Игорь Сергеевич был учеником деда 45 лет назад. Все эти 45 лет он деда помнит, благодарит, ходит на его могилу. В кабинете Игоря Сергеевича висит портрет деда
Про деда я уже писала. Писала и про свою благодарность его ученикам, которые, по сути дела, деда мне вернули. Потому что когда он умер мне было всего 3 года, и я его почти не помню. А в семье - так уж, к сожалению, вышло - о нем никогда не говорили. Не придавали ему значения. Был там какой-то, на дудочке дудел, с учениками возился, ноты переписывал. Зарабатывал для семьи, и ладно. Это не произносилось, но это было такое ясно ощущаемое пренебрежение.
Только встретившись и поговорив с дедовыми учениками, я узнала, какой у меня был дедушка на самом деле, какой он был замечательный..
Но был еще один момент. В семье не только не говорили о деде после его смерти, его самого и дела его жизни как бы не существовало для семьи и тогда, когда дед был еще жив. Мой отец, ненадолго в жизни с дедом пересекшийся в качестве мужа его дочери писал мне: "Дома никогда и никаких разговоров о музыке не было. Самой музыки тоже".
Концерт в музыкальной школе, все те, кто на нем выступал и слушал, и те, кто сидели потом за столом, рассказывал и вспоминал, они все вернули дедушкину музыку, для которой не нашлось места в его семейном доме.
Огромная благодарность и низкий поклон вам, люди.
И отдельная огромная благодарность Игорю Сергеевичу Скородумову, который всю жизнь помнит и чтит деда и который придумал этот концерт, и Алексею Петровичу Сорокину, кларнетисту, зав.отделом духовых и ударных в школе Прокофьева, который концерт организовал.
Это был самый настоящий концерт. Даже программку напечатали
Текст с оборота программки:
Самуил Львович Трахтеров окончил 4 класса Реального училища в г. Бахмут. Там же начал заниматься музыкой на кларнете, самоучкой у музыкантов, игравших в еврейских ансамблях.
Служил в военном оркестре Донецкой дивизии ВЧК в качестве кларнетиста.
В 1925г. переезжает в г. Москву и поступает музыкантом в оркестр Московской Школы ВЦИК при Кремле. В 1926г. прослушивается у профессора Московской Консерватории по классу кларнета — С.В.Розанова, и тот рекомендует его для поступления в музыкальный техникум при МГК. В 1930г. поступает музыкантом в оркестр при Московском Ипподроме.
В 1930г. зачислен в МГК в класс профессора С.В.Розанова. В период с 1935г. до 1941г. работал в сценическом оркестре Большого театра и в духовом оркестре Радиокомитета, начал преподавать кларнет в Городском Доме пионеров у Покровских Ворот, а после учреждения ДМШ №1 им.С.С. Прокофьева стал преподавать там класс кларнета, организовал духовой отдел вместе с преподавателем класса трубы Анатолием Ильичем Базаровыми и был бессменным заведующим духовым отделом школы. Кроме того, по классу ударных инструментов был приглашен П. Штейман - артист оркестра Большого театра.
В этот период Самуила Львовича приглашают преподавать кларнет на факультете военных дирижеров при МГК. Во время войны он был с факультетом в эвакуации в Средней Азии.
В том же году, он был приглашен преподавать в Московское городское музыкальное училище им. М.М. Ипполитова-Иванова.
Среди выпускников и учеников С.Л. Трахтерова такие музыканты, как: композитор, народный артист СССР Э. Колмановский; солист оркестра театра Образцова Ю.А.Грамши; солист оркестров Большого театр и Радиокомитета В.Сахаров; солист-саксофонист оркестра Радио И.Высоцкий; солист-саксофонист эстрадного оркестра Радио Е. Журов; солист бас-кларнетист БСО им.Чайковского В.Ерёмин; солист бас-кларнетист Государственного Симфонического оркестр им. Светланова А.Набатов, один из лучших тенор- саксофонистов СССР, попавших в «Энциклопедию Советского джаза»; солист Московского Симфонического оркестра и оркестра Кинематографии В. Алексеев; солист оркестра театра Наталии Сац В.Гольтяпин; солистка Государственного духового оркестра России А.Камаева, в настоящее время преподаватель ДМШ им Гречанинова; солист эстрадного оркестра Радио — Г.Раев; солист Московского Симфонического оркестра А.Камышев, в настоящее время преподаватель ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова; солист РНО Е.Камышев, в настоящее время преподаватель ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова.
Кусочек публики. Не буду даже пытаться описать чувство, испытанное от того, что вот сидят люди и читают программку концерта, посвященного памяти деда, с его портретом на обложке.
Игорь Сергеевич Скородумов рассказывает о деде.
На сцене елка и дедов портрет. Он так явно слушал всех выступающих, казалось, у него даже выражение лица менялось...
Не знаю, что больше всего понравилось деду, а мне вот этот, последний номер - сюита "Еврейские танцы". Он, вдобавок к биографии и музыке, вернул еще и дедову национальность, которой в семье тоже стыдились и предпочитали скрывать.
Конечно, это надо слушать, а не на картинке смотреть. И я очень надеюсь, что скоро смогу еще раз послущать сама и дать послушать вам. Концерт писали на видео, обещали прислать.
Среди множества дедовых учеников была одна-единственная девочка, Алла Камаева. Вот она
и дедов ей подарок
Девочка надежд не обманула, стала солисткой Гос.духового оркетсра России.
Потом было еще застолье, но на нем уж вовсе фотографировать было неловко и некстати. И слова, которые там говорили, перессказать не берусь. Но меня благодарили (меня-то за что?!) не только прямые ученики деда, но и ученики его учеников, и ученики учеников его учеников, его внуки и правнуки в музыке. Они помнят его, они любят его, и они учат своих учеников так, как когда-то учил он.