С прошлой поездки запомнилась эта картинка. Не музей. Крыша частного гаража на одной из улиц Мышкина
Предстоящая паромная переправа несколько пугала: мы не знали ни расписания, ни цен, ни того, влезет ли на этот неведомый паром наш тяжеловесный транспорт. Но Мышкин манил, и мы решились. Мышкинская легкость началась с парома, все оказалось на удивление просто.
.
.
Въезжаем на паром. За машину берут рублей 200, за тележку - 80. Люди на пароме катаются бесплатно. Он огромный, перевозит технику, по сравнению с которой мы - пигмеи. Ходит каждый час, вся переправа занимает минут 15. За эти 15 минут мы пытаемся успеть поесть, покормить галку, которая тоже переправляется на другой берег на борту парома, увидеть, как тут все устроено и сфотографировать Мышкин
.
Успеваем едва-едва, и уже пора съезжать. Через строй людей и машин, стоящих в очереди на обратный рейс
.
И начался Мышкин... Рассказывать о всех интересностях которого я не буду - это нереально и не нужно. У Мышкина есть куча веселых и информативных сайтов. А буду говорить про свои личные мысли-впечатления и украшать всю эту субъективность картинками.
Мысли первая и вторая. Во-первых, я призываю всех посетить Мышкин. И, сразу же во-вторых, - я призываю ни в коем случае не посещать его обычным "туристическим" образом, по схеме "заскочил, везде для галочки отметился, уехал". Для того, чтобы даже просто увидеть все замечательное, что есть в Мышкине, нужно несколько дней. Неделя - минимум, на мой вкус. И притом, в несезон. Когда все не будет заполонено как раз теми самыми туристами для галочки. А несезон - это точно не лето. Я бы сказала, в период от поздней осени до ранней весны. Когда на Волге лед, не ходит паром и не ходят туристические теплоходы. Тогда вы действительно не только успеете посмотреть все, что есть в Мышкине, но и понять, почувствовать, пообщаться... И, скорее всего, влюбиться.
Начинаем травлю примерами. Вот комплекс "Мышкинский народный музей".
.
По самым минималистическим подсчетам в него входит 9 музеев. На самом деле их больше и сосчитать их трудно. Потому что устроено это так. На очень небольшом клочке земли стоит здание - это, скажем так, музей краеведческий. Полный вот такого...
Просто куча всякой вкусной бытовухи
..
Телефонная станция Мышкина. Конец 19 века. В городе было 12 частных телефонных аппаратов.
.
И много-много еще.
Только здесь можно (и хочется!) провести целый день, все это разглядывая и изучая.
К этому зданию примыкает двор, также заполненный экспонатами - и под открытым небом и в отдельных, скажем так, павильонах, хотя слово "павильон" тут совсем не годится.
Музей соли. Всего лишь немного информации о добыче соли и торговле ею, плюс огромная коллекция солонок разных времен. Но как интересно и симпатично!
Хозяин музея Петрович сидит в тачке, в которых перевозили соль при разгрузке баржи на пристани.
За вход в такие мелкие музейчики денег отдельно не берут и никаких смотрителей там нет.
.
..........................
В этом дворе тоже можно пробродить целый день, делая все новые открытия. А вот двор будто бы кончается, доходишь до забора, а на нем видишь такое
И туда, конечно, тоже сразу хочется. Кстати, и о ценах. Все музеи в Мышкине очень недорогие. 50 руб. - это самый дорогой из встреченных билетов.
Как видите, два дня мы насчитали сходу, не сходя, так сказать, с места.
Если же мы с места сойдем, то пойдем по городу. И обнаружим, что, несмотря на его весьма скромные размеры, просто ходить по нему хочется еще как минимум один целый день.
Одни таблички на домах чего стоят..
..
Как видите, два дня мы насчитали сходу, не сходя, так сказать, с места.
Если же мы с места сойдем, то пойдем по городу. И обнаружим, что, несмотря на его весьма скромные размеры, просто ходить по нему хочется еще как минимум один целый день.
Одни таблички на домах чего стоят..
..
Их гораздо больше, конечно. Только и скачешь от одной к другой. Но и дома без всяких табличек не менее интересны
..
Однако и этим дело не окончится, потому что, гуляя по городу, вы будете все время натыкаться на новые музеи. Например, на "Музей живых ремесел". Он хорош и при беглом осмотре, но совсем другое дело, когда можно там неторопливо потусоваться. К примеру, в прошлый наш приезд еще маленький тогда Федор запал на кузнецов. И в течение недели мы каждый день по несколько часов проводили в кузнице. Они его учили ковать, а деньги дня со второго или третьего брать как за "мастер-класс" перестали. Потому что "неудобно, вы уже вроде как свои". Ну, и время у них было, т.к. не было потока экскурсантов. И еще мы с ними разговоры разговаривали.
Иначе никогда бы и не узнали, что вот этот кузнец - бывший московский учитель
..
а этот и вообще в прошлом опер убойного отдела!
..
А вот этого дядечки в прошлый наш приезд не было, он только 1,5 года как переехал в Мышкин. Сначала это выглядело просто как посещение столярной мастерской, что уже было интересно. Рассказ об инструментах, собранных по старым мышкинским домам, среди которых есть и века 19-го, показ, что этими инструментами можно сделать. (Совершенно не склонный к ручному труду Федор слушал и смотрел завороженно).
А потом еще оказалось, что у дядечки коллекция старинных граммофонов-патефонов. И он их все заводил, и рассказывал, как они устроены, и как появились и эволюционировали. Звук у них, оказывается, потрясающий! И коллекция пластинок разных жанров. Оказывается, грамофонные платинки у нас выпускались аж до 1969 года!
..
..
В довершении всего выяснилось, что дядечка сам делает инструмент, о котором я до того слыхом не слыхивала, хотя появился он аж в 12 веке. Называется "колесная лира" или "органиструм". Желающие могут почитать в инете.
..
.
Вот на такой самоизготовленной лире дядечка нам играл и пел. А голос у него! А звук у лиры!.. Это я к тому, что часа два мы точно у него провели. И это только одна комнатка только одного музея..
А вы ведь еще на всякие музеи будете натыкаться. На музей валенок, например
..
Вот на такой самоизготовленной лире дядечка нам играл и пел. А голос у него! А звук у лиры!.. Это я к тому, что часа два мы точно у него провели. И это только одна комнатка только одного музея..
А вы ведь еще на всякие музеи будете натыкаться. На музей валенок, например
..
А потом окажется, что из него еще вход в музей льна...
И, кстати, в какой-то момент вам захочется поесть. Поесть можно в нескольких местах, но на ресторан "Мышеловка" вы соблазнитесь почти наверняка, даже если не любите рестораны. И правильно сделаете, что соблазнитесь.
..
Унитаз в мышеловке. В первый раз пользоваться немного страшно. Фиг ее знает, вдруг она сработает..
Паша изучает действующую модель самогонного аппарата. Рядом "сырная" колонна. Из дырочек торчат мышки.
..
Мышь, героически раздвинувшая прутья мышеловки, над входом в ресторанный зал. И бесплатный сыр, который действительно, как и обещают, дают только в этой мышеловке.
..
В общем, вы поняли. Меньше, чем за неделю тут никак не управится.
Мысль третья. Меня не оставляло ощущение, что все в Мышкине сделано с легкой руки какого-то одного человека. Очень увлеченного, веселого, легкого и, извиняюсь за выражение, креативного. И я все пыталась этого одного человека обнаружить. Однако он так и не обнаружился. Все изыскания приводят к тому, что Мышкин стал таким, каким стал, благодаря нескольким людям.
Илья Борисович Медовой - автор идеи создания единственного в мире Музея Мыши. Обладатель "Ордена Мыши" за заслуги перед Мышиным отечеством. Почетный гражданин г. Мышкина. В миру - публицист, 1951 г.р.. Окончил факультет журналистики МГУ. Главный редактор ежемесячного журнала «Родительское собрание» (приложение к газете «Московские новости»). И больше ничего о нем найти не удалось. Если вдруг кто знает - подскажите!
Владимир Александрович Гречухин - житель г. Мышкина, главный мышелюб России. Член-корреспондент Российской академии наук и искусств. Почетный гражданин города. Благодаря ему крошечный Мышкин стал заметной точкой на карте России, известным городом классической провинции (так он представлен в музее). Краевед, автор книг по истории края. Основатель Мышкинского Народного музея.
Д.С.Лихачев очень благоволил Мышкину, хотя так и не успел в нем побывать. Но на протяжении нескольких лет состоял в переписке с В.А.Гречухиным, поддерживал городсские проекты по линии Фонда культуры, писал о Мышкине, рекомендовал его всем. "Петербург меня всегда интересовал и интересует, он неисчерпаем, в нем всегда открываешь что-то новое, но это не означает, что я его люблю. Любишь — это когда страдаешь за это место. Я, например, никогда не был в городе Мышкине. И уже, наверное, не попаду в него, — но я люблю этот Мышкин: и название его мне нравится, и положение, и виды его, которые я знаю по фотографиям. Я знаю о нем, я переживаю за его судьбу. А за Петербург переживать уже нечего..." (1998). Д.С. Лихачев - почетный гражданин г. Мышкина, автор идеи Ордена Мыши.
Б.Ш.Окуджава тоже дружил с Музеем Мыши и поддерживал его, в музее есть подаренные Окуджавой мышки.
.
В общем, одного человека обнаружить как-то не получается. А ощущение одной руки, одного почерка, удачно подхваченного другими, все равно не оставляет.
Мысль четвертая. Как же все-таки получилось, что среди сонной и инертной среднерусской провинции вдруг родилось такое чудо, как Мышкин? (Говорю именно о среднерусской современной провинции, а она действительно начисто лишена и инициативы, и веселья, и легкости, и кооперабельности). У меня слишком мало информации, чтобы делать серьезные выводы, но подавляющее большинство интересных и инициативных людей, с которыми я сталкивалась в Мышкине, оказывались приезжими из других (и не провинциальных) городов. В списке авторов и соратников идеи города - та же картина. Другое дело, что среди коренного населения Мышкина нашлись люди, способные идею подхватить и развить...
----------------------------------------
И.С. Аксаков "Письма из провинции": «... Мышкин - на Волге и населился выходцами из крестьянского торгового сословия, лучшего в губернии, самого предприимчивого, промышленного, трудолюбивого. В этом городе капиталистов больше, чем в Угличе, даром что в Угличе 10 тысяч жителей, а в Мышкине, который всего 30 верст от него, - 700. В Мышкине купцы богаты, имеют прекрасные дома, живут дружно между собой... Внутренней торговли нет почти никакой, и все купцы ведут оптовую торговлю. Одних яиц из Мышкина отправляют купцы в Петербург до шести миллионов! Впрочем, и крестьяне всей этой стороны (большей частью графа Шереметьева) очень богаты и ведут большую торговлю».
Петр Арсеньевич Смирнов - создатель русской водки - уроженец деревни Каюрово Мышкинского уезда.