горах 4 месяца в год, как штык, хотя по основной профессии химик органик. Назвать такую одержимость словом хобби язык не поворачивается, это была вполне работа, Дело с большой буквы, со своими достижениями, они были многократными чемпионами Союза. Но естественно мотивация состояла не в том, чтобы достичь и превозмочь, а в том, чтобы быть там, где хочется, делая то, что хочется. И, как мне кажется, точно такая же мотивация была с подсчетом птичек.

alexandragor
Apr. 2nd, 2016 02:33 am (UTC)
Ну, в общем, да. Наверное, можно и так на это посмотреть.
mary_spiri
Apr. 2nd, 2016 02:38 am (UTC)
Совершенно впрочем согласна с вами, что мы слабаки. Когда папе только стукнуло 80, мы с ним ехали на машине мимо нашего местного вулкана г. Худ. Массив выглядел внушительно, снег, лед и скалы. Папа посмотрел задумчиво и сообщил: если бы мне было лет на 10 поменьше, я бы туда залез. А я подумала, что мне на 30 лет поменьше, и слабо!
alexandragor
Apr. 2nd, 2016 02:40 am (UTC)
:)))
Помню недавние фотографии и рассказы про Вашего папу. Богатыри, не мы...
Мельников Владимир
Apr. 2nd, 2016 02:51 am (UTC)
Как то вот даже и не знаю как помягче сказать...
Не проверить снаряж перед экспедицией - последний край раздолбайства!!!
(что тогда, что сейчас)
alexandragor
Apr. 2nd, 2016 03:01 am (UTC)
Согласна. Но мы исходим из наших реалий. И даже близко не представляем тех, что у них были. М.б. как-нибудь выложу эти воспоминания целиком, в каких условиях там все происходило. У них просто ничего не было. У автора не было даже обычных шерстяных носков, понимаете? Не от раздолбайства, а потому что их не было физически. А на голову было нечто, сшитое из старой бабушкиной кофты, что ей отдала другая студентка. С миру по нитке собирали в экспедицию.
(no subject) - yfweueylth - Apr. 2nd, 2016 03:32 am (UTC) - Expand
alexandragor
Apr. 2nd, 2016 03:36 am (UTC)
Ох, как от души. Спасибо.

"Ребятки, есть туризм и есть работа. Одни прутся искать на жопу приключений и проверять себя, другие воспринимают это, как работу. Трудную, любимую, проклятую работу".
- да, именно это пыталась сказать выше.

Страх перейти улицу, на которой 1,5 машины, проходила, после 3 месяцев на острове:)
(no subject) - yfweueylth - Apr. 2nd, 2016 03:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - Мельников Владимир - Apr. 2nd, 2016 04:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - yfweueylth - Apr. 2nd, 2016 05:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - Мельников Владимир - Apr. 2nd, 2016 11:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - yfweueylth - Apr. 2nd, 2016 01:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alexandragor - Apr. 2nd, 2016 05:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - mary_spiri - Apr. 2nd, 2016 11:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - alexandragor - Apr. 2nd, 2016 12:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mary_spiri - Apr. 2nd, 2016 01:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yfweueylth - Apr. 2nd, 2016 01:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mary_spiri - Apr. 2nd, 2016 02:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yfweueylth - Apr. 2nd, 2016 04:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yfweueylth - Apr. 4th, 2016 04:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - yfweueylth - Apr. 5th, 2016 03:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - yfweueylth - Apr. 5th, 2016 03:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - dmitryarachn - Apr. 5th, 2016 03:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - yfweueylth - Apr. 5th, 2016 03:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - yfweueylth - Apr. 5th, 2016 03:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - yfweueylth - Apr. 5th, 2016 03:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - alexandragor - Apr. 5th, 2016 03:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - dmitryarachn - Apr. 5th, 2016 04:04 am (UTC) - Expand
pershin_oleg
Apr. 2nd, 2016 05:27 am (UTC)
Да, конечно не проверять снаряжение - это не укладывается в голове... Но и ту "обстановку" и то время понять тоже можно, хотя бы по рассказам ветеранов. Остается удивляться самоотверженности этих альтруистов, причем тут смешанное чувство - восхищение с одной стороны, и неодобрение с другой. Видимо, было сказано им: "завтра на острова, и ответ был - "есть"!
Парадоксально, но в современных условиях, когда есть всё: и связь и транспорт, и снаряга и нормальная еда (порой), я лично готовился к поездке на Айновы чуть ли не за год... ну и всё сложилось, конечно.
Очень интересна фото избушек - ведь все до сих пор стоит (если они не были перестроены), и я там жил - большая благодарность людям, построившим их.
Про слабаков не соглашусь - все относительно. И ТОГДА многие бы не согласились на такие эксперименты по выживанию, а и ныне есть (и их хватает) достаточно "в жопу укушенных" (как говорят, "не всех война убила...")
alexandragor
Apr. 2nd, 2016 05:46 am (UTC)
Есть у меня подозрение, что вряд ли найдется дядя, который прям вот так открыто признает, что он слабак. А тети - да, признают спокойно:)

Еще немножко старых фотографий с Айновых есть здесь http://www.littorina.info/kandalaksha/kandalaksha/fotoarh.html
pershin_oleg
Apr. 2nd, 2016 05:55 am (UTC)
Да, спасибо, я смотрел их у вас на литоринах (я ж готовился:):)) И Харлов тоже был изучен вдоль и поперек...
Не, ну таких дядь навалом - ведь это они крутят у виска, если ты их просишь забросить тебя на какую нибудь точку и чтоб там еще и жить.... Тем самым и признаёт (ну да - не открыто)
(Anonymous)
Apr. 2nd, 2016 07:23 am (UTC)
Мне кажется, "тогда" и "сейчас" сильно различаются пределами допустимого. Недавно узнала, что в 50-х годах студенты, приезжавшие на ББС зимой для развлечения бегали по льду к острову Величаиха. Мы тоже зимами работаем на ББС и тоже ходим в разные стороны на лыжах. Но на такую "прогулку" никто не замахивается - вообще-то это опасно. В пятидесятых опасности были те же самые, но тогда это и героизмом- то не казалось.
Е. Краснова
alexandragor
Apr. 2nd, 2016 07:31 am (UTC)
И это тоже.

Загляните сюда, если не видели http://www.littorina.info/kandalaksha/kandalaksha/pervoist/goryashko_expeditin_1966.htm
Это про школьную группу, которую в 66 г., в июле, заперло льдами на Кемь-лудах. Они сперва рыбку стали ловить, п.ч. еда у них кончилась - "При этом был небольшой ветер, льды двигались, а лодка стояла на якоре. В итоге их перевернуло и они между льдин пытались выскочить. Но все закончилось хорошо, все вылезли на берег. Но купаться было холодно".
А потом ваще - "Потом были попытки скакания по льдинам с целью проверки, а нельзя ли до Чупы по льдам доскакать. Но скакавший понял, что нет, не получится. Но понимания пришло, когда он с этой льдины грохнулся…"
Рассказывал участник событий, тоже как героизм не ощущал:)
( 42 comments — Leave a comment )

Profile

tasha
alexandragor
Александра Горяшко
Website

Tags

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner