?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

У двух уважаемых ученых френдов (macroevolution и prokhozhyj) увидела перепосты истории alazor про плагиат и про хамство в ответ на замечание о плагиате.

История противная, но ничуть не удивительная. Что меня удивило, так это какая-то святая прямо наивность опечаленных и возмущенных ученых. Для которых новостью оказалось, что в популяризации науки возможен плагиат, мутные личности и хамство.

Ребята, неужели вы действительно еще с этим не сталкивались?! Тогда вам просто очень повезло.

Я вот тоже пишу не стихи и не про "как завлечь и удержать мужчину", а исключительно в категории науч-поп, и сталкивалась с этим замечательным явлением не раз и не два. Даже тэг "воры" по этому поводу завела. И описываю всякий раз подобные эпизоды, и ворам пишу, потому что уверена, что нельзя их деяния оставлять безнаказанными. Так что варианты реакции воров тоже изучила хорошо. Их совсем немного.
1. Человек действительно не знал, что использует чужой материал, т.к. получил его уже через десятые руки. Человек извиняется и ставит ссылку на автора и источник. Это самый редкий случай.
2. Человек ни звуком не отвечает на замечание, но молча удаляет стыренный материал.
3. Человек (или его группа поддержки) отвечает на замечание агрессивным наездом. И это, увы, самый распространенный случай.

Последний образец получила буквально на днях. Звучит он так: "
Александра, с чего это воровство-то ? Почитайте закон об интеллектуальной собственности для начала, прежде чем такую чушь писать. Весь материал, к которому имеется свободный доступ является общим,разрешается его копирование без согласия автора".

Такой он, глас народа.



Причины сего замечательного явления отлично сформулировал avs_lt Прям так замечательно, что скопирую даже:

Злого умысла там нет (равно как и какого-либо умысла вообще). Такова особенность восприятия информации подавляющим большинством соотечественников (в возрастной категории "до 30" - вообще процентов эдак под 100). Всё, что в интернете, там само зародилось когда-то. Мониторинг, компиляция, презентация в удобном для аудитории формате - это работа. А вот первоначальное создание того, что мониторилось - это уже история, лежащая за пределами воображения пользователей. Поэтому брюзжащие авторы и сочувствующие, время от времени непонятным образом возникающие из небытия, ничего, кроме раздражения, не вызывают. Оскорбить, обматерить, забанить - первая реакция. И аудитория сочувствует компилятору, искренне не понимая, с чего это вдруг выкапавшиеся из-под слоя нафталина непонятные личности смеют требовать каких-то ссылок и т.п.
Связь между авторством и самозарождением контента в интернете - это еще сложнее, чем связь между желудями и корнями дуба в известной басне Ивана Андреевича Крылова. Тех, кто не способен поднять вверх рыло, нужно не осуждать, а жалеть...

К этой дивной формулировке хочу добавить только еще одно наблюдение. Такого рода интеллектуальное воровство типично для людей, которые сами никакого интеллектуального, творческого продукта не создают. И происходит оно действительно безо всякого злого умысла, само происходит, естественно, как дыхание.
Любой из вас (нас), кто сам что-то в муках создает, доведись ему использовать чужой материал, совершенно не задумываясь поставит кавычки, напишет имя автора, источник. И не потому, что предварительно проштудировал закон об авторском праве. А потому, что знает этому цену и как же иначе.
И точно так же, совершенно не задумываясь и не изучая никакие законы, другая категория граждан никаких авторов-источников не укажет.

Знаю даму, которая с божественной легкостью вставляет в свои тексты любого размера и происхождения тексты чужие, без какого-либо намека на то, что они чужие. Чужие тексты сливаются в общей простыне с её и, естественно, работают на ее репутацию. Эта же дама запросто может, например, взять чужое стихотворение и отправить его в качестве личного письма своему знакомому, не поставив кавычки, не указав автора, но изменив в тексте род адресата с женского на мужской. Отчего знакомый, естественно, воспринимает стихотворение как написанное лично дамой лично для него. Привожу в качестве иллюстрации к внутреннему устройству столь огорчившей уважаемых ученых разновидности "писателей".

И в завершение - об удивлении, что от стыренных научно-популярных текстов может быть какой-то профит. Ну конечно же может! Как и от любого оригинального текста, вызывающего повышенное внимание. Ведь это мы замечаем только те случаи воровства, которые нас лично затронули. А они вовсе не единичны. Человек (ресурс), паразитирующий на чужих материалах, делает это регулярно, успешно наваривая себе посещаемость, популярность, подписчиков. Которые прекрасно конвертируются в деньги.

В общем, тема эта стара почти как мир интернет. О чем свидетельствуют и болтающиеся в том же интернете инструкции на тему




Только прелесть в том, что никому эти инструкции не нужны. Либо человек цитирует, ссылается и благодарит автора, либо ворует и хамит автору. И этим не становятся, с этим рождаются. Такое у меня впечатление.

Comments

( 17 comments — Leave a comment )
lenaswan
Jan. 22nd, 2016 01:47 am (UTC)
Ну злой умысел там как раз есть - копипастеры наполняют сайты, на которых стоит реклама - и с раскрученности (а то и за раскручивание также) вполне так получают бабло.
Поэтому в целом --- адресно-непечатно. Нода таки лучше да, уйти спать наконец (работу доделывала вот к утру пятницы как обещала).
alexandragor
Jan. 22nd, 2016 01:55 am (UTC)
Не всегда. Т.е. я не о профессиональных копипастерах, а о свято верующих, что все кругом народное, все кругом мое. Ну и конечно между теми и другими имеется куча переходных стадий. А оригинального контента в процентном отношении в интернете так мало, что любой оригинальный становится заманушкой уже только в силу своей оригинальности.
(Deleted comment)
alexandragor
Jan. 22nd, 2016 02:01 am (UTC)
Re: От плагиата до самоплагиата!
Это уже следующая ступень. Тема, что и говорить, богатая:)
(Deleted comment)
achernitsky
Jan. 22nd, 2016 03:12 am (UTC)
Re: От плагиата до самоплагиата!
Я не понял. А что есть диссертация, как не сводка своих же статей? Какой же это самоплагиат? Это обобщение своих результатов и идей.

И воровать результаты из диссера? Когда они защищены публикациями. Зачем?

В докомпьютерную эру из диссертаций "заимствовали" обзоры литературы, поскольку не у всех, особенно в провинции, был доступ к хорошим библиотекам и знание языков.
(Deleted comment)
achernitsky
Jan. 22nd, 2016 07:52 am (UTC)
Re: От плагиата до самоплагиата!
Спасибо, понял.
Я уже как 20 лет завязал с российской наукой
Но в те времена моя кандидатская была частью докторской
achernitsky
Jan. 22nd, 2016 03:14 am (UTC)
Тут еще вот какое дело. Находишь хороший кусок текста для своего науч-поп сайта, вставляешь его, а он не лезет, настолько корявым или кондовым языком написан.

Приходится пересказывать своими словами
alexandragor
Jan. 22nd, 2016 03:17 am (UTC)
Это ты про себя сейчас? Когда тебе приходится пересказывать? Если так, то, полагаю, что уж ты-то не забудешь упомянуть, откуда взял исходник?:)
achernitsky
Jan. 22nd, 2016 03:23 am (UTC)
Не всегда. Если это оригинальный текст, то да. А если пересказ пересказчика, то нет.
И не всегда есть желание искать первоисточник.

То же самое с картинками. Если с авторского сайта - то да, а если явно спертая - то лишь если задницу надо прикрыть
alexandragor
Jan. 22nd, 2016 03:24 am (UTC)
Да, конечно, речь про оригинальные авторские материалы.
usn_mogoy
Jan. 22nd, 2016 08:59 am (UTC)
Но ведь с этим как-то надо бороться. Я, например, забанила haritonoff в задницу, хотя его посты иногда интересны.
alexandragor
Jan. 22nd, 2016 09:02 am (UTC)
Я не вижу других способов бороться, кроме как предавать максимальной гласности каждый такой случай. А как еще? Бан, к сожалению, никак не запретит человеку таскать чужое.

Приятные были времена, когда ворам руки отрубали.../зачеркнуто/
kurosava_ad
Jan. 22nd, 2016 04:56 pm (UTC)
Действительно, ощущение, что кто не воровал, тот и не ворует, а тем, кто эти материалы тырит, хоть кол на голове теши( Хотя с точки зрения психологии, оно, думаю, как-то посложнее устроено.
И, спасибо за запоздалое излечение очередного очага невежества, я был свято уверен, что тот Бианки, которому 90, и тот, который писатель, это одно лицо. Думал ещё, что есть же люди в наше время ;-)
alexandragor
Jan. 23rd, 2016 12:24 am (UTC)
Люди таки еще есть в наше время, к тому Бианки, которому 90 это вполне относится:)
А свято уверенных в их идентичности с писателем - тьмы. Стоило появиться объявлению о юбилее, и половина посыпавшихся поздравлений начиналась со слов "с детства люблю ваши книги":).
Ну что поделаешь. Фамилия запоминающаяся, на год написания книги в детстве внимания не обращают, биографию автора не изучают, а потом так хочется, чтобы сказки детства всегда оставались с тобой:)
kurosava_ad
Jan. 23rd, 2016 03:32 am (UTC)
Да, матерый человечище)) Под "были люди", имел в виду эпоху, когда можно было быть и серьезным ученым, и путешественником, и хорошим писателем (а еще колоть дрова, рыть землянки и т.д. и т.п. ;-)
Можно то и сейчас, только таких совмещающих и нет почти.
alexandragor
Jan. 23rd, 2016 03:53 am (UTC)
На самом деле в эпоху Бианки-отца уже нельзя было быть одновременно всем перечисленным. Серьезным ученым он не был, не склалось, писателем именно детским отчасти был вынужденно (см. его биографию), да и путешествия у него тоже были больше вынужденные.
Думаю, возможность совмещать все это закончилась самое позднее в 19 веке, когда и под наукой понималось сильно другое, чем сейчас.
ottern
Jan. 22nd, 2016 05:02 pm (UTC)
Чё-т я его давно хотела отфрендить: видимо неинтересен и пртенциозен, или что-то ещё, не помню. Но при таком раскладе - туды его в качель. Конечно, таким надо ставить черную метку! Такое существо себя и в науке так же ведет. Есть у нас в институте одна моя - нет, коллегой такое не назовёшь, тем более конкурентом. Но в мире, к сожалению, в основном о черноморских гребневиках знают из её "статей". А виноват кто? - я! Я статьи не пишу потому что. Так что от врага науки спасёт только гласность во всех видах, и говорить тут не о чем!
Вообще, ссылки и в науке через 1, а то и через 5-10 очень очень многие вставляют...
alexandragor
Jan. 23rd, 2016 12:27 am (UTC)
Конечно, когда оно в науке, то совсем печально. Еще живут на задворках сознания ожидания, что ученые - это все сплошь такие утонченные и благородные интеллектуальные рыцари. А они всего лишь такие же люди, как и все. Разные...
( 17 comments — Leave a comment )

Profile

tasha
alexandragor
Александра Горяшко
Website

Tags

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner