?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В эти выходные, 17-19 июля, в Чупе будет конференция "Природное и культурное наследие Белого моря: перспективы сохранения и развития". Я сдуру подписалась там поучаствовать, а теперь пребываю в мандраже. Во-первых, для конференции мне пришлось сократить 19-страничную статью до 4-страничного варианта письменного и 10-минутной презентации устной. И я боюсь, что при таком ужатии сделалось трудно уловить смысл. Во-вторых, я просто боюсь, потому что боюсь публичных устных выступлений.

konferencФотография с конференции на ББС МГУ (2005, что ли, год?) демонстрирует, по многочисленным отзывам, мою уверенность и решимость. На самом деле я была ни жива ни мертва от ужаса, говорила как в бреду, не видя лиц и не слыша собственного голоса.

Относительно страха выступлений мне вряд ли кто поможет, это я так уж, к слову пожаловалась. А вот посмотреть, остался ли в сокращенной версии смысл, добрые люди могут.

Ниже напиханы картинки презентации и текст, которым буду их сопровождать. И если вам вдруг совсем нечего делать не лениво это дело прочитать, скажите, все ли понятно и какие возникают вопросы. Это облегчит мне предстоящую казнь публичное выступление.







Слайд1

Это история о том, как возникают легенды и как они могут превратиться в научные факты. История, знакомство с которой представляется мне полезным с общеметодологичекой точки зрения, а также потому, что центральная ее фигура – наша северная утка – гага обыкновенная.

Слайд2

Гага – крупная северная морская утка, известная в первую очередь уникальными теплоизоляционными свойствами своего пуха. В Мурманской области гага является охраняемым видом. Для ее охраны в 1932 г. был создан Кандалакшский заповедник. История охраны гаги в России хорошо изучена и описана. Практически вся она связана именно с Кандалакшским заповедником. Однако гага живет не только в России. Ареал ее обитания достаточно широк и включает северное побережье Европы и Америки. История охраны гаги в других странах в русскоязычной литературе почти не отражена и сводится к единичным упоминаниям отдельных фактов.

Слайд3

Именно поэтому меня заинтересовало встреченное в Википедии утверждение о том, что самое раннее упоминание обыкновенной гаги содержится в записях св.Кутберта, жившего в 7 веке. Википедия утверждала, что св.Кутберт не только занимался содержанием гаг, но и написал законы об их охране.
Изначально у меня не было цели опровергать это утверждение. Напротив, оно мне очень понравилось. Ведь согласно ему получалось, что охрана гаги не только ведет свою историю с VII в., но что гага вообще является первой в мире охраняемой птицей! Хотелось лишь найти документальные подтверждения столь знаменательного факта. И я стала их искать.

Слайд4

Первоначальный обзор подтверждал сообщение русской Википедии. Аналогичное утверждение содержалось в английской и немецкой википедиях, все статьи ссылались на солидные источники.
Получившаяся история вкратце сводилась к следующему. Святой Кутберт - один из наиболее почитаемых в Англии святых. Восемь лет он провел отшельником на острове Иннер Фарн.
Архипелаг Фарн - вы видете его на картинке – группа небольших островов в нескольких километрах от побережья Северной Англии. Эти скалистые острова с обрывистыми берегами, достаточно удаленные от человеческого жилья и лишенные наземных хищников, являются удобным местом для гнездования морских птиц. В наше время на островах Фарн массово гнездится около 20 видов птиц, включая гагу, вероятно, гнездились они там и во времена св. Кутберта.
Согласно источникам, на которые ссылаются википедии, «когда Кутберт один поселился на Фарне, гаги находились в их естественном диком состоянии, но святой скоро преуспел в их одомашнивании и неоднократно творил для них чудеса». «Гаги появлялись на его острове регулярно в определенные времена года большими стаями для откладывания яиц, и доброта Кутберта научила их, сидящих на яйцах, не улетать при его приближении и не бояться его прикосновения». «Часто они были его единственными компаньонами на протяжении долгих часов его одиноких ночей, собираясь вокруг него, когда он молился на скалах, окружающих его дом».
Все это очень красиво, но процитированные источники относятся к XIX-XX вв., т.е. отстоят от описываемых событий на 12 веков, а значит, неизбежно опираются на какие-то более ранние свидетельства.

Слайд5

Внимательное изучение текстов показало, что все приведенные описания отсылают нас к одной и той же книге под названием «Регинальда, монаха Даремского, Книжица о дивных добродетелях блаженного Кутберта». Ее автор жил в XII веке.
Ближе, но все-таки еще очень далеко. Регинальд, монах Даремский, жил спустя 500 лет после смерти св.Кутберта, т.е. и он никак не мог быть свидетелем описываемых событий. Значит, он, в свою очередь, должен был опираться на еще более ранние источники. На какие?

Слайд6

Оказалось, что до Регинальда существовало только два источника, описывающих жизнь св.Кутберта. Это сочинения некоего анонимного монаха и Беды Достопочтенного – известного автора раннего Средневековья, написавшего одну из первых историй Англии, которая принесла ему славу «отца английской истории».. Оба сочинения относятся к VII веку, написаны всего спустя 10-30 лет после смерти главного героя, и используют свидетельства очевидцев. «В своем исследовании жизни и дел святого Кутберта, - пишет в предисловии к своему труду Беда Достопочтенный, - я ничего не писал без тщательной проверки из самых надежных источников... Когда моя работа подходила к концу… я часто отдавал ее на тщательную проверку … рабам Божиим, кто хорошо знал жизнь этого Божиего человека и говорил с ним. Мною было допущено несколько ошибок в житии – по их совету они были аккуратно исправлены. Итак, каждая малейшая неточность была удалена. Я заботился, чтобы писать только все то, в истинности чего был уверен».
Итак, первоисточник установлен. Но – сюрприз! Ни в первом, анонимном житии, написанном через 13 лет после смерти Кутберта, ни в житии столь ответственного Беды Достопочтенного, нет ни единого слова об отношениях Кутберта с гагами. Даже слова «утка», и того нет в этих документах!
Странная ситуация, не правда ли? Как могла возникнуть подробная, со множеством деталей история, если у нее вообще нет никаких оснований? Я попыталась воссоздать ход событий, приведших к возникновению легенды.

Слайд7

Итак, наиболее достоверные жития, написанные в первые десятилетия после смерти Кутберта, ничего о гаге не сообщают. Правда, они повествуют об эпизодах взаимодействия святого с другими животными, рисуя образ человека любящего природу и умеющего находить общий язык с ее созданиями. На слайде приведены канонические  истории общения Кутберта с орлом и выдрами.

Слайд8

Потом наступает весьма длительный период, когда делается вовсе не до написания житий - примерно через столетие после смерти св.Кутберта, монахи Линдисфарнского монастыря бросили свою обитель из-за набегов викингов и ее существование на прежнем месте возобновилось только через 400 лет после смерти св.Кутберта. С этого времени, с конца XI – начала XII века жизнь монастыря вновь налаживается, возрождаются и традиции отшельничества, причем новые отшельники, идя по стопам св.Кутберта, удаляются все на тот же остров Иннер Фарн, на котором он когда-то провел восемь лет. В это же время начинает развиваться культ св. Кутберта, пишутся книги о нем, его чудесах и острове Иннер Фарн, как одном из основных мест, где эти чудеса происходили.

Слайд9

Отвлечемся на минуту от истории монахов на биологию гаги.
Остров Иннер Фарн, ставший традиционным местом отшельничества монахов, представляет собой идеальное, с точки зрения гаг, место для гнездования. Люди здесь появляются только в виде очередных отшельников - редкие, малочисленные и мирные. Гаги же ведут себя в соответствии со своей природой, в которой нам важны две поведенческие особенности. Первая - это гнездовой консерватизм: стремление устроить гнездо в том же месте, что и раньше, особенно, если в предыдущие годы гнездование в этом месте было успешным. Вторая – затаивание на гнезде в случае приближения опасности. Прикрытие гнезда собственным телом, имеющим маскировочную окраску, - единственная защита, которую гага может обеспечить своему потомству на суше. Поэтому гаги, особенно на поздних сроках насиживания, стараются сидеть на гнезде «до последнего», и в тех местах, где люди появляются редко и ведут себя тихо и аккуратно, птицы подпускают их совсем близко.
Надо полагать, что на острове Иннер Фарн гнездование гаг проходило успешно на протяжении столетий, так что там сложилась устойчивая гнездовая группировка, безбедно сосуществовавшая с монахами.
На фотографии, сделанной на том самом острове Фарн, видно, как близко насиживающая самка гаги подпускает людей.

Слайд10

Монахам не было дела до гаг, пока не случился культ Кутберта. А культовым фигурам, как мы знаем, начинают приписывать все заслуги подряд. Вполне правдоподобной представляется в этом контексте остроумная версия, предложенная Петром Дмитриевичем Сахаровым:

Каждый год прилетают гаги, на которых по привычке, никто не обращает внимания. Некоторые откладывают яйца прямо у алтаря.
Какой-то то старый инок, с ухмылкой:
- Не иначе, сам Преподобный их приручил. Тянутся они к нему.
Далее разговор между иноками помладше:
- Слыхал, что старец-то говорит? А ты думал просто так они к алтарю...
И пошло обрастать…

Очень возможно, что именно так традиционное соседство гаг с монахами, помноженное на культ св. Кутберта, способствовало рождению легенды. Как раз в это время, в XII веке, и появляется установленный нами первоисточник сведений о нежной любви гаг и Кутберта, «Книжица…» Регинальда Даремского.
Тут существенен еще один момент. Житие вообще жанр специфический. Он не предполагает строгого следования фактам, его цель – не воссоздание исторически достоверной биографии, а создание определенного образа святого, достойного почитания. К тому же в рамках этого специфического жанра допустимые пределы отхода от реальности изменялись в разные времена. «Книжица» Регинальда относится к периоду наибольшего расцвета фантастического направления в житийной литературе, когда жития были «переполнены рассказами о самых фантастических чудесах, ссылками на сочиненные документы, упоминаниями о выдуманных лицах».

Слайд11

Вот такой специфический текст и послужил основой легенды, которая к XIX в. столь прочно вошла в литературу, что стала восприниматься уже не как легенда, а как исторический факт. На картине середины 19 века мы видим самца гаги, сидящего у ног св.Кутберта.

Слайд12

Святой Кутберт и гага оказались связаны не только многочисленными пересказами истории их отношений, но и самим названием гаги - Cuddy Duck, утка святого Кутберта. Так до сих пор называют гагу в северных районах Англии, имеется даже фирма по производству шоколада Cuddy Duck.
Однако ни в одном из пересказов легенды не встречается утверждение, что Кутберт «издал закон об охране гаги». Юридической окраски вплоть до XXI века история не имела.

Слайд13

Как же появилось утверждение, что Кутберт еще и издал законы об охране гаги? Скорее всего, тут произошла подмена понятий, объяснимая довольно просто. До самого недавнего времени историю о св. Кутберте и гаге описывали авторы, существующие внутри церковной традиции или, как минимум, хорошо с нею знакомые. Такие авторы очень хорошо знали, что святые законов не издают. Лишь в последние 10-15 лет, с развитием интернета, история эта попала в сферу внимания журналистов и маркетологов, и именно в этот момент произошла подмена понятий. Вместо нейтральных слов «conservation, protection» (охрана, сохранение), которыми описывалась деятельность Кутберта в отношении гаги, в какой-то момент был использован юридический термин «protection laws» – защитные законы, законы по охране. Самое раннее использование этого термина обнаружено мною на сайте ВВС в 2013 г. И уже в таком виде утверждение стало тиражироваться дальше.
На картинке скан с сайта одного из магазинов, торгующих изделиями из гагачьего пуха. Под заголовком Факты о гаге, наряду с реальными данными приводятся и сведения о законах, изданных св.Кутбертом.

Слайд14

Более того, в подтверждение этих сведений приводится якобы существующая в Храме св.Кутберта в Амбле икона св.Кутберта с гагой на руках. Я хочу остановиться на этой картинке, потому что она успела широко расползтись по интернету и используется как доказательство легенды. Однако посмотрите на нее внимательно. Не правда ли, гага выглядит грубой позднейшей пририсовкой? Особенно если учесть существование иконы св.Кутберта безо всякой гаги, она приведена рядом. Для полной уверенности я связалась с прихожанами Храма св.Кутберта и они подтвердили – ничего похожего в их храме нет.

Слайд15

Хотя в этом храме действительно есть витраж со св.Кутбертом и гагами у его ног – он выглядит вот так.

Все изложенное можно счесть лишь историческим анекдотом. Но он наглядно демонстрирует, как аккуратно надо обращаться с исторической информацией, в том числе, и с информацией по истории охраны природы. К тому же он напоминает о том, как мало мы знаем об истории охраны наших северных видов животных в других странах. Знание же этой истории я полагаю весьма полезным, в том числе, и для использования в современном деле охраны северной природы.

Слайд16

В заключении я хочу поблагодарить людей, которые очень помогли в моем расследовании: Петра Дмитриевича Сахарова и Дмитрия Владимировича Лапу за консультации по церковной истории и литературе и помощь в переводе латинских текстов и Павла Владимировича Войтинского за помощь в переводе английских текстов. А также сообщить, что моя подробная статья о св.Кутберте и гагах планируется к публикации в октябрьском номере журнала «Природа».

Comments

( 15 comments — Leave a comment )
die_tess
Jul. 14th, 2015 04:23 am (UTC)
Доброе утро!

Так как по утрам мне совсем нечего делать, кроме как пить кофе и одупляться...

Изложено довольно понятно. На мой взгляд многовато текста на слайдах, но я исхожу скорее из опыта физических и математических презентаций, нас заставляли вставлять максимум одну фразу. История безусловно интересная, понятная, и действительно является прекрасной иллюстрацией истории исторических анекдотов и искажения информации. Я восхищаюсь вашей настойчивостью и кропотливостью, объём информации, которую пришлось перекопать, виден издалека. Вопросы:

1) Витраж, судя по всему, датирован 1927 годом, и эту информацию удалось получить от прихожан. Удалось ли вам найти ещё какие-либо свидетельства присутствия гаг рядом с образом св. Кутберта? Судя по английской википедии и нескольким статьям, канонизирован он был сильно раньше этого срока всё-таки.

2) Правильно ли я поняла, что финальная версия - святому приписали заслугу "приручения" гаг, так как того требовал образ (и была возможность, потому что гаги - вот они тут, рядом) и никаких достоверных совпадающих по времени документов или жизнеописаний с гагами найти не удалось? Это же развенчание мифа, практически.

3) Вы не думали после составления статьи отправить эту информацию в википедию или на тот же BBC, который этот миф культивирует (на английском языке)? Даже если они с вами не согласятся, думаю, они вполне охотно предоставят вам какую-то информацию, которой, возможно, вы не нашли в этот раз.
alexandragor
Jul. 14th, 2015 05:00 am (UTC)
А как Вы у меня в комментах делаете зачеркнутый текст, если окно коммента этой функции не предлагает? Я тоже так хочу)

Одной фразой на слайде в этом случае не обойтись, формул-то и графиков нету:)

Объем да, был нехилый. Плюс в общей сложности с пол года ковыряний, а главное - количество людей, которых пришлось поставить на уши ради этого дела.

Витраж 1927 г., да. Плюс картина 1856 г. До этого картинок "Кутберт и гаги" не обнаруживается, только словесные описания. А все словесные описания - перепевы из фантастического жития за авторством Регинальда, написанного спустя 500 лет после жизни Кутберта. И более ничего достоверного. И даже не очень достоверного, вообще ничего.
Хотя я искала не только в интернетах, к этому делу был подключен Дмитрий Лапа – религиовед, переводчик, христианский публицист, специалист как раз по ранней истории христианства и святых Англии и автор перевода на русский язык «Жития святого Кутберта». А он, в свою очередь, привлек всяких английских священников.

Исходя всего вышеописанного, сомневаюсь, что у ВВС есть какая-нибудь неизвестная мне информация. И, кстати, я им писала с просьбой указать источник сведений, которые они публикуют. Ни ответа, ни привета...

В википедию, конечно, надо бы поправки внести, но туда ведь большой текст не всунешь, надо ссылаться на публикацию, и желательно на английском. Вот напечатают хотя бы доклады этой конференции, тогда...
die_tess
Jul. 14th, 2015 05:17 am (UTC)
Собственно, конструктор, которым вы пользуетесь, он просто проставляет html-теги. Зачёркнутый текст создаётся с помощью двух тегов: один в начале текста (буква s в двух треугольных скобках) и один в конце (слэш и буква s, вот так - /s в треугольных скобках). Скобки не пишу, потому что не помню, как в жж работает парсер. Скобки вот такие: <>
die_tess
Jul. 14th, 2015 05:19 am (UTC)
Собственно, большинство тегов продолжают работать и без конструктора, вот, например, тег b - bold или i - italic, s - stroke, как вы могли догадаться
alexandragor
Jul. 14th, 2015 05:36 am (UTC)
Как хорошо быть умной! А я вот не умею тэгами пользоваться. Буду учиться
lenaswan
Jul. 14th, 2015 05:23 am (UTC)
Супер-интересно! Удачи в озвучивании )))
Единственное что меня с первых строк удивляло - ничего на кириллице написано то там не было. Значит мне не хватает старых языков первоописания. Но для твоего доклада это нафиг не нужно. А вот для публикации - ИМХО очень нужно.
alexandragor
Jul. 14th, 2015 05:27 am (UTC)
Спасибо)

В будущую статью в "Природе"я включаю и оригинал и перевод цитат. Сюда никак по объему не лезет.

Впрочем, оригиналы включаю английские. Латинские 12 века - нет, кто их нынче поймет. Но ссылка на латинский оригинал имеется.
egor_13
Jul. 14th, 2015 05:51 am (UTC)
>> Особенно если учесть существование иконы св.Кутберта безо всякой гаги, она приведена рядом.
Ну так левая именно из правой картинки и сделана пририсовкой гаги.
alexandragor
Jul. 14th, 2015 06:49 am (UTC)
Так да! Но это становится ясно, когда их положишь рядом, а до того покопаешься в теме. Обычно же приводится рассказка про "Кутбертовские законы об охране гаги", потом фраза "существует даже икона" и рядом левая картинка. Выглядит для доверчивого читателя очень убедительно.
lenaswan
Jul. 14th, 2015 06:09 am (UTC)
И коли решила сама погуглить - вот добавлю.

(1) пишут что не только об охране гаги, но и морских птиц. Op de Farnes-eilanden vaardigde hij regels uit om de aldaar broedende eidereenden en andere zeevogels te beschermen. Hij werd daarmee één van de eerste natuurbeschermers. https://nl.wikipedia.org/wiki/Cuthbertus

(2) На острове кстати дофига именно морских птиц гнездится - тут вот список на 2011 год - гаг 443 пары, а вот тонкоклювых кайр - все 50 тысяч, тупиков - тупиков - 35 тысяч пар, моевок - 4200 и мн.др. https://en.wikipedia.org/wiki/Farne_Islands Так что может законы об охране птиц надо искать скорее по морским.

(3) на католическом портале про птиц у Кутберта ничего вооще не написано! А уж они бы докопались до мышей! http://www.catholic.org/saints/saint.php?saint_id=491

(4) Хм. Вот про закон то даже год точно упомянут - 676-й - значит есть какие-то точно бумажные детали http://eiderdown.org/famous-eider-colony.html

(5) Очень вероятно - что тексты в библиотеке здесь: https://en.wikipedia.org/wiki/Durham_Cathedral

(6) Беда или не Беда - но вот записи анонима включают вообще-то целых ВОСЕМЬ манускриптов и написаны на латинском - https://en.wikipedia.org/wiki/Vita_Sancti_Cuthberti

(7) Один из мировых экспертов по Кутберту и в том числе по жизнеописаниям - https://en.wikipedia.org/wiki/Bertram_Colgrave - он кстати расшифровал и все из п(6) - его и надо спрашивать про подтверждения.

Все, нао переключиться в другое, гагу тебе в руки ))


alexandragor
Jul. 14th, 2015 06:46 am (UTC)
1 и 2 знаю.

4- тот самый сайт, который поминаю нехорошим словом:)
Из полного вариант моей статьи:
Сайт магазина, торгующего подушками, одеялами и одеждой из гагачьего пуха [15] одаривает нас годом издания закона об охране гаг: «Гаги были объектом первых в мире законов по охране птиц, введенными святым Кутбертом в 676 году» (в 676 г. Кутберт поселился на Фарне, вероятно этот год и приняли, не долго думая, за год издания закона).
+сам Кутберт вообще ничего не писал, а если и писал, то до нашего времени никаких его записей не сохранилось, равно как и цитат из них.

6. Беда использовал как раз тексты анонима как один из источников.

7. Он не единственный специалист, к тому же помер 50 лет назад, его уже не спросишь)

Наконец заметь, что все твои ссылки, кроме подушечного магазина, на википедию, а википедия далеко не всегда права, как можно убедиться из истории с гагой)
anonymus
Jul. 14th, 2015 09:28 am (UTC)
Отличный доклад!
alexandragor
Jul. 14th, 2015 10:07 am (UTC)
Спасибо! Бояться выступлений я от этого вряд ли перестану, но приятно)
marinta
Jul. 14th, 2015 11:25 am (UTC)
Да, очень интересно.
Детальная проработка!
И присоединяюсь - многовато текста на слайдах.
Будет отвлекать от доклада - начнут читать, а произносимое не в точности совпадает с написанным.
И показалось, что за 10 минут всего не сказать.
Впрочем, зависит от скорости говорения.
Желаю поменьше бояться. Очень интересная информация же!
alexandragor
Jul. 14th, 2015 11:40 am (UTC)
10 минут в процессе увеличили до 15, так что уложусь:)

С текстом на слайдах... Тут такое дело. Во-первых, я сужу по себе (наверное, зря), а я в режиме докладов могу одновременно слушать и читать несовпадающие тексты. Во-вторых, тут ведь вообще суть всей работы именно в текстах, недаром исходная статья 19 стр. занимает. При столь сильном вынужденном сокращении итак очень много теряется, хоть вот те же цитаты. Поэтому и хочется все самое-пресамое важное все же впихнуть хоть в картинку. Такой способ раздвинуть себе жесткие рамки - часть сказать, а часть показать)
( 15 comments — Leave a comment )

Profile

tasha
alexandragor
Александра Горяшко
Website

Tags

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner