То есть, что там другие думают на самом деле, никто точно утверждать не может. Но уж по крайней мере можно смело утверждать, что большинство людей боится открыто выражать точку зрения, не совпадающую с мнением окружающего большинства. И не только тогда, когда за такое высказывание могут побить и распять. Но и тогда, когда никакой опасности для жизни и здоровья нет.
Трижды за последние три года, в совершенно разных темах и разной среде (охрана природы, церковь и личная жизнь), я сталкивалась с одним и тем же явлением. До смешного одним и тем же, как под копирку.
Вот есть некая общность людей, тусующихся в одной теме. Производящих впечатление вполне однородной и бесконфликтной среды. До тех пор, пока я достаточно громко не выражаю некое мнение, идущее сильно вразрез с общепринятым в этой среде. После чего на какое-то время воцаряется испуганная тишина, а потом - внимание! - мне вдруг начинают приходить письма от совершенно дотоле незнакомых людей. Выражающих мне благодарность за высказанное оппозиционное мнение и полную со мной солидарность. И это удивительно.
Да, таких людей всегда ничтожно мало по сравнению с общей массой. Но они же есть! И они очень хорошие, глубокие, достойные люди. И они совершенно точно ко мне не подлизываются (с какой бы стати? поиметь с меня совершенно нечего), они действительно высказывают свое собственное, давно выношенное и выстраданное видение вопроса. Но почему, черт побери, они не высказали его раньше? Почему ждали, когда я вякну первая? И почему, даже услышав, как я вякнула, они все равно решаются сообщить о своем мнении только мне, никак не публично?
***
Мы когда-то наблюдали за реакцией чаек на кормежку. Вот сидит на камнях куча чаек, а мы бросаем им в воду корм. И какое-то время как будто ничего не происходит. Как будто они его не видят вообще. А потом вдруг одна первая срывается с места и несется к еде. И вот тогда уж за ней вся толпа.

Пользуясь случаем, засуну сюда же сентябрьские скопления чаек в Лувеньге. А то я их наснимала бешеные тыщи, а девать некуда.