Александра Горяшко (alexandragor) wrote,
Александра Горяшко
alexandragor

Categories:

Мышкин и Пошехонье - два города классической русской провинции. Часть 1. Пошехонье (из старого,2012)

Оригинал взят у alexandragor в Мышкин и Пошехонье - два города классической русской провинции. Часть 1. Пошехонье

Пошехонье - город в Ярославской области, центр Пошехонского района. Население ок. 6000 чел. В Пошехонье протекают пять рек: Согожа, Сога, Шельша, Пертомка и Троицкий ручей. Через Пошехонье проходит магистральная автодорога Рыбинск-Череповец.
Мышкин - город в Ярославской области, центр Мышкинского района. Население ок. 6000 чел. Расположен на левом берегу Волги. Сообщение с региональной трассой "Сергиев Посад-Череповец", расположенной на правом берегу, посредством парома.

Два провинциальных ярославских города, вроде бы, очень похожие по "исходным данным", разве что у Пошехонья явно бОльший потенциал для развития туризма: стоит прямо на трассе, доехать легко; эффектно окружен и пересечен реками; в центре - собор начала 18 века и отлично сохранившиеся торговые ряды века 19.

Ничего этого про Пошехонье мы не знали, когда неторопливо возвращались в Москву из Кандалакши. Но, выбирая, какой дорогой ехать, увидели на карте манящее слово "Пошехонье" и решили ехать через него.



Вот на этой (не моей) панораме очень хорошо видно, как красиво дорога входит в Пошехонье, изгибаясь пересекает несколько рек и приводит нас сюда:





По всему судя, это центр



Что может увидеть наблюдательный читатель на этих картинках? Ну, кроме очевидного? Он может увидеть прекрасный солнечный день, и этот день действительно был и солнечным, и теплым, и к тому же воскресным (2 сентября). Кроме того, наблюдательный читатель может увидеть, что кроме В.И.Ленина рядом со всей этой красотой в центре Пошехонья нет ни единой живой души. И это, уверяю вас, не оттого, что я долго выбирала момент, чтобы никто не попал в кадр, а от того, что их действительно не было.

Не было не только людей, но и вывесок и табличек, которые рефлекторно искал глаз в таком месте. Ну, там "Музей", "Памятник архитектуры ... века", "Сувениры" и проч. Не было ни-че-го.

Стереотип рушился, объяснения тому не находилось, делалось неуютно. Бергман, "Земляничная поляна".

Обходя площадь в поисках признаков жизни мы увидели тетеньку, судорожно щелкающую фотоаппаратом, и радостно бросились к ней. "Ничего не знаю, - затравленно сказала тетенька. - Я проездом на машине. Еду, а тут такое. Только фотографирую, ничего не знаю".

От площади расходились зеленые улочки с уютными домиками. Мы направились по ним, рассчитывая встретить местных и порасспрашивать их про город.






Ощущение нереальности нарастало. В городе, который по всем показателям должен был кишеть туристами - любителями русской старины и русского духа, не было видно не только ни одного туриста, но и ни одного местного жителя. Впрочем, минут через 15 гуляния было обнаружено некоторое количество играющих на улице детей. Из взрослых - только женщина, набиравшая воду в колонке.


Сделав круг, мы вышли уже на другую улицу, ведущую к центральной площади


На торговых рядах (начало 19 века, как выяснилось из википедии) виднелась незамысловатая вывеска КООП "Центральный". Туда мы и зашли, изнемогши от неизвестности и безлюдья.


Внутри КООП "Центральный" не содержал ничего оригинального - ни в смысле интерьера, ни в смысле ассортимента. Зато в нем было сразу штуки 3 живых продавцов и еще столько же покупателей. Побродив по магазину и купив что-то для приличия мы попытались затеять с продавцами разговор духе "сами мы не местные, и какой у вас красивый город, и где бы что про него узнать". Сонная продавщица несколько встрепенулась, но большого энтузиазма не проявила. "Ну так вам, это, в библиотеку наверное надо. Токо она, наверное, сегодня закрыта. Или в музей. Токо он тоже, наверное, закрыт". Прдолжение опроса новой информации не принесло. (О Север, Север, где в сотнях километров от цивилизации, в глухой рыбацкой деревушке, первый встречный расскажет историю своего села и края от Р.Х...).

Больше нам нечего было делать в городе с завораживающем названием Пошехонье, и мы поехали дальше, в сторону Мышкина...

--------------------------------------------------------------------------------------------

Впервые в литературу слово "пошехонцы" как нарицательное имя ввел русский писатель-фольклорист и педагог-просветитель Василий Семенович Березайский. Так называют тупых, темных, отсталых людей, отличающихся невежеством и глупостью. В 1798 году в Санкт-Петербурге вышла в свет книга В.С. Березайского «Анекдоты древних пошехонцев».

Образ пошехонца использовал М.Е. Салтыков-Щедрин в произведениях «Пошехонские рассказы» 1884 года и «Пошехонская старина» (1887 — 1889). Под этим именем писатель выводит невежественных, ограниченных и жестких людей, особенно помещиков-крепостников. Под самим Пошехоньем, как он пишет: «Я разумею… местность, аборигены которой, по меткому выражению русских присловий, в трех соснах заблудиться способны».


В Словаре русских синонимов и сходных по смыслу выражений (под ред. Н. Абрамова) «пошехонье» находится в одном синонимическом ряду с такими словами, как «глушь», «болото», «волчий край», «медвежий край», «медвежий угол», «тьмутаракань», «захолустье», «глухомань», «волчий угол», «глухая провинция», «глухое место», «уединение».

Пошехонский сыр. Сорт сыра, созданный на Пошехонском сыродельном заводе в 60-х годах 20 века сыроделом Павлом Антоновичем Авдеенко. Пошехонский сыродельный завод на данный момент разорён.
Tags: Пошехонье, путешествия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments