Александра Горяшко (alexandragor) wrote,
Александра Горяшко
alexandragor

Categories:

Консерв, превосходный во всех отношениях

Замысловатыми путями попала мне в руки статья И.Н. Арнольда "На Кандалакшской рыбной фактории" (1928). Замысловатость путей описывать не буду, но спасибо трем Александрам: А.Б. Цетлину, А.Черницкому и А.Махрову.

С характерной для меня в последнее время просветительской одержимостью я сочла правильным не только выложить эту статью на всеобщее обозрение, но и проиллюстрировать ее рисунками Генриха Фогелера, сделанными на описываемом предприятии в 1933-34 г. Особенно после того, как полюбопытствовала относительно биографии этого Фогелера, которая сама по себе вполне достойна отдельного рассказа. Подробности несложно найдут в интернете, ограничусь краткой справкой. Генрих Фогелер, немец, художник, учился в дюссельдорфской Академии художеств, член Коммунистической партии Германии. Его вторая жена Софья Мархлевская, дочь польского коммуниста Юлиана Мархлевского. В 1920-е гг. несколько раз ездил в СССР, в 1931 г. окончательно переселился в Москву. В 1941 г. был депортирован в Казахстан, где и скончался в 1942 г., в возрасте 70 лет, в колхозе «Будённый».

Про автора текста, напротив, информации почти нет. Иван Николаевич Арнольд (1868-1942), ихтиолог. Профессор ЛГУ (с 1934). Первым в России начал изучать озёрный планктон, питание и темпы роста рыб. Основоположник гибридизации и искусств. осеменения рыб в отеч. рыбоводстве. Да еще упоминание нескольких ихтиологических работ, вот все, что увидела при первом, поверхностном поиске.

В статье речь идет о работе Кандалакшского рыбоконсервного завода - первого на севере, открывшегося в 1925 г. и бесславно окончившего жизнь в 1990-е. Описания технических подробностей работы завода я оценить не в состоянии, полагаю, они будут интересны специалистам. Меня же совершенно покорила манера письма Ивана Николаевича. Язык у него вкусный, да и сам он кажется гурман.

"История рыбного консервного дела у нас не лишена оригинальности: южане начали с фруктов и томатов, а потом примазали, как побочное производство, и консервы из рыбы, благо овощное и рыбное сырье поступали на фабрики по сезонам! Вот и потянулись с юга, главным образом с берегов Черного моря (Одесса, Феодосия, Керчь), бойкой вереницей на все наши потребительские рынки все эти бесконечные «бычки в томате», «скумбрия-маринад», «султанка» и лишь изредка осетрина и белуга. Быстро установился трафарет, шаблон, потрафлявший невзыскательным требованиям закусочного стола.
...
Уложенную в жестянки рыбу заливают разными соусами: тут и томат с растительным маслом, тут и уксус, приправленный специями и луком, или, наконец, шпротное деликатесное масло; затем жестянки передают на закатный станок, самый неопрятный и неприятный для рабочих из всех станков, ибо центробежная сила, развивающаяся при вращении жестянки, и испытываемое ею при этом давление ведут к разбрызгиванию струй всяких соусов и деликатесного масла, и, того и гляди, обкатят вас с ног до головы, не пощадив ни платья, ни лица. Всевозможными приспособлениями, вроде жестяных кожухов и щитов, стараются выходить из этого неловкого «томатного» положения, но спрашивается, почему бы фабрикам, выпускающим подобные станки, самим не озаботиться соответствующими приспособлениями и усовершенствованиями закатных станков?
...
Единственное желательное новшество здесь могло бы состоять в устройстве особой камеры для провяливания сардин в струе нагретого воздуха, призванной заменить собою практикующийся здесь ныне норвежский метод холодного нодкапчивания. При последующем обжаривании провяленных таким образом (т. е. в струе нагретого воздуха) селедочек, мы убеждены, удалось бы избежать нежелательного шпротового привкуса кандалакшских сардин. Ведь уж если удается для этого нового производства добывать из-за границы настоящее прованское масло, то отчего бы не офранцузить до конца наших сардин, а то, знаете, все такие сардины подкопченные как то не вяжутся с понятием о настоящих сардинах.
...
Мы дегустировали 4 марки последних: в круглых жестянках с лимоном, в вине и особо пикантные перезрелые («на любителя») и в плоских тянутых низеньких прямоугольных коробочках в пикантном соусе. Консерв этот превосходный во всех отношениях и мог бы составить украшение самого изысканного стола и даже без традиционной водочки, что мы считаем, вообще, лучшей оценкой для любого закусочного консерва, ибо под водку сходят иногда далеко неважные консервы".


Статья целиком и с картинками здесь>>
Tags: Кандалакша, память и памятники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments