
Меня назначили сочинить к ней послесловие, его и процитирую (особенно удалась упадочная часть, я считаю):
Человеку, в первый раз попавшему в Кандалакшу, и в голову не придёт, что он находится в старинном селении с почти 500-летней историей. Да и с чего?
Доминанту городской архитектуры определяет советский индустриальный пейзаж, давно преодолевший черту, отделяющую расцвет от упадка. Серо-жёлтая пелена скучных блочных домов, архитектурный минимализм которых больше под стать военным казармам, а не человеческому жилью, как туман, окутывает город. За этим туманом уже почти не видны немногие старые дома Кандалакши, каждый из которых имел своё лицо и свою историю. Разрушены или разрушаются на глазах и последние поморские деревянные избы, и монументальные каменные сооружения советской эпохи.
На морском берегу, вместо карбасов и шняк, груды мусора и руины промышленных предприятий . От старинного монастыря в устье Нивы-реки остался только новодельный крест, неприметный и мало что говорящий приезжему человеку.
Да и сама Нива уже не та “быстрая и порожистая” река, что “мчится вперёд, сжатая отвесными лесистыми склонами гор, стеснённая в нескольких местах порогами, образуя в одном месте нечто вроде водопада, пока, наконец, перед нею не открывается весь беломорский простор у самой вершины Кандалакшской губы”. Подземная ГЭС у Кандалакши забрала её основной сток, и в черте города быстрой и порожистой Нива становится теперь лишь тогда, когда производят специальный холостой сброс воды с Нивского каскада.
Только сопки и острова всё те же, только море всё то же, но они рассказывают о своей истории недоступным человеку языком.
Проходя по улицам современной Кандалакши, и не подумаешь, что здесь ещё остались потомки тех поморов, которые ловили сельдь и сёмгу, ходили на Мурман, добывали жемчуг, держали коров, овец, оленей. Не подумаешь даже, что здесь остались люди, которых заботит и волнует история края…
Но такие люди, конечно, есть. Одно из доказательств их существования – эта книга. Она появилась благодаря людям, жившим полтора столетия назад и живущим сейчас. Уроженцам Севера и тем, кто приехал сюда из разных краев, но сумел увидеть и полюбить Север как свою родину. Исследователям, путешественникам, писателям, фотографам далёкого прошлого, исходившим пешком, прошедшим по морям, озёрам, рекам многие сотни километров Кольского края и запечатлевшим его для последующих поколений. Нынешним краеведам, историкам, путешественникам, фотографам, художникам, берегущим историю прошлого и запечатлевающим историю настоящего Кандалакши.
Уроженцы Кандалакши – автор идеи книги и её составитель Геннадий Александров и один из авторов, Станислав Лопинцев. Геннадий вернулся в родной город после окончания Ленинградского университета, и вот уже сорок лет изучает, охраняет и фотографирует северную природу, готовит издания о природе и истории Мурманской области. Станислав Лопинцев всю жизнь прожил в Кандалакше. Рыбак, охотник, потомок поморской семьи Кяльминых, он сохраняет и записывает историю своей семьи, неразрывно связанную с историей Кандалакши.
С начала 1980-х гг. живет на Севере, в городе Апатиты, Ирина Ситдикова, уроженка Урала – автор рисунков, сделанных специально для этой книги. За те десятилетия, что Ирина провела на Кольском полуострове, она стала настоящим знатоком и патриотом края. Она иллюстрирует издания Кольского филиала Российской Академии наук, Кольского центра охраны дикой природы, Кольского экологического центра. Работы Ирины хранятся в Мурманском областном художественном музее, Музее истории освоения и изучения Европейского Севера России, во многих частных коллекциях. Для того чтобы подготовить иллюстрации к этой книге, Ирина не только прочла все её тексты, но и специально объездила все окрестности Кандалакши, ходила по морским берегам, о которых рассказывает книга, поднималась на сопки.
Описанные в книге исторические места Кандалакши – мыс Земец, лабиринт, Монастырский наволок – с 2007 года стали объектами особой заботы Людмилы Александровой. Она организовывала со школьниками и волонтерами молодежного движения “Экодозор” первые уборки этих мест, была инициатором замены побитой мемориальной плиты у лабиринта, прокладки к нему краеведческой тропы, организации на побережье охраняемых территорий (памятник природы “Кандалакшский берег”, достопримечательное место “Монастырский наволок”). Северянкой же, жителем Кандалакши, она стала в 1981 году, приехав с Украины.
И сколько ещё таких людей, хранителей памяти и истории, в одной только маленькой Кандалакше, сколько их по всему Кольскому краю! Пройдитесь по Кандалакше с одним из этих людей, и вам откроется совсем другой город, совсем другой мир. Мир, жители которого, как и 150 лет назад, также “деятельны в промыслах”, которым свойственны высокая культура, “самое широкое гостеприимство”, чуткость и наблюдательность к природе, которые “годов своих не считают”, и на седьмом, восьмом, девятом десятке ходят по лесам и морям, пишут книги, поют песни… Поднимитесь с одним из этих людей на сопку у Кандалакши, и вы почувствуете и увидите то, что увидел один из авторов этой книги В. И. Немирович-Данченко 150 лет назад:
“Я оглянулся и замер от восторга. Ширь и высь разом явились передо мною во всем своём величии и бесконечности... Отдельные её детали сначала сливались в одну общую картину необозримого простора; глаз отсюда схватывал целое, не останавливаясь на подробностях. Мысы за мысами, горы за горами, острова за островами – всё это раскидывалось внизу под нами и по сторонам, уходя в недосягаемую даль... Тихие салмы серебрились под лучами солнца, островные леса чернели и синели, окаймляя покойные воды… Далеко, внизу, на длинном мысе, видна была заречная сторона Кандалакши, с одною церковью. Другая половина села, с большим храмом – пряталась у нас под ногами… Старые и ветхие избы отсюда казались новыми и красивыми, общий очерк селения выходил как-то необыкновенно грациозен и мил”.
А если без выпендрежа, то вот вам тех.данные, официальная аннотация (правда, тоже моего сочинения:)) и примеры страниц.
Твердый переплет, 114 стр.
Аннотация:
В сборник вошли произведения, описывающие природу, жизнь и промыслы города Кандалакши и некоторых связанных с нею мест Белого моря и Мурмана с середины 19 до начала 20 века. Авторы книги: военный моряк, гидрограф М.Ф. Рейнеке, писатели С.В. Максимов и В.И. Немирович-Данченко, чиновник, журналист А.Г. Слезскинский, археолог, этнограф, филолог С.Н. Дурылин, а также краевед и современный житель Кандалакши С.Е. Лопинцев. Книга богато иллюстрирована старыми фотографиями Я.И. Лейцингера, Н.А. Шабунина, И.Ю. Шоберга и др. Несколько десятков рисунков созданы специально для оформления книги художником, членом Союза художников России, И.В. Ситдиковой.
Благодаря качеству и своеобразному стилю текстов, их удачной компоновке и тщательному подбору иллюстраций данное издание гармонично сочетает в себе достоинства художественной и документальной литературы, может служить как приятным чтением, так и надежным источником исторических сведений о жизни Западного Беломорья. Эта книга также может быть полезна при организации туристических маршрутов на территории Кольского полуострова и планировании охраняемых территорий на морском побережьи у Кандалакши.
Составители приурочили издание к юбилейным для Кандалакши датам - 2016 и 2017 годам, связанным со временем ее первых упоминаний в письменных источниках.
Примеры страниц:









Желающим могу выслать по почте или передать с оказией в обмен на 450 руб.
Будущее как-то мрачноватенько, самое время искать утешения в текстах прошлого.
Желающие, пишите мне на почту alexandragor4@yandex.ru
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →