В 2006 г., после открытия сайта "Литторины", мне написал Алексей Баранов: "Здравствуйте очень интересно было через столько лет найти знакомые лица Муравьев, жаль что забыли про нашу группу Чистиков из Тихвина, а ведь только я был там в 85,86,87 (дай Бог памяти вроде не вру). Да и у Валь Ванны в Москве в гостях бывали, нарисуйте и про нас страничку. Сохранились ли анналы, вот бы их опубликовать, взгянуть еще раз!!!"
Мы тогда с Алексеем долго переписывались. Я просила у него материалы, чтобы сделать раздел о Чистиках, у меня ничего не было. Он прислал много фотографий и специально для сайта написал воспоминания.

Лёшик (Я) и Валка (студентка)
А я все откладывала публикацию, все не находилось времени, чтобы выложить всё присланное на сайт.
Сегодня заглянула в группу Ряжкова в ВК, которую смотрю редко. А там:

Лёшик (Я) и Валка (студентка)
А я все откладывала публикацию, все не находилось времени, чтобы выложить всё присланное на сайт.
Сегодня заглянула в группу Ряжкова в ВК, которую смотрю редко. А там:
Я виновата, что Алексей так и не увидел страничку о Чистиках на сайте. Я ее обязательно сделаю, хотя бы теперь. Пока не сделала, вот его воспоминания и несколько фотографий. Подписи к фотографиям сделаны Алексеем Барановым.
Меня зовут Алексей Баранов, на острове известен был как Лёшик. Входил в группу Чистиков из Тихвина, в заповеднике был в 85, 86, 87 гг. (дай Бог памяти, вроде, не вру). Руководителем была Елена Васильевна Чистякова - Чистик, соответственно и группа наша называлась "Чистики". В нашей команде был мой брат Клевцов Игорь (Клёпа), он также 85+86+87 гг. Еще нескольких помню - Смирнов Денис, его сестра Смирнова Евгения. Помню старших товарищей-студентов Ждрюню, Валку, Обоянцеву Елену (ОБО), которая была моим руководителем - я занимался воробьиными. Впечатления от экспедиции - незабываемые, романтика высшего уровня.

ОбО (Елена Обоянцева студентка воробьятница из г. Черкассы), Валка, Клёпа (мой брат Игорь Клевцов)
На мою память уезжали мы на 2 месяца летом. После 8 класса (1987) не попал на выпускной - уехали с братом догонять группу, которая выехала чуть раньше. Вдвоем добрались до Кандалакши, там пересадка на катер - "Дора", ночевка в доме колхозника недалеко от причала, а катер был ранним утром в 5 или 6 часов, так что нам пришлось дежурить по очереди, чтобы не заснуть, ну и не проспали, добрались до острова. Вдохновителем экспедиции была Елена Васильевна - руководитель кружка станции юннатов в Тихвине, в первую экспедицию после 6 класса мы с братом собрались очень быстро, практически без подготовки, потом уже были олимпиады по биологии.
В первый раз приехали, а по островам медведь ходит - страшная сенсация - строгий режим, походы только со старшими и фальшфейером. Помню еще одну Ряжковскую легенду - если в солнечный день бодро шагаешь по Центральной тропе (тропа, соединяющая две губы острова), а затем вдруг резко останавливаешься и замираешь - можно услышать, как Ряжковская Дева идет за тобой, действительно слышно несколько шагов - неоднократно проверено, не только лично.
Литофагус - легенда острова - отдельная тема.
Из сотрудников заповедника безусловно больше всех запомнился Виталий Витальевич - ну в общем понятно - самый главный, строгий, вроде мы побаивались его все, но все равно классный и веселый. Я работал под руководством Алены Васильевны, даже не вспомню сейчас как ее фамилия. Но помню, что она была очень симпатичной дамой и, кроме уважения, испытывал восхищение: как она вела моторку по волне, например, или как шпонки меняла, если винт на подплыве к острову путался в водорослях, или уверенно мелочь воробьиную кольцевала цветными и серебристыми колечками. Она руководила исследованиями воробьиных.

Алена Васильевна на пути от Голубого дома к Белому
В последний приезд (т.е. 87) был на острове лесничий - это был кумир лесных жителей с огромным ножом на бедре и еще у него между деревьев, рядом с хижиной висела изрядно побитая деревяшка (типа шпалы, только светлая) и он ее бил руками и ногами как ЖКВД (Жанклодвандамм). Это общепризнанно было круто.
Помню был еще мальчик Юрасик, только не помню чей - одно ясно - местный, так вот он мне запомнился своим удивительным плавсредством. Это была жестяная прямоугольная коробка без верха, как оно плавало, не переворачиваясь - даже каяк устойчивее должен быть.
Жили мы на чердаке в Желтом Доме, но название он получил не за свой цвет, спали в спальниках - все по походному - как положено. На острове были строения под названием Белый дом - шефический, Голубой - новостройка незаселенная, правда, как-то туда заселили нагрянувших матерых походников, но ненадолго - рабочий народ наверное был.
Дежурили по кухне парами или тройками, готовили на "двух конфорочной" печи. Одна половина с топкой была наша, вторая - муравьиная, готовили по специальной поваренной книге, так что все, что мы приготовили можно было есть, за очень-очень редким исключением. Одна интересная традиция - изготовление кулинарного блюда "погадки" (ну, от известного термина) - это тертое печенье со сгущенкой осыпанное какао, изготавливалось на самые крупные праздники, помню за особые заслуги можно было удостоится облизывания кастрюли после замеса и объедания рук замешивающего. В погадки вкладывалось несколько забавных сюрпризов - камешки, ракушки, в общем, каждый вкушал с осторожностью и мечтал стать тем счастливчиком, которому попадется сюрприз.

Кормилец в родной стихии - на кухне - лучший повар и дежурный Клевцов
Купались редко и, на мой взгляд, неохотно - все таки холодновато, да и разрешали только старшим и закаленным. Когда хотелось купаться, я был еще среди младших, а когда попал в старшие - купаться не хотелось. Другое дело - баня, это был настоящий праздник.
Работ на удивление было много и разнообразно. В основном наблюдения - суточные, это весьма занимательно в начале и самое душное занятие к концу. Но даже это не сравнится с вычерчиванием на миллиметровке отчета по суточным на воробьиных, как я "завидовал" чаечникам, отчеты которых представляли простые таблицы, но зато наши аккуратно выполненные графики были значительно красивее. На самом деле все мы делали любую работу с большим удовольствием, кроме мытья кастрюлей, слава Богу за изобретение фукуса. Очень интересно было обходить остров в хорошую погоду по береговой линии. Можно было выследить и найти гнездо трясогузки, например, а можно было выследить старожилов, уже окольцованных цветными колечками в прошлые годы. Интересно было путешествовать по островам и лудам на моторке. Однажды с Аленой Васильевной мы поймали птицу (ну, знаете, подходишь так аккуратно сзади, пока она сидит на гнезде и прижимаешь к земле) ранее окольцованную где-то за границей. Старое кольцо заменили новым и я подумал о том, как его отправят на опознание и малую крупицу информации о миграциях добавят в общий банк данных, наверное так и было. Интересно было разбирать гнезда, в общем, и погадками не брезговали, даже чучело однажды изготавливали...

Клепа купает яйцо
С Муравьями мы дружили как ни с кем, потому что они были нашего возраста. В последний приезд даже создали Ряжковскую четверку The RIDL (по первым буквам Роман, Игорь, Денис, Лешик) и сочинили много куплетов, которые наверняка в анналах сохранились. Между нами возникали сильные симпатии. Помню Ворпета (Сергей Коняев?) наповал сразила Женя Смирнова, ну и другие примеры можно привести. Незабываемое расставание - ни одного сухого глаза, надежды на встречи, обмен адресами...

Вверху: Кормилец (чистик), ВальВанна (главный муравей), ???, Маняша (студентка из Москвы), Валка (студентка), Илона (чистик), ??? (муравей), Обо (студентка), ???, Тучка (студентка) Внизу: все чистики в центре ЕВ - это 87 год
К сожалению, никто из нас не связал свою жизнь с биологией - брат стал математиком, а я экономистом. Я в настоящее время живу в Санкт-Петербурге, занимаюсь коммерцией и руковожу отделом продаж компании "Родниковый Край" www.springland.ru. Брат занимает пост зам. ген. дир. полиграфической компании "ПОНИ" www.poni.spb.ru.
После окончания школы и отъезда Елены Васильевны из Тихвина на некоторое время все контакты растерялись, однако Наталья Игоревна - наш второй руководитель через некоторое время собирала вместе старых и новых участников экспедиций в Тихвине, это было замечательно, но уж больно давно. Последний раз с Муравьями - Марией Александровой я встречался в Москве в 1988 году, тогда же созванивался с Рыбаковым Романом, а больше всего общался с Надеждой Подосеновой - тоже изучавшей воробьиных.
Все студенческие годы я мечтал попасть на остров снова, но ездил в стройотряды, а потом закрутилось - семья, дети... Но своих ребятишек не раздумывая вручил бы в надежные руки для поездки в заповедник - это реальный опыт самостоятельности сделавший из меня человека. Я понимаю, что возни с нами было много и ответственность какая, так что я очень благодарен всем, кто с нами возился, может, правда, и наша помощь была полезна. В любом случае – участники экспедиции это определенное сообщество.

Много материалов по нашей экспедиции находится на станции юннатов в Тихвине, там я давно не был, как и в самом Тихвине, но при случае обязательно обменяемся координатами. В Москве бываю реже, чем хотелось бы, из старых знакомых уже никого не вижу. Много лет назад потерялась связь с Чистяковой Е.В. у нее вся основная информация как у организатора и главного вдохновителя. У меня самого есть множество фотографий того времени, много интересных, поеду в Тихвин отсниму на цифру, пришлю может будет полезно.