Задумывалось: вот наснимаю я местных развалин, выберу самые ээфектные фотки, навалю их в кучу и скажу:
А получилось что:
- ширь души русской и впрямь необъятна, а потому запихать все развалины в один пост никак не выйдет. Даже если выбирать только самые эффектные
- к каждому куску разрухи цепляются любимые болезни русской интеллигенции: история, философия и контекст
Так что будем потихоньку. Нива-3

Что характерно для большинства кандалакшских развалин вообще - они не какие-нибудь там изгои на выселках. Они - полноправный член общества и элемент городского ландшафта. Они естественно и непринужденно соседствуют с вполне живыми и здравыми строениями. Нива-3 - не исключение

Более того, это самый удобный район для демонстрации сказанного. Соседство развалин и живых домов здесь выглядит особо эффектно, потому что Нива-3 - пожалуй, самый красивый район города.
И самый далекий от центра. По здешним меркам, конечно. "На Ниве-3? Нуу, это далекооо".
Три километра от центра, 5 минут на машине-автобусе-маршрутке, транспорт ходит исправно, да и пешком посильно.
Территориально район прилегает к КАЗу - Кандалакшскому алюминиевому заводу, самому богатому и живому на данный момент предприятию города.
Дома тут есть и старые деревянные, и скучные кирпичные коробки, но основная застройка, создающая общее настроение и эстетику, - уютные 2-3-этажные домики глубинно не совкового вида и духа.

В Москве есть очень похожие микрорайоны, говорят, что их строили пленные немцы после войны.
Очень может быть, что и кандалакшские домики построены немцами или, по крайней мере, по немецким проектам. Точно узнать не удалось, но пленные немцы в первые послевоенные годы в Кандалакше были. Строили тот самый КАЗ, рядом которым эти домики.
Часть из них пребывает в состоянии типично-кандалакшской обшарпанности, а часть даже весело и ярко покрашена. Веселые и яркие смотрятся совсем нездешними. Если принудительно сузить охват зрения, исключив из него окружающие помойки и развалины, то чувствуешь себя вполне в уютном среднеевропейском городке.

Но на принудительном сужении кругозора долго не проживешь. Так что показываю, как есть. Уютные домики и развалины точно таких же уютных домиков, соседствующие повсеместно.




Кандалакша, год 2015. Прям Спитак 1988, бля...



В прорехе виднеются трубы того самого алюминиевого завода

На котором, кстати, не то, что разрухи, а даже малейшей обшарпанности не наблюдается

Что, однако, не нашего ума дело. А нашего - маленькие миленькие домики. Еще живые и уже не.








Тут любезный читатель уже имеет право утомиться и сказать, что все понятно и уже хватит. Еще любезный читатель имеет право обвинить меня в некрофилии и спросить, зачем мне столько развалин, это патология какая-то.
Что сказать тебе, любезный читатель? Мне такое количество развалин низачем. Мне бы лучше, чтобы они все были живыми. Но оживить их не в моих силах, поэтому сохраняю хотя бы то, что от них осталось. Скоро не будет и этого.

Я ведь, любезный читатель, не один дом снимаю, наслаждаясь эстетикой безобразий. Это все разные дома. И все были живые.


Не только жалко, а еще и непостижимо для меня, зачем их было бросать, эти дома? При том, что жилье в городе нужно и регулярно строится новое. Почему-то кажется мне, что качеством похуже этого.

И ведь были, совсем недавно были эти дома живые и уютные, как нынешние






Некоторые брошены совсем недавно, еще даже не все стекла побиты...




В банке брусника. Выглядит вполне живой.


Лестницы во всех этих домах деревянные. И совершенно целые. Даже не скрипят.


Такая вот история. Завершу ее видом еще живого балкона

P.S. К слову. Как раз здесь, на Ниве-3, родился тот самый Веничка Ерофеев. Правда, с местом его рождения история туманная и за честь считаться таковым нынче соперничают несколько мест. Но очень похоже на правду, что это была таки Нива-3. Вполне в духе...