?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Неподалеку от Кандалакши (в местном понимании неподалека), в деревне Нильма, есть широко - и даже, пожалуй, международно - известное место, Дайв-центр "Полярный круг".
Поскольку оно реально широко известное, то вы можете спокойно дальше ничего не читать, а идти на их сайт, а также смотреть многочисленные статьи в сети. Еще имеются группы в ВК и ФБ, так что информация представлена в виде на любой мозг вкус.
Но если вам лениво самим выискивать информацию или интересует мой извращенный взгляд на мир, тогда welcome.

Предупреждение. Ниже преимущественно текст для чтения. Фоток будет мало и плохие по ряду причин. Да я особо и не надрывалась. Уж чего-чего, а отличных фоток Нильмы в интернете пруд-пруди. Из них самые эффектные, пожалуй, эти

nilma

Еще фото из той же серии>>
Безусловный плюс этих фотографий, что они не фотошоп и не фотосессия очередной модельки, а реальное плавание в минусовой воде Нильмы с тамошними белухами Натальи Авсеенко, чемпионки мира по фридайвингу.
Единственный минус этих фотографий - собственно про Нильму и белух вы из них ничего не узнаете.

А нам, как обычно, приперло все узнать лично. Летом было не выбраться, да и народу там летом как белух в проруби сельдей в бочке. А нам же ж подавай тишину, пустоту и никаких ненавистных туристов. И вот тут как раз все сошлось. Тур.сезон уже точно кончился, у детки каникулы, на пятки наступают устрашающие два месяца тьмы, в которые ездить совсем не в кайф. В общем, мы рванули....


1. Теоретически приехать в дайв-центр можно в любое время года. Но! На сайте предупреждают, что если желаете увидеть белух или поплавать с ними, то непременно сперва звоните и/или пишите. Надо согласовывать время, оно зависит и от времени кормежки белух (а оно изменяется!) и от наплыва туристов.
От себя добавлю: звоните/пишите заранее. М.б. в разгар сезона оно и иначе, а когда начала звонить я, то оба указанных на сайте телефона отзывались только бодрыми голосами автоответчиков. И только на мейл пришел ответ хоть и не мгновенный, но все же в течение 1 дня. И уж по мейлу мне сообщили отсутствующий на сайте телефон реально сейчас находящихся в Нильме людей. И только благодаря этому у нас все срослось.
Мораль. Экспромтом в Нильму лучше не приезжать. В тур.сезон можете пролететь из-за количества народу, в мертвый сезон можете пролететь из-за незнания времени кормежки, к которому приурочены экскурсии.

2. Дорога. Она сравнительно подробно описана на сайте. Поворот с трассы Питер-Мурманск на указателе "Полярный круг 7", поворот достаточно очевидный. Расстояние, правда, везде указано в расчете на движение с юга. При движении с севера оно такое:



Внимание! Это расстояние только до съезда с трассы. Далее вам предстоит проехать 28 км по дороге, которую в письме мне охарактеризовали как "разбитая грунтовка". О ней ниже.

Еще раз внимание! На этом же повороте внешне самое обычное придорожное кафе, в которое советую заглянуть и даже заложить в график лишние пол часа на его посещение. Именно пол часа, а не 5 минут, там еду готовят, а не греют. Я его не сфотографировала из-за погодных условий, но в сети фоточка нашлась. От тех, кто, подобно нам, восторгнулся: "Реально домашняя кухня с большими порциями и большим содержанием мяса в основных блюдах. Еще там есть фирменные оладушки – лучшие на российских трассах".
Чистая правда!



3. Дорога от трассы до Нильмы.
Значит, "разбитая грунтовка". Заранее мы по ее поводу не напрягались, нам ли грунтовок не знать. В самом начале этой грунтовки я даже за нее обиделась. Чего это ее назвали разбитой? Отличная дорога, шоссе почти что.

2

Попытка сфотографировать "почти что шоссе" на ходу и через дождь.

Дождь был первым, чего мы не учли. Из Кандалакши выезжали по сырому, но снежку, и будущее выглядело оптимистично. Дождь начался примерно на пол дороге к заветному повороту "Полярный круг 7" и к моменту подъезда к кафе лил как из ведра. Отчасти поэтому и было решено в кафе заглянуть. Время приготовления блюд и их вкусность стали вторым, чего мы не учли. В кафе мы провели минут 30-40, потратив таким образом страховочный запас времени, который предусмотрительный и осторожный ПВ всегда закладывает в график.
В итоге к моменту выхода из кафе мы имели 1 час до нужного времени прибытия и 28 км дороги впереди, о которой нас честно предупредили, что "проехать можно, но скорость по ней 20-30 км в час".
ПВ волшебно преобразился в джигита и развил крейсерскую скорость в 40 км/ч. Меж тем, дождь лил. Дорога сужалась и извивалась. Наполовину она состояла из луж, которые, в свою очередь, наполовину состояли из льда. Все это перемежалось камнями. Также на дороге имелись мостики, причем по телефону нас предупредили, чтобы на втором из них мы были осторожны. Заметили мы этот мостик и притормозили в последнюю секунду. Хорошо, что заметили...

3

40 минут гонки по такой дороге оставили незабываемые впечатления. Главными из них были неконтролируемые мотания тушки по салону и волны из луж, то и дело заливающие ветровое стекло. Как ни странно, мне удалось еще заметить, что проезжаемые окрестности очень хороши, а также что на протяжении дороги периодически заботливо прибиты указатели в Нильму. Так что заблудиться там шансов почти нет. А вот влететь в автонеприятность - вполне. Так что не повторяйте наших ошибок и относитесь к последним 28 км до Нильмы уважительно. Рассчитывайте время с большим запасом. Особенно, если едете на легковушке. У нас брутальный ленд-ровер с уклоном в колхозный трактор, и то...

Среди многочисленных услуг "Полярный круг" предлагает и трансфер из самых разных пунктов.

27

Прежде, чем начнете возмущаться ценами, проедьте по этой дороге сами. Возмущение резко уменьшится. Когда будете ехать, прикиньте, что по этой же дороге завозится в Нильму любая досточка, тряпочка, гвоздик и булка. Цены на жилье и питание там тоже перестанут казаться непомерно высокими.

4. На месте.

4

Мы успели. Приехали минут за 20 до начала кормления зверей. Правда, после полученной в дороге порции адреналина я уже готова была объявить, что норма впечатлений на сегодня выполнена и можно поворачивать обратно. Но это было бы совсем глупо. Тем более, дождь чуть-чуть поутих.
В ожидании встречи с белухами немножко поозирались. Даже сквозь дождь и в начинающихся сумерках бросалась в глаза благоустроенность территории и продуманность всего на свете. Пожалуй, "Полярный круг" самое благоустроенное и продуманное стойло место для туристов, которое мне приходилось видеть в этих краях. Учитывая его отдаленность и вышеописанные трудности, такой комфорт вызывает уважение, переходящее в трепет.

5

6

  

Забота об эстетике помойки - лучший критерий хозяйства.

5. Главный аттракцион

Он, т.е. белухин дом, располагается метрах в 500 от основной базы с жилыми и служебными домами, в соседнем заливчике. Дорога выложена деревянными мостками, ширина и качество которых вызовут неконтролируемый приступ зависти у всякого, бывавшего в заповеднике.



Следующий приступ зависти вызовут плавучие боны (вот те, голубенькие), за которые аборигены сильно извинялись, как за меру временную. Шоб у нас все временные меры были такого качества...



Ну и вот, собственно. По краю этого водяного загончика тоже мостки. Пройдя по ним попадаем на небольшую площадку без перил, с которой происходит глазение, кормление, дрессировка и хватание руками.

11

Нижеследующие фотографии определенно ни для кого, кроме меня, интереса не представляют. (Тем более, меня тут недавно поругали старшие товарищи, что заставляю, дескать, народ смотреть на некачественные фотки. А я же не заставляю!). Да и для меня представляют интерес чисто исторический.

За хорошими фотками (притом с содержательными описаниями и белух, и всего остального) идите к другим людям:
"Полярный круг" в феврале>>
"Полярный круг в августе">>
С белухами и аквалангом>>

А у нас было 1) сыро, 2) сумеречно и 3) от первого же снимка со вспышкой белухи от нас шарахнулись на глубину. Правда, нам велели по этому поводу не суетиться, ибо жизнь белушья в Нильме обязывает к терпимости. И это было бы для меня весомым аргументом, если бы не сопровождалось информацией, что у белух зрачок от света не сужается, поэтому-то вспышка им столь неприятна. После этого просто рука не поднималась слепить их вспышкой, это ж чистый садизм. Со вспышкой сделано кадра три, остальные уж как есть.

Сейчас в Нильме две белухи-девочки. Варя и... забыли мы. В общем, Варя и не Варя. Каждая лопает за день по 12 кг рыбы и сама весит 600 кг. Это потому, что они еще маленькие. Вырастут, будут 2 тонны.

12

Всякие штуки показывать они тоже еще только учатся. Но уже умеют приносить апорт и крутиться-танцевать.

13

14

15

И пускать фонтанчики, конечно))

16

17

18

Но вот этот исторический момент пришлось все же вспышкой осветить. ПВ, имеющий привычку совать руки куда ни попадя, дорвался до белухи.

19

20

На этом мои говнофотки белух заканчиваются. Потому что, кроме погод и вспышек, чтобы снимать надо ведь было от них отойти, а это оказалось совершенно невозможно. Девочки налопались рыбы и потом мы их просто гладили. Особо продвинутый ПВ изнутри, а мы с деткой традиционно за ушком чесали.

Вот удивительно. Вроде и резиновые они, и холодные, а вода так вообще ледяная, но оторваться от этого процесса невозможно. Какое--то получается с этими инопланетными зверями такое близкое и душевное общение. Без слов, без мимики. Фиг знает, за счет чего, а получается. И они от нас не уплывают, все подсовывают и подсовывают морды, и нам от них никак не оторваться.
Это к вопросу о прелестях Нильмы вообще и о дополнительных ее прелестях в несезон. Не так много на свете мест и моментов, когда можно вот так до опупения гладить белух.

6. Напоследок.

Напоследок нам немножко показали устройство жизни на базе изнутри. Оно опять же есть на сайте, но для совсем ленивых.

Если надумаете в Нильме остановиться, будут качественно кормить и даже поить.



Все по-честному, имеется лицензия на продажу алкоголя. Поэтому надо соблюдать все условности.
Также из объявления следует, что в Нильме часто бывают иностранцы. Так оно и есть.

Общая типа гостиная, она же при надобности лекционный зал (в "Полярном круге" проходит много образовательных программ).

22

23

Жилая комната. Имееься разных классов. В тех, что покруче, собственные душ-сортир.

24

Сувенирная лавочка внизу, информация, стойка администратора

25

И еще одна мелкая, но красноречивая деталь

26

Умилившись которой и пообещавши приехать еще мы отправились в обратный путь.
Дождь к этому времени кончился, зато стало совсем темно (17 ч), лужи с дороги никуда не исчезли, а чтоб не вздумали расслабляться, добавился густой туман.
Больше всего обратные 28 км до трассы я боялась, что мы не заметим в темноте и тумане тот самый мостик. Но я пишу эти строки, из чего следует, что ПВ за рулем не только лих, как джигит, но и зорок, как орел!


Кому уж совсем лениво читать про наши сомнительные приключения и впечатления, те могут посмотреть совсем коротенький фильм про Нильму здесь>>
и чуть более длинный, зато намного более информативный фильм про Нильму и про Машу, которая работает с белухами и работала с нами>>

За что ей большое спасибо, которое мы даже толком сказать не успели, так быстро Маша скрылась во тьме.
СПАСИБО, МАША!

Comments

( 8 comments — Leave a comment )
morita
Nov. 4th, 2014 08:29 pm (UTC)
а..мы по другой дороге ехали!нам навигатор указал другой хитрый поворот,не через отворотку на Полярный круг,а несколько в стороне-вот там я заочковала,ибо это были глухие лесные перди и реально грунтовка с огромными камнями+брод через ручей.А потом из этой благости мы выезжали на станционный поселок,переезжали через ж\д и уже выходили на почти шоссе)
alexandragor
Nov. 5th, 2014 01:41 am (UTC)
Вот еще один резон предварительно созваниваться! Вам про дорогу все подробненько рассказывают. Да и на сайте у них схема есть. Навигатор в таких делах не самый надежный советчик)
ia_bird
Nov. 4th, 2014 09:27 pm (UTC)
Че-то я не поняла наезд про говно-фотки (терпеть не могу это слово - от него веет нездоровым самовлюбленным снобизмом как-бы-фото-"профессоналов"). Твой жж - что хочешь, то и делаешь. А кому не нравится - пусть не смотрит.
Мне вот все очень нравится!
Но руку в пасть белухе я бы ни в жисть не засунула!
alexandragor
Nov. 5th, 2014 01:47 am (UTC)
У ей там нет зубов)) Т.е. есть, но какие-то совсем невыразительные еще у этих девочек, по малолетству. А даже когда и у взрослых, все равно невыразительные. Они пищу/рыбу не жуют, а целиком заглатывают. Так что движения кусать-рвать вообще не знают. Зубы нужны только чтобы рыбу придерживать и поправлять, если не тем концом пошла)) А в пасти у них самая чувствительная зона, остальная-то шкурка толстая. И им нравится, когда там гладят))

Ну, наезд, п.ч. ведь и правда дождь и темень, что уж тут снимешь. А укорили меня вполне реально. Я тож говорю "не нравится - не смотри". А мне отвечают: "как же не смотри, когда ты сама говоришь: вот посмотрите!"
nargis969
Nov. 5th, 2014 03:50 pm (UTC)
Супер рассказ. Мне все твое нравиться и тем более фото. Делай их пожалуйста всегда и везде. Про джигита в 40 км.ч даже улыбнулась. Скорость ПВ предельна , насколько я помню, 60 км\ч!! Но в темноте , я вообще избегаю ездить. В этом ПВ респект!! Какие вы умнички ...всё в дороге и дороге!!! Еще раз спасибо ПВ!!! Без него бы никак!!
alexandragor
Nov. 5th, 2014 03:54 pm (UTC)
Ну, ты нас обижаешь! По нормальным дорогам он сотню ездит спокойно. Но на той дороге, да со всеми обстоятельствами, 40 реально ощущались как 200. Очень страшно было. Я даже в какой-то момент робко попросила замедлиться, но мне в том было отказано. Ибо опоздали бы иначе. А в темноте мне страшно даже на пассажирском месте сидеть. Как он ведет, не понимаю. Темнота+густой туман+незнакомая, лесная, колдобистая дорога. Б-р-р.
Спасибы твои передам. И тебе спасибо. Ты же в теплых краях сейчас? А нас не забываешь))
nargis969
Nov. 5th, 2014 06:53 pm (UTC)
неее,вас люблююю и не забываю.!!!. каждый вечер традиция-чтение твоего ЖЖ. Грущу когда нет новостей. Мы были сегодня в Мцхети. фото пришлю в почту емли интересно.
alexandragor
Nov. 5th, 2014 07:20 pm (UTC)
Конечно интересно. И я серьезно говорю, что рассказ о путешествии по церковным местам Грузии был бы и для сайта интересен.

Прости, что новости не каждый день. Но каждый день ну никак не устроить приключения, надо же и работать иногда:))
( 8 comments — Leave a comment )

Profile

tasha
alexandragor
Александра Горяшко
Website

Tags

Latest Month

December 2020
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Comments

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner