?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Очень люблю людей, у которых есть свое Дело. Оно может быть и не с большой буквы "Дело" с точки зрения мира, но для самого человека - с большой. Дело, которое человек сам себе нашел, придумал, увлекся и которым честно занимается. Наличие своего дела вовсе не обязательно сопровождается непрерывной эйфорией. Как любое настоящее дело, оно большую часть времени рутинно, лишено внешних эффектов, от него ужасно устают, его и поругать вполне могут, и сказать "да пошло оно все, не могу я больше". Но тем не менее, продолжают. Учат детей, изучают каких-нибудь червяков, лечат больных, выращивают капусту. Делают нечто, что понимают, как свое дело и свое место в мире. Со стороны оно чаще всего выглядит скучно. Или никак не выглядит. Повыпендриваться на почве своего дела не удается, каждый день одно и то же. Да и нет желания и времени выпендриваться у того, кто занят своим делом.
Бывают другие люди, у которых своего дела нет. Обычные бездельники. Не интересная и, в общем, безразличная мне категория.
А есть и третья разновидность - бездельники-паразиты. Которые, своего дела не имея, присасываются к делам других, на чем создают себе репутацию и славу. И вот эти жутко омерзительны. Хотя чисто внешне выглядят часто весьма благообразно. И много более эффектно тех, к кому они присосались.



Такие паразиты заводятся и в личной жизни, и в коллективном деле. Чаще всего один паразит совмещает в себе паразитизм и на чьем-то деле, и на чьей-то жизни. О паразите личном недавно писала ("Завелся в моей жизни паразит(ка)"). Сейчас получила от знакомой описание типичного паразита на деле. В данном случае речь идет о паразитах на некоей биостанции. Но они, конечно, заводятся не только на биостанциях. В любом сообществе людей, занимающихся делом, таковые встречаются. Описание хорошее, грамотное. Хочется сохранить.

"...Они появляются как беглецы и озвучивают (или не озвучивают) установку: там жить нельзя, а здесь я обрету свободу. Вот это первый звоночек: человек приходит не потому что ищет себя, а чтобы "обрести свободу". Это разные вещи.
Вторая характерная деталь - они никогда не всматриваются в окружающее. Станция - данность не в их собственных ощущениях, а в том как ее им представили. Или как они ее себе намечтали. Они пришли не для того, чтобы войти в эту жизнь, а в первую очередь, чтобы "обрести свободу".

В жизнь, тем не менее, приходится входить и это их раздражает, им кажется, что без этого можно и обойтись.
Что жизненные реалии - это какие-то сплошные недоразумения, которые и тут мешают их свободе. Все как сговорились - мешать. Они никогда не сливаются ни с одной прослойкой станционного сообщества, не входят в ее проблемы, ни с кем по настоящему не дружны.

Через какое-то время они обнаруживают, что они ведь "не хуже других": люди с высшим (и хорошим высшим!) образованием. Но пренебрегшие профессией. Пренебрегли потому что "нужно унижаться", потому что не могут "с девяти до пяти, как рабы" и проч.

Вообще-то это их кризис: они натыкаются на то, что искомая "свобода" пустовата и, чем острее это ощущение, тем затейливее оправдания, личная мифология. Они не таковы как вот эти, прогнувшиеся (то есть, мы), их непроявленные дарования требовали бОльших затрат...

И тут лягушка, попросившаяся полетать, начинает сначали исподтишка, а потом все более явно язвить гусей. За то, что они не гладкие, а в перьях; за то, что не такие чистенькие и зелененькие, как она. За то, что не машут крыльями так, как махала бы она, если бы ей их не обломали...

...Паразитизм здесь неявный - они, конечно, ничего такого не озвучивают, кроме права на их пресловутую свободу. Они скромны, сдержаны и, по умолчанию, интеллигентны. Но с ними можно существовать только на дистанции, только в формализованном мире, где им не удается никого зацепить за душу.

...Убедилась я, искать нужно не свободы, а себя. Найдешь - и все остальное приложится само собой. И мне кажется, это не столь безнадежное дело. Но не для эгоцентриков; с ними - хана!

... Мы все можем их поначалу подкармливать. Восхищаясь ими, что они так "горячо любят станцию". На них распространяется аура места, они превращают место в храм, а себя в неких жрецов. И всем этим царственно пользуются. "Царственно" - то есть принимая эти дары (не вымогая их).

Но когда начинаются реальные трудности, они воспринимают их как диверсию против себя лично. Как   живется остальным, они и  не  задумываются..."

Posts from This Journal by “shit” Tag

Comments

( 16 comments — Leave a comment )
dims12
Nov. 25th, 2015 04:43 am (UTC)
ИМХО, смешиваются две проблемы -- конфликт личности с обществом и одна из негативных форм решения этого конфликта. В результате получается банальная для России критика свободолюбия.
alexandragor
Nov. 25th, 2015 04:47 am (UTC)
Уж чего-чего, а критики свободолюбия там точно нет. Есть описание совершенно конкретной ситуации. Довольно распространенной. Когда словом "свобода" оправдывается собственная безответственность, эгоцентризм и др. малоприятные штуки.
dims12
Nov. 25th, 2015 04:54 am (UTC)
А где видно, что стремление к свободе ненастоящее? По тексту выходит, что само желание свободы и является признаком паразитизма.
alexandragor
Nov. 25th, 2015 04:56 am (UTC)
Возможно, так воспринимается из-за недостатка контекста. Но подобную связь никто точно в виду не имел)
dims12
Nov. 25th, 2015 05:14 am (UTC)
Наоборот, там даётся достаточно позитивное описание "объекта": "горячо любит станцию", "распространяется аура места", "не вымогают дары"...

Создаётся впечатление, что угрюмые и действительно "прогнувшиеся" работники станции просто подвергли остракизму некоего светлого человека за то, что он "не сливается ни с одной прослойкой", хочет "зацепить за душу" и т.п.

При этом, возможная неправота коллектива даже не рассматривается, он отождествляется "жизнью", с "гусями" у лягушки, то есть, с некоторой данностью, не подлежащей усовершенствованию...
alexandragor
Nov. 25th, 2015 05:27 am (UTC)
К сожалению, я не могу описать ситуацию в целом, чтобы никого не задеть. Просто поверьте на слово, что речь идет не об одном "некоем светлом человеке", что "угрюмые работники" отнюдь не угрюмы и свободу тоже вполне себе любят, и что разница между описываемыми категориями состоит лишь в том, что одни работают какую-то конкретную работу с конкретными результатами, а другие работают преимущественно над созданием образа себя - святого и самоотверженного. И еще разница в том, что человек, изучающий червяков (к примеру) не променяет своих червяков ни на что на свете и будет изучать их даже в самых неблагоприятных условиях. А паразит выбирает не дело, а среду, к которой комфортнее присосаться. Содержательная составляющая этой среды ему на самом деле безразлична.

Все то же самое коротко: По делам их узнаете их.
dims12
Nov. 25th, 2015 05:47 am (UTC)
"Работа над созданием образа" -- это нечто абстрактное. Вполне может быть необоснованным обвинением в порядке остракизма. Если коллектив систематически подвергает остракизму некоторых индивидуальностей по некоторым признакам, "выскочек", то у него вполне может сформироваться теория о паразитах, излагаемая в посте.

Насчёт комфортной среды -- тоже спорно.

Если существуют люди, которые готовы изучать червяков в любых условиях, то они, безусловно, заслуживают восхищения, но это не значит, что люди, которые готовы их изучать в условиях некоего комфорта, являются "паразитами".

Ну ладно, в общем ясно, что дело тёмное и попахивает дрязгами :D
alexandragor
Nov. 25th, 2015 06:05 am (UTC)
Штука вот в чем.
1. "Теория о паразитах" моя лично, у автора приведенного описания нет никакой теории, просто описание мне в тему пришлось.
2. Остракизму как раз никто в описанной ситуации никого не подвергал и не подвергает. Это размышления над многолетней ситуацией, не более.
3. Поименнованные здесь паразитами вообще никого не изучают ни в каких условиях. Они пристраиваются на должности "при". Есть много вариантов таких приживалочных должностей, от завхоза до журналиста.
dims12
Nov. 25th, 2015 12:52 pm (UTC)
Ясно, короче контекст я понял неправильно.
alexandragor
Nov. 25th, 2015 01:02 pm (UTC)
Да:)
morita
Nov. 25th, 2015 12:50 pm (UTC)
вот-вот
ПС-посылка ушла,правда дядечка на почте ТАААК тупил люто,что я уже тревожусь за ее судьбу
alexandragor
Nov. 25th, 2015 01:03 pm (UTC)
Спасибо)
Если тупящий дядечка все же дал чек, а на нем номерок, по которому можно отслеживать передвижение, то можно развеять тревоги.
morita
Nov. 25th, 2015 01:10 pm (UTC)
нет,он ее плохо паковал-коробочек не было,и она поехала в пакете,и что-то сне,как говорится,ссыкотно
alexandragor
Nov. 25th, 2015 01:11 pm (UTC)
Ну, теперь уж все равно осталось только уповать на...
mary_spiri
Nov. 25th, 2015 12:12 pm (UTC)

Мне кажется, что такое случается при наличии легко заметной халявы. Ибо занимающиеся червяками  халявы не ищут, им не до того. А халявщики сразу замечают доступный ресурс. Халява вот она, в науке можно легко примазаться и, благородно надувая  щеки, ничего не делать. Практика эта есть везде (по крайней мере я это наблюдала в России, Японии и Штатах). Но только в России эта халява больше статусная, чем материальная. В тех же Штатах, когда высыхает финансирование, халявщики исчезают. Правда нормальные люди часто исчезают первыми.

alexandragor
Nov. 25th, 2015 12:28 pm (UTC)
Иногда статусность бывает человеку важнее, чем материальная выгода. А иногда они вполне себе совмещаются. Такие расклады не только в науке бывают, наблюдала не раз.
"Статусная халява" - хороший термин, спасибо)
( 16 comments — Leave a comment )

Profile

tasha
alexandragor
Александра Горяшко
Website

Tags

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner