?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Как в... выглядеть на...

Развлекались мы тут просмотром "Дживса и Вустера". Кроме всяких известных достоинств и красот этого кино, очень бросились в глаза тамошние старики - английские аристократы начала XX века. Они там, в кино, один краше другого, и красота их не в отсутствии морщин и седин, а в достоинстве, с которым они держатся. Даже при самом буйном воображении невозможно представить, что кто-то из этих стариков (обоих полов) станет в любом виде озадачиваться вопросом, как ему выглядеть на ...цать лет моложе.
Еще - отношения молодежи со стариками. В фильме полно молодежи, юной, прекрасной и шалопаистой. Интересы молодежи то и дело входят в противоречия с интересами стариков. Старики требуют выполнения всяких глупых, с точки зрения молодежи, заданий и наоборот, запрещают делать то, чего молодежи сильно хочется. Ясное дело, молодежь пытается как-то свои интересы отстоять, Но при этом не теряя глубоко почтительного к старикам отношения. Молодые шалопаи реально своих старых тетушек и дядюшек и слушаются, и выслушивают, и ни на секунду ни в одном из них не проскальзывает раздражение, презрение и "чтоб ты провалился, старый пердун".

Когда что-то бросается в глаза, значит, оно не рядовое, не обычное, редко встречающееся. В нашей действительности редко встречаются полные достоинства старики и полная уважения к достоинству стариков молодежь. Почему это и откуда оно пошло? Откуда этот безумный культ молодости?


1    2

Понимаете да, что я тут пытаюсь выразить?

Достаточно простого обзора публикаций, заполняющих информпространство, чтобы явственно увидеть, какие возрастные рамки считаются достойными человека и ценятся в обществе. От 20 до 35. В крайнем случае, до 40. Совсем в крайнем случае ценным признают выглядеть на 50, но это уже только для 80-летних.

На одну публикацию, с нежностью и уважением рассказывающую о стариках - таких, какие они есть, приходятся сотни публикаций, прославляющих стариков исключительно за то, что они стариками не выглядят. Даже не так. За то, что они изо всех сил стараются выглядеть молодыми, вписываться в достойные жизни рамки 20-35. И восхищение публики тем больше, чем больше разница между тем, сколько человеку лет на самом деле и на сколько он выглядит.

В 80+ женщина вызывает восхищение общества, если выглядит так

1     2

3     4

Я безнадежно антиобщественный элемент, и у меня эти женщины никакого восхищения не вызывают. А вызывают содрогание и жалость. Пожалуй, именно в таком порядке.

Восхищение и уважение вызывают у меня те, кто не пытается в 80 выглядеть ни на 30, ни на 50. Кто не отрицает ни один из прожитых годов и не перестает считать себя человеком только потому, что ему сделалось больше 35-ти.

5   6

7

Но я тут в явном меньшинстве. Для большинства - чем моложе, тем ценнее. Стандартнейший аргумент в полемике на любую тему, ежели таковая полемика возникает между людьми с заметной разницей в возрасте, - "он/а мне просто завидует" (со стороны младшего в адрес старшего). Абсолютная убежденность, что меньшее количество лет всегда и непременно является поводом для зависти. И только так.

Вот откуда, как, почему и когда эта фигня возникла? Про эволюционное значение и репродуктивный возраст можно опустить, это я все понимаю. Но как-то всегда казалось мне, что, по мере развития цивилизации, в человеческом обществе возникают другие критерии, кроме чисто биологических.И как-то кажется мне, что еще несколько десятилетий назад такого оголтелого культа молодости не было. Или я что-то упустила?

Но точно помню, что лично мне в 20 лет не приходило в голову испытывать превосходство над более старшими товарищами на том основании, что у меня рожа глаже. Так же, как и сейчас не приходит в голову испытывать ни малейших сожалений о том, что мне уже не 20.

То есть в реальности-то у нормального человека с возрастом становится все больше оснований себя уважать. Потому что уже сделано то и это, с чем можно предстать перед вечностью, и это сделано (если сделано) именно мной, это моя заслуга, а не безадресный дар природы в виде той самой, всем вручаемой, гладкой рожи.

Тогда с чем же все-таки связана сверхценность молодости? С развитием и большей доступностью косметической хирургии? С общей тенденицей всего к одноразовости (пластиковая посуда, бумажные скатерти, машина, которая меняется через 3 года, приборы, в которых не предусмотрена возможность ремонта, а только выброса)? Вместе с вещами, служащими нескольким поколениям, исчезает и интерес, и уважение к истории, и склонность смотреть в суть, а не на глянцевую поверхность.

В общем, чего-то печально мне от таких модных веяний. И притом ведь стратегия-то заведомо проигрышная, обреченная. Нынешнему 20-летнему, до мозга костей убежденному в абсолютной ценности молодости, ему самому что же делать лет через 20-30? Когда он по своим же собственным меркам станет человеком последнего сорта, недостойным жизни? А ведь станет непременно. Никакой верой в сверхценность молодости не отменить того, что с каждой прожитой минутой каждый уходит от молодости все дальше...

Comments

( 13 comments — Leave a comment )
egor_13
Apr. 2nd, 2015 08:41 am (UTC)
Ничего на этот предмет не скажу... поскольку еще не стар, но уже явно не молод...
Но вот вспомнился такой анекдот, который имеет хотя и не прямое отношение к теме, но прямо в середку, хотя и по дуге.
Расспрашивают внуки дедушку про жизнь.
Он им рассказывает, что, вот, при Сталине успел пожить, коллективизация, потом голодомор, потом 37-й год, потом воевал. Потом Сталин помер, пришел Хрущев, кукуруза, скотину не дали держать, зато Гагарин полетел. Потом пришел Брежнев, колхозникам раздали паспорта, японское кофто жене, болгарский коньяк по 7 рублей, в общем, не жизнь, а малина.
- Ооо, как много повидал... А когда, дедушка, лучше всего жить было?
- При Сталине, внучатки!
- Как так: голод, война, культ личности...
- Дык МОЛОДОЙ же был!
(вариант: "так девки ж молодые были!" Но мне первый больше нравится)
alexandragor
Apr. 2nd, 2015 09:34 am (UTC)
Такие истории знаю вполне из жизни, а не из анекдота. Только ведь одно дело, когда человек сам про себя говорит "молодой был", а другое дело, когда общественность ему - "ты старый".
egor_13
Apr. 2nd, 2015 11:23 am (UTC)
>>Такие истории знаю вполне из жизни, а не из анекдота.
Конечно, это не совсем и анекдот. Равно как и... тьфу, позабыл, пока никак.

> Только ведь одно дело, когда человек сам про себя говорит "молодой был", а другое дело, когда общественность ему - "ты старый".
А это на самом деле связано между собой больше, чем может показаться...
alexandragor
Apr. 2nd, 2015 01:13 pm (UTC)
Вот не уверена. Старик, вспоминающий свою молодость, хоть с каким наслаждением или ностальгией, при этом не отрицает и прочие периоды своей жизни, и себя нынешнего - старика. А культ молодости именно отрицает все, кроме молодости.
egor_13
Apr. 2nd, 2015 01:18 pm (UTC)
вот именно ПОЭТОМУ он так и вспоминает... (а вот отрицает или не отрицает - вот это, похоже, как раз у кого как...)
alexandragor
Apr. 2nd, 2015 01:21 pm (UTC)
Конечно. Я только про тенденции и пропаганду.
sophia_kasitoo
Apr. 2nd, 2015 12:39 pm (UTC)
Мне кажется, тут просто совпало многое: и инстинкты, и навязчивая реклама, создающая образ, и быстрое изменение реальности, когда оказывается, что есть вещи, которым молодые учат старых.
И про инстинкты в нас - заметь, теток все сказанное в 100 раз больше касается чем мужиков. Т.е."серебристоспинность" свою значимость не потеряла вообще.
alexandragor
Apr. 2nd, 2015 01:17 pm (UTC)
"есть вещи, которым молодые учат старых" - подозреваю, что всегда были. Разве что не с такой интенсивностью появлялись. Так ведь и вещи, которым старые учат молодых никто не отменял. Если молодые не отказываются учиться, конечно. Мне-то, честно говоря, то, чему могут меня научить старые, представляется гораздо более важным, чем умение пользоваться айфоном, которому могут научить молодые.

ПВ говорит, что у лошадей статус кобылы в стаде с возрастом повышается, старые кобылы обычно становятся главными. А вот старые жеребцы, наоборот, никому не интересны. Это я без аналогий, чисто про лошадей:)
elen_koshh
Apr. 2nd, 2015 12:48 pm (UTC)
У меня вызывают содрогание живые мумии женщин зрелого возраста с экранов ТВ. Причем иногда их ровесницы, без макияжа, пластики и походов в фитнесс-клуб, выглядят моложе.
А гонка за вечной молодостью пошла из Америки. По моим наблюдениям до 90-х не было такого комплекса неполноценности в 40 лет. Дамы вполне нормально считали себя зрелыми и знали свое место в жизни.

alexandragor
Apr. 2nd, 2015 01:20 pm (UTC)
Вот! И у меня то же - содрогание.

И мне тоже видится, что это какое-то совсем свеженькое достижение, еще недавно у нас его не было. Из детства помню много женщин всех возрастов, достойных и красивых в каждом возрасте, никто не пытался молодиться. И, скажем, внуки - это была гордость тем, какая семья, какие дети выращены, а не ужасом "если у меня внуки, то я уже БАБУШКА, караул".
wozmitel
Apr. 2nd, 2015 04:54 pm (UTC)
Тоже мне задача.
- Как в 45 не выглядеть на 60, а в 50 - на 75. Вот в чём...
Или это только в России?
alexandragor
Apr. 2nd, 2015 05:04 pm (UTC)
Почему только? Думаю, ряд отсталых стран нас поймет.
livejournal
Apr. 5th, 2015 08:43 pm (UTC)
В продолжение темы культа молодости...
Пользователь ud0d сослался на вашу запись в своей записи «В продолжение темы культа молодости...» в контексте: [...] о было тут>> [...]
( 13 comments — Leave a comment )

Profile

tasha
alexandragor
Александра Горяшко
Website

Tags

Latest Month

April 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner