?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

А про то, почему мы отстали от них навсегда. От финнов, не от оленей. Грустные размышления среди оленьих шкур.

16

Надо сказать, что отправляясь в Финляндию, в качестве основной цели мы планировали вовсе не Олений парк, а Национальный парк Оуланка. И не столько для того, чтобы "насладиться природой" - этого добра мы здесь имеем круглый год, а уж летом особенно - сколько для того, чтобы своими глазами посмотреть, как у них это устроено. Потому что я много читала о финских национальных парках и даже картинки смотрела. В которых картинках интересна была опять же не столько природа (финской природой трудно удивить жителя Кольского полуострова), сколько инфраструктура парка. Оборудованные места стоянок, домики, заботливо заготовленные дрова - и все это любому желающему и за бесплатно. Вроде и нет оснований не верить многочисленным очевидцам, а все-таки воспринимается как рассказы о ковре-самолете и сапогах-скороходах. Пока не полетаешь потрогаешь, не верится. Так что мы ехали потрогать.
Но получилось, что хронологически первым финским национальным парком, который мы увидели, стал именно Олений. Хотя официально он нац.парком не именуется. Но фактически им является. Устроен ровно по тому же принципу, только что площадью поменьше и подчинение местное. Оуланка - национальный, а Олений - муниципальный парк. Плюс он все-таки платный. Хотя и очень скромно платный - 9 евро. И если вы сейчас быстро перемножили 9 на 75 и получилось много, то претензии к отечественной финансовой системе, а не к финнам.

Вот он, билетик, сложенный книжечкой. На развороте схема парка.

1     2

Кроме схемы мы имели также подробные объяснения, данные и тетенькой в визит-центре, и рейнджером, с которым кормили оленей. Он же от места кормежки вывел и наставил нас на начало маршрута. И мы начали. Дальнейшего ничто не предвещало...


62

К паре километров мостков, проложенных через болото, я была морально готова. И к информационным щитам тоже. Кстати, информационные щиты весьма простые и скромные. Акцент там именно на информации, а не на внешней эффектности.

64

Хотя уже в этот момент, следуя по мосткам через болото, я попыталась прикинуть: возможно ли, что 9 евро за вход содержание всей инфраструктуры парка, да еще и приносят ему прибыль? Учитывая зарплату сотрудников, кормежку и ветеринарное обслуживание оленей, да хоть и прокладку и ремонт тех же мостков? И учитывая, что посетители отнюдь не текут рекой каждый день. Мы вот, к примеру, были в парке одни. Зная местные погодные условия, осмелюсь предположить, что минимум половину дней в году парк вообще не получает никакого дохода от посетителей. В общем, получалось у меня, что доходным предприятием парк быть никак не может. Мне это было важно увидеть своими глазами в контексте нынешних отечественных попыток превратить в доходные предприятия даже не нац.парки, а заповедники.

Тем временем болото понемногу заканчивалось и начиналась забота о людях. Поначалу самая незамысловатая.

65

Лавочка на возвышенности с видом на болото.

63

Небольшой (но весьма основательно сделанный) навесик рядом с кострищем. В теплое время под таким и переночевать можно.

Но настоящие масштабы бедствия перспективы для ночевки обнаружились дальше.

66

На берегу озера стояло несколько разнокалиберных домиков, штук 7 или 8 что ли.

67

93

Все они были не заперты и мы последовательно заглядывали в каждый, фигея все более и более...

68

Каждый домик представлял из себя баньку, которая одновременно могла служить и местом ночевки.


69   70

72

Каждый домик-банька был снабжен фонариками со свечками внутри.

73

В каждом было очень чисто и печки стояли не абы какие, хорошие печки.

74

Полный набор всего, необходимого для водных процедур - бочки, ведра, тазики, даже и мыло с шампунем.

76

77

В наиболее просторных домиках даже и матрасы с подушками.

78

81

Грандиозные запасы дров

92

94

И лодочки...

85

Без замков, Карл! Без всякой охраны!

Скажете, стыдновато как-то об этом думать и тем более не скрывать, что думаешь? Может и стыдновато. Однако я родилась и выросла там, где родилась и выросла. И потому не могу не думать в категориях своей родины. Ну, руку на сердце положа, как долго у нас просуществует в целости и сохранности столько добра, лежащего без охраны? Как долго будет чисто в общедоступных бесплатных домиках? Да и кому вообще придет в голову так заботиться о гостях за бесплатно? И за деньги-то не всегда...

Знаковая часть любого заведения - туалет.

82

Совершенно ничего особенного. Если не считать чистоты, непременного фонарика и аж целой упаковки туалетной бумаги.

83

В общем, ПВ с горя пошел и утопился.

84
86

Пока он топился мы с зайцем играли в прятки вокруг лодочного сарая

88 89

90 91

Наигравшись и натопившись, мы отправились далее, в соответствии с указаниями указателей, из которых все равно ни фига не поняли.

95

И пришли к ... назовем его чумом, успешно продолжившим акцию морального уничтожения советского человека.

96

Во-первых, в нем есть пандус. В чуме! Пандус!

97

Во-вторых, кроме очага со всеми прибамбасами (с этим мы уже успели немного пообвыкнуться), там по стенам развешаны оленьи шкуры.



Понимаете, вот просто развешаны. Не прибиты гвоздями. Не подключены к сигнализации. Они просто висят. Можно снять с гвоздика и на ней посидеть. Или полежать. Или в нее закутаться. Изобразить Венеру в мехах

13

Или еще кого-нибудь, столь же дикого

14

Вы представляете, как легко спереть оленью шкуру? Я представила. Только буржуи такие тупые, что до сих пор не сперли.

Да, еще в этом чуме стояли чайники всех калибров, на любой размер компании. Я так умилилась этим разнокалиберным чайникам, что даже не убрала из кадра двы пустых пакетика, валявшихся рядом. Пусть остаются. Они тоже в своем роде достопримечательность. Они единственный мусор, который был нами обнаружен в Оленьем парке.

99

В общем. Мы полностью созрели для того, чтобы пойти напиться и оплакать свою неудавшуюся жизнь, и уже направились с этой целью к выходу из парка, когда повстречали еще одно строение. С виду самое обыкновенное.

104

С виду. А внутри - оно тоже было не заперто конечно - внтури были туалеты. И души. И свет. И горячая вода. И мыло, и шампуни.

105 106

107

И признаюсь вам честно, поскольку я перед этим не топилась в озере, вот тут я уже не выдержала. И приняла душ.

И вот выйдя после горячего душа обратно в лес, к оленям, я осознала, что как-то начинаю любить Финляндию. Что, собственно, из этого и складывается патриотизм. Не из бряцания оружием, не из парадов, не из презрения к другим, не из воплей о том, что мы - лучшие. А из бесплатного горячего душа среди леса. Из чистоты в туалете. Из запаса дров и туалетной бумаги. Из набора чайников разного размера. Из неукраденных печек, лодок, шкур и дров. Из отсутствия замков, сторожей и тетки с "ходют тут всякие".

На обратном пути мы хотели еще раз зайти в визит-центр, поблагодарить за все. Но он оказался уже закрыт, рабочий день до 17 ч., а мы вышли позже.

130

Никто не стоял и не охранял ворота, мы просто вышли и все. Могли и не выходить. Могли и переночевать там, на всем готовом, на оленьих шкурах. Могли и вынести оленьи шкуры. Фигли, никто ж не охраняет. И всего 9 евро входной билет...

Comments

( 20 comments — Leave a comment )
ia_bird
Sep. 24th, 2015 07:21 am (UTC)
Круто! Я думаю, сказывается еще эффект отдаленности от основного скопления народа и далеко не каждый сюда поедет, поедет только тот кому дейтвительно интересны подобные места. У таких людей все-таки мозг устроен по-другому, на воровство не заточен. Похожие штуки я видела в Дании , с другим, конечно, размахом, в окресностях Копена и рассчитанные главным образом на детей - типа привезти класс на день или на несколько дней. Стоит снять такой шатер с очагом копейки - многие дни рождения так отмечают, кстати у турецких и арабских многочисленных семей тоже пользуются популярностью. Как правило приурочены такие шатры к так называемым натур-центрам, организованным ц ентрам сос столами, печуркой. Чучела у них там всякие, какой-то минимальный информационный и учебный материал представлен, даже бинокуляры есть. И кафешки (громко сказано - потому что продают там незатейливый кофе-чай и сдобу, по очень демократическим ценам). Приходи - смотри. У нас тут неподалеку есть такой - иногда туда заезжаем. Конечно, государство субсидирует.
alexandragor
Sep. 24th, 2015 07:26 am (UTC)
В национальном парке, который Оуланка и в нем мы были на след. день, вообще бесплатно, и за вход-то платы нет. Домики там, правда, победнее малость, но там территория несравнимо больше. И все же тоже - домики, печки, дрова. Да, совершенно очевидно, даже если не вдаваться ни в какие документы, что все эти штуки субсидирует государство. Даже при той отличной рекламе и постановке дела в целом, которая нам и не снилась (и, соответственно, посещаемости), они по определению не могут приносить дохода. Очень все это, знаете ли, по больному на фоне нашего государства, стремящегося извлечь доход из туризма в заповедниках...
alexandragor
Sep. 24th, 2015 07:28 am (UTC)
Да, про заточенность мозга на воровство. Там вокруг полно частных домов-ферм. Типа простые финские крестьяне. Влезть на территорию парка и взять, чего надо в хозяйстве, раз плюнуть. Ну представь только такое богатство и вокруг русские деревни. Которые у нас на кордоне розетки и оконные стекла даже воровали...
ia_bird
Sep. 24th, 2015 07:48 am (UTC)
Это от нищеты. Раньше ведь не воровали
alexandragor
Sep. 24th, 2015 02:30 pm (UTC)
Да ладно. Всегда воровали. Если не у соседа, то уж государево точно.
(Anonymous)
Sep. 24th, 2015 07:46 am (UTC)
У нас тоже так было
У нас, ведь, тоже было нечто подобное: рыбацкие и охотничьи избушки. С дежурными спичками-солью-чаем-дровами для усталого путника. Недавно по дороге из Пояконды в Кандалакшу я разговорилась с таксистом, у которого отец - заядлый охотник, и сам построил несколько таких изб. Для себя, и для других. Как правило далеко от дорог и населенных пунктов. Однажды он добрался с сыном до одной из своих изб и обнаружил, что там... нагадили. Лежит кучка этого самого. Его это настолько шокировало, что он свою избу сжег. "Не хотите, как люди, не будет вовсе". Я это не о том, что нашлись подлецы, а о том, что такое событие в его время было немыслимо. Значит, и у нас были времена, когда не портили-не воровали. И было это совсем недавно.
michail_tz
Sep. 24th, 2015 11:29 am (UTC)
Re: У нас тоже так было
Вот все дело в далеко от дорог и населенных пунктов. Потому, что как только поблизости появляется хотя бы лесовозка, так все.

И насчет "были времена" я рекомендую почитать книги Свена Петровича Локко. Конкретно трилогию "Финны на Мурмане". Там явно зафиксирован именно тот момент, когда стали портить и воровать конкретно на Туломе: когда приехали первые строители Нижнетуломского водохранилища, в начале тридцатых годов.
alexandragor
Sep. 24th, 2015 03:21 pm (UTC)
Re: У нас тоже так было
Согласна. У меня тоже такая картинка складывается. Все эти избушки были в тех местах (и временах), где и когда было очень небольшое количество однородного люда на больших пространствах. Это был отчасти такой эффект одной деревни, только сильно растянутой в пространстве.
От воровства в своей деревне у нас действительно более менее воздерживались. А вот в соседней, или уж тем более в ничейном-государственном - нет.
Там, в буржуйстве, государство - свое, у нас государство - враг. Грешно у врага-то не спереть.
michail_tz
Sep. 24th, 2015 04:57 pm (UTC)
Re: У нас тоже так было
Если бы у государства!
Не государство лесные избушки ставит, государство (в лице рыб-охотинспекции) их только жжет. И дачи с гаражами, по зиме обносимые, никак не государственные.
alexandragor
Sep. 24th, 2015 05:01 pm (UTC)
Re: У нас тоже так было
Я в данном случае про нац.парки. Они же государственные. Для окрестных пейзан это не частная собственность соседа, а как бы ничье. Т.е. если бы наш пейзанин смотрел, он бы именно так воспринимал. По грабежам кордонов заповедника знаю((
elen_koshh
Sep. 24th, 2015 03:27 pm (UTC)
Re: У нас тоже так было
Да было. Читала про охотничьи домики в Сибири ДО революции. Всегда дверь можно открыть человеку (от медведя она была закрыта как-то особенно), печка, спички, свечка и нехитрые припасы.
Беглые ссыльные тогда спасались в этих избушках. И потом рассказывали. С теми же комментариями: "а у нас в России все давно бы разворовали..."
Вы правы. По больному.
alexandragor
Sep. 24th, 2015 04:04 pm (UTC)
Re: У нас тоже так было
А что не разворовали, то изгадили бы. В некотором смысле еще противнее. Воровство хотя бы рационально, а гадят безо всякой личной выгоды, пакость в чистом виде.

Я сама еще застала и на Кольском, и в Тверской области деревни, где двери не запирали, уходя хозяин снаружи палочку прислонял - знак, что никого нет дома. Редко-редко и сейчас еще такие палочки можно увидеть в дальних деревнях Кольского. А в целом... Не буду пересказывать, вот в нашей книжке о Колвице записаны рассказы людей:

“У нас же было так, что никогда не закрывали двери, и всё было открыто, а сейчас – нет. Двери перестали открытыми оставлять, когда дорогу сделали. Раньше ведь сюда кто пойдет пешком, 36 км по извилистой? “Тёщин язык”, так первую дорогу называли, её делали для лесовозных машин, по ней лесокомбинат возил лес. А сейчас же – прямая, 27 км только. И вот поэтому потом нашествие. Потом стал уже и дачи грабить…”

А вот вам те самые избушки, намного после революции сохранявшиеся. Но...

“В 70-е годы дедушка в последний раз, он ещё хорошо себя чувствовал, ещё ходил, говорит: “Свози меня на озеро”. Я говорю: “Дедушка, стоит ли?”. Он говорит: “Свози”. Ну, мы пошли, лодка есть, в Зашейке стоит. Вот мы сели и поехали по тем местам, где мы раньше бывали. Избушки все загажены. Там, где Иван Кузьмич сделал камин, камин зачем-то разрушили. Везде грязь. Дедушку посажу, говорю: “Дай-ка хоть уберу…”. Записки везде написала, что ведите себя прилично, сами ведь сюда ещё приедете! Избушки-то были…
Какие там сухари, спички и лучина! Это мы раньше всегда оставляли. Соль, и всё необходимое. Мало ли что случится, озеро то большое. Какое там! Хоть бы грязь убрали за собой! Так две или три избушки мы объехали. Дедушка так расстроился... Для кого всё это делалось, кому мешало?
Вот камин, ну такой камин, в избушке так уютно! Угловой такой каминчик, очаг. Там даже облицовано все было по-симпатичному. Всё разрушили… Даже меня поразил этот вандализм. Наверное, браконьеры, охотники, там много народу ходит. Озеро-то пятое по величине, богатейшее озеро".
marinta
Sep. 24th, 2015 01:05 pm (UTC)
Хороший рассказ, спасибо.
nargis969
Sep. 25th, 2015 05:17 am (UTC)
Ой, как я с удовольствием читала! Как сказал один приятель: "Надо было случится такому несчастью-родиться в нашей стране!"
alexandragor
Sep. 25th, 2015 05:37 am (UTC)
А также: "Хорошая земля, да дуракам досталась". О чем невольно думаю всякий раз в Финляндии, где из самой обычной, и даже довольно депрессивной в общем-то территории сделали и комфортное место для жизни, и туристически привлекательное место. Те же окрестности Кандалакши в плане природы неизмеримо выигрышнее, но... хорошая земля, да дуракам досталась.
morita
Sep. 25th, 2015 02:38 pm (UTC)
у финнов вообще честность не считается чем-то особо выдающимся,это просто вполне естественное качество человека-потому и нет в массе своей привычных заборов и замков
alexandragor
Sep. 25th, 2015 04:23 pm (UTC)
У всех нормальных людей, не только у финнов)
konstmikh
Sep. 28th, 2015 12:46 pm (UTC)
Вот тут немного на ту же тему (пост и пространные комментарии в острой дискуссии): более глобально, но опять же в сравнении Финляндии и России (Карелии). С очерком Куприна (другие времена).

http://konstmikh.livejournal.com/100889.html
alexandragor
Sep. 28th, 2015 02:28 pm (UTC)
Спасибо, очень в тему волнующих вопросов.
(Но как же чертовски тяжело читать белый шрифт! Никто не жалуется? Прям хоть копируй в ворд, глаза не выдерживают. Извините).
konstmikh
Oct. 2nd, 2015 09:05 pm (UTC)
Это точно. Но мой блог изначально фотоблог, а для фотографии, особенно ландшафтной фотографии, лучше черный или шиферный фон. Для чисто текстовых вещей надо создавать другой ЖЖ журнал.
( 20 comments — Leave a comment )

Profile

tasha
alexandragor
Александра Горяшко
Website

Tags

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner