Александра Горяшко (alexandragor) wrote,
Александра Горяшко
alexandragor

Categories:

Приглашаю виртуальных слушателей

В эти выходные, 17-19 июля, в Чупе будет конференция "Природное и культурное наследие Белого моря: перспективы сохранения и развития". Я сдуру подписалась там поучаствовать, а теперь пребываю в мандраже. Во-первых, для конференции мне пришлось сократить 19-страничную статью до 4-страничного варианта письменного и 10-минутной презентации устной. И я боюсь, что при таком ужатии сделалось трудно уловить смысл. Во-вторых, я просто боюсь, потому что боюсь публичных устных выступлений.

konferencФотография с конференции на ББС МГУ (2005, что ли, год?) демонстрирует, по многочисленным отзывам, мою уверенность и решимость. На самом деле я была ни жива ни мертва от ужаса, говорила как в бреду, не видя лиц и не слыша собственного голоса.

Относительно страха выступлений мне вряд ли кто поможет, это я так уж, к слову пожаловалась. А вот посмотреть, остался ли в сокращенной версии смысл, добрые люди могут.

Ниже напиханы картинки презентации и текст, которым буду их сопровождать. И если вам вдруг совсем нечего делать не лениво это дело прочитать, скажите, все ли понятно и какие возникают вопросы. Это облегчит мне предстоящую казнь публичное выступление.







Слайд1

Это история о том, как возникают легенды и как они могут превратиться в научные факты. История, знакомство с которой представляется мне полезным с общеметодологичекой точки зрения, а также потому, что центральная ее фигура – наша северная утка – гага обыкновенная.

Слайд2

Гага – крупная северная морская утка, известная в первую очередь уникальными теплоизоляционными свойствами своего пуха. В Мурманской области гага является охраняемым видом. Для ее охраны в 1932 г. был создан Кандалакшский заповедник. История охраны гаги в России хорошо изучена и описана. Практически вся она связана именно с Кандалакшским заповедником. Однако гага живет не только в России. Ареал ее обитания достаточно широк и включает северное побережье Европы и Америки. История охраны гаги в других странах в русскоязычной литературе почти не отражена и сводится к единичным упоминаниям отдельных фактов.

Слайд3

Именно поэтому меня заинтересовало встреченное в Википедии утверждение о том, что самое раннее упоминание обыкновенной гаги содержится в записях св.Кутберта, жившего в 7 веке. Википедия утверждала, что св.Кутберт не только занимался содержанием гаг, но и написал законы об их охране.
Изначально у меня не было цели опровергать это утверждение. Напротив, оно мне очень понравилось. Ведь согласно ему получалось, что охрана гаги не только ведет свою историю с VII в., но что гага вообще является первой в мире охраняемой птицей! Хотелось лишь найти документальные подтверждения столь знаменательного факта. И я стала их искать.

Слайд4

Первоначальный обзор подтверждал сообщение русской Википедии. Аналогичное утверждение содержалось в английской и немецкой википедиях, все статьи ссылались на солидные источники.
Получившаяся история вкратце сводилась к следующему. Святой Кутберт - один из наиболее почитаемых в Англии святых. Восемь лет он провел отшельником на острове Иннер Фарн.
Архипелаг Фарн - вы видете его на картинке – группа небольших островов в нескольких километрах от побережья Северной Англии. Эти скалистые острова с обрывистыми берегами, достаточно удаленные от человеческого жилья и лишенные наземных хищников, являются удобным местом для гнездования морских птиц. В наше время на островах Фарн массово гнездится около 20 видов птиц, включая гагу, вероятно, гнездились они там и во времена св. Кутберта.
Согласно источникам, на которые ссылаются википедии, «когда Кутберт один поселился на Фарне, гаги находились в их естественном диком состоянии, но святой скоро преуспел в их одомашнивании и неоднократно творил для них чудеса». «Гаги появлялись на его острове регулярно в определенные времена года большими стаями для откладывания яиц, и доброта Кутберта научила их, сидящих на яйцах, не улетать при его приближении и не бояться его прикосновения». «Часто они были его единственными компаньонами на протяжении долгих часов его одиноких ночей, собираясь вокруг него, когда он молился на скалах, окружающих его дом».
Все это очень красиво, но процитированные источники относятся к XIX-XX вв., т.е. отстоят от описываемых событий на 12 веков, а значит, неизбежно опираются на какие-то более ранние свидетельства.

Слайд5

Внимательное изучение текстов показало, что все приведенные описания отсылают нас к одной и той же книге под названием «Регинальда, монаха Даремского, Книжица о дивных добродетелях блаженного Кутберта». Ее автор жил в XII веке.
Ближе, но все-таки еще очень далеко. Регинальд, монах Даремский, жил спустя 500 лет после смерти св.Кутберта, т.е. и он никак не мог быть свидетелем описываемых событий. Значит, он, в свою очередь, должен был опираться на еще более ранние источники. На какие?

Слайд6

Оказалось, что до Регинальда существовало только два источника, описывающих жизнь св.Кутберта. Это сочинения некоего анонимного монаха и Беды Достопочтенного – известного автора раннего Средневековья, написавшего одну из первых историй Англии, которая принесла ему славу «отца английской истории».. Оба сочинения относятся к VII веку, написаны всего спустя 10-30 лет после смерти главного героя, и используют свидетельства очевидцев. «В своем исследовании жизни и дел святого Кутберта, - пишет в предисловии к своему труду Беда Достопочтенный, - я ничего не писал без тщательной проверки из самых надежных источников... Когда моя работа подходила к концу… я часто отдавал ее на тщательную проверку … рабам Божиим, кто хорошо знал жизнь этого Божиего человека и говорил с ним. Мною было допущено несколько ошибок в житии – по их совету они были аккуратно исправлены. Итак, каждая малейшая неточность была удалена. Я заботился, чтобы писать только все то, в истинности чего был уверен».
Итак, первоисточник установлен. Но – сюрприз! Ни в первом, анонимном житии, написанном через 13 лет после смерти Кутберта, ни в житии столь ответственного Беды Достопочтенного, нет ни единого слова об отношениях Кутберта с гагами. Даже слова «утка», и того нет в этих документах!
Странная ситуация, не правда ли? Как могла возникнуть подробная, со множеством деталей история, если у нее вообще нет никаких оснований? Я попыталась воссоздать ход событий, приведших к возникновению легенды.

Слайд7

Итак, наиболее достоверные жития, написанные в первые десятилетия после смерти Кутберта, ничего о гаге не сообщают. Правда, они повествуют об эпизодах взаимодействия святого с другими животными, рисуя образ человека любящего природу и умеющего находить общий язык с ее созданиями. На слайде приведены канонические  истории общения Кутберта с орлом и выдрами.

Слайд8

Потом наступает весьма длительный период, когда делается вовсе не до написания житий - примерно через столетие после смерти св.Кутберта, монахи Линдисфарнского монастыря бросили свою обитель из-за набегов викингов и ее существование на прежнем месте возобновилось только через 400 лет после смерти св.Кутберта. С этого времени, с конца XI – начала XII века жизнь монастыря вновь налаживается, возрождаются и традиции отшельничества, причем новые отшельники, идя по стопам св.Кутберта, удаляются все на тот же остров Иннер Фарн, на котором он когда-то провел восемь лет. В это же время начинает развиваться культ св. Кутберта, пишутся книги о нем, его чудесах и острове Иннер Фарн, как одном из основных мест, где эти чудеса происходили.

Слайд9

Отвлечемся на минуту от истории монахов на биологию гаги.
Остров Иннер Фарн, ставший традиционным местом отшельничества монахов, представляет собой идеальное, с точки зрения гаг, место для гнездования. Люди здесь появляются только в виде очередных отшельников - редкие, малочисленные и мирные. Гаги же ведут себя в соответствии со своей природой, в которой нам важны две поведенческие особенности. Первая - это гнездовой консерватизм: стремление устроить гнездо в том же месте, что и раньше, особенно, если в предыдущие годы гнездование в этом месте было успешным. Вторая – затаивание на гнезде в случае приближения опасности. Прикрытие гнезда собственным телом, имеющим маскировочную окраску, - единственная защита, которую гага может обеспечить своему потомству на суше. Поэтому гаги, особенно на поздних сроках насиживания, стараются сидеть на гнезде «до последнего», и в тех местах, где люди появляются редко и ведут себя тихо и аккуратно, птицы подпускают их совсем близко.
Надо полагать, что на острове Иннер Фарн гнездование гаг проходило успешно на протяжении столетий, так что там сложилась устойчивая гнездовая группировка, безбедно сосуществовавшая с монахами.
На фотографии, сделанной на том самом острове Фарн, видно, как близко насиживающая самка гаги подпускает людей.

Слайд10

Монахам не было дела до гаг, пока не случился культ Кутберта. А культовым фигурам, как мы знаем, начинают приписывать все заслуги подряд. Вполне правдоподобной представляется в этом контексте остроумная версия, предложенная Петром Дмитриевичем Сахаровым:

Каждый год прилетают гаги, на которых по привычке, никто не обращает внимания. Некоторые откладывают яйца прямо у алтаря.
Какой-то то старый инок, с ухмылкой:
- Не иначе, сам Преподобный их приручил. Тянутся они к нему.
Далее разговор между иноками помладше:
- Слыхал, что старец-то говорит? А ты думал просто так они к алтарю...
И пошло обрастать…

Очень возможно, что именно так традиционное соседство гаг с монахами, помноженное на культ св. Кутберта, способствовало рождению легенды. Как раз в это время, в XII веке, и появляется установленный нами первоисточник сведений о нежной любви гаг и Кутберта, «Книжица…» Регинальда Даремского.
Тут существенен еще один момент. Житие вообще жанр специфический. Он не предполагает строгого следования фактам, его цель – не воссоздание исторически достоверной биографии, а создание определенного образа святого, достойного почитания. К тому же в рамках этого специфического жанра допустимые пределы отхода от реальности изменялись в разные времена. «Книжица» Регинальда относится к периоду наибольшего расцвета фантастического направления в житийной литературе, когда жития были «переполнены рассказами о самых фантастических чудесах, ссылками на сочиненные документы, упоминаниями о выдуманных лицах».

Слайд11

Вот такой специфический текст и послужил основой легенды, которая к XIX в. столь прочно вошла в литературу, что стала восприниматься уже не как легенда, а как исторический факт. На картине середины 19 века мы видим самца гаги, сидящего у ног св.Кутберта.

Слайд12

Святой Кутберт и гага оказались связаны не только многочисленными пересказами истории их отношений, но и самим названием гаги - Cuddy Duck, утка святого Кутберта. Так до сих пор называют гагу в северных районах Англии, имеется даже фирма по производству шоколада Cuddy Duck.
Однако ни в одном из пересказов легенды не встречается утверждение, что Кутберт «издал закон об охране гаги». Юридической окраски вплоть до XXI века история не имела.

Слайд13

Как же появилось утверждение, что Кутберт еще и издал законы об охране гаги? Скорее всего, тут произошла подмена понятий, объяснимая довольно просто. До самого недавнего времени историю о св. Кутберте и гаге описывали авторы, существующие внутри церковной традиции или, как минимум, хорошо с нею знакомые. Такие авторы очень хорошо знали, что святые законов не издают. Лишь в последние 10-15 лет, с развитием интернета, история эта попала в сферу внимания журналистов и маркетологов, и именно в этот момент произошла подмена понятий. Вместо нейтральных слов «conservation, protection» (охрана, сохранение), которыми описывалась деятельность Кутберта в отношении гаги, в какой-то момент был использован юридический термин «protection laws» – защитные законы, законы по охране. Самое раннее использование этого термина обнаружено мною на сайте ВВС в 2013 г. И уже в таком виде утверждение стало тиражироваться дальше.
На картинке скан с сайта одного из магазинов, торгующих изделиями из гагачьего пуха. Под заголовком Факты о гаге, наряду с реальными данными приводятся и сведения о законах, изданных св.Кутбертом.

Слайд14

Более того, в подтверждение этих сведений приводится якобы существующая в Храме св.Кутберта в Амбле икона св.Кутберта с гагой на руках. Я хочу остановиться на этой картинке, потому что она успела широко расползтись по интернету и используется как доказательство легенды. Однако посмотрите на нее внимательно. Не правда ли, гага выглядит грубой позднейшей пририсовкой? Особенно если учесть существование иконы св.Кутберта безо всякой гаги, она приведена рядом. Для полной уверенности я связалась с прихожанами Храма св.Кутберта и они подтвердили – ничего похожего в их храме нет.

Слайд15

Хотя в этом храме действительно есть витраж со св.Кутбертом и гагами у его ног – он выглядит вот так.

Все изложенное можно счесть лишь историческим анекдотом. Но он наглядно демонстрирует, как аккуратно надо обращаться с исторической информацией, в том числе, и с информацией по истории охраны природы. К тому же он напоминает о том, как мало мы знаем об истории охраны наших северных видов животных в других странах. Знание же этой истории я полагаю весьма полезным, в том числе, и для использования в современном деле охраны северной природы.

Слайд16

В заключении я хочу поблагодарить людей, которые очень помогли в моем расследовании: Петра Дмитриевича Сахарова и Дмитрия Владимировича Лапу за консультации по церковной истории и литературе и помощь в переводе латинских текстов и Павла Владимировича Войтинского за помощь в переводе английских текстов. А также сообщить, что моя подробная статья о св.Кутберте и гагах планируется к публикации в октябрьском номере журнала «Природа».
Tags: гага, дурацкие вопросы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments