Александра Горяшко (alexandragor) wrote,
Александра Горяшко
alexandragor

Categories:

Ищу пастора Оскара

Достоверно - ну, или почти достоверно - о нем известно только то, что он был. И что в его честь названа бухта Оскара в Дальних Зеленцах (северолюбы хорошо знают это место)
А вот когда она получила это имя, тоже не знаю. Но на фото 1936 г. подписана уже так

oskar
Вид на губу Оскара. Июнь 1936 г. Фото П.В.Ушакова

Вся остальная информация о пасторе по имени Оскар у меня от Энгелины Абрамовны Зеликман, работавшей в Дальних Зеленцах в 1953-64 гг.

Откуда название «Бухта Оскара»? Вы не знаете? Вы что-нибудь знаете о русско-норвежских отношениях и заселении этого берега норвежцами? Еще в царское время норвежцы были очень заинтересованы в хозяйственной деятельности на этом берегу. И были соглашения официальные между норвежскими и царскими местными властями. Поэтому на Кольском полуострове было много норвежцев. Все эти норвежцы, в основном норвежцы, хотя там встречались шведы и финны, они несли, так сказать, цивилизаторскую функцию. Они были инженеры, судостроители, учителя. Обязательным условием разрешения на работу было знание русского языка. И они многое сделали для расширения судостроительного производства. Потом их всех выгнали в знак благодарности…
Так вот Оскар, от которого, к сожалению, осталось только имя, был врач и протестантский священник одновременно. И в бухте Оскара стоял его дом. И похоже на то, что человек он был замечательный. Он там всех крестил. Попа православного там не видали с 1917 года, и Оскара там приняли как человека отпевающего в смерть и, так как он был врач, он принимал роды, выдавал метрики, крестил.
Ведь никакого другого механизма крещения просто не было. Крестил он в протестантскую веру. А если хочешь, то в православную, это зависело от того, как ты ему скажешь. Книги крестильные у него были разные. Я все допытывалась, какова была литургия, но там не было достаточно грамотного человека, чтобы это описать. Одновременно он был учителем и дипломированным врачом. Был он чистокровный норвежец и имел разрешение служить в церкви и быть врачом от советского правительства тоже. Он же и крестил, то есть именовал людей. Поэтому у меня была уборщица по имени Венера, лаборантка по имени Муза, ее сестра, уборщица, Ида, а их младшего дядю звали не как-нибудь, а Геракл. И на побережье среди старшего поколения в массе были имена европейские. Жан, Грегори, еще что-то такое. Это те, кого крестил отец Оскар. Пользовался он непререкаемым моральным авторитетом. Его знало все побережье. Он был разъездной врач. Он принимал вообще все роды там. И писал метрики. Никто этих имен не стеснялся, у них уже были советские паспорта с этими именами. Потому что паспорта выдавали по метрике. Эти метрики признавали. Так, кстати, было на всем побережье Мурмана.

Фотографий его мне нигде ни у кого не удалось увидеть, я искала. Говорили о нем замечательно.

По-видимому, он был до 1938 года. Мне говорили, что в 1937-39 гг. лишили права хозяйствования и проживания всех иностранцев. И он попал под этот удар. А он работал лет 25 или 30 там.

Изгнала Оскара советская власть. Тогда же, когда она изгнала всех норвежцев и финнов с побережья. И вот тут я оставляю вам поле для исследования. Я не помню, когда это происходило, во всяком случае в 29-31 гг. это происходило точно. Тогда советская власть решила избавиться от иностранцев. А иностранцев там было много. И это были не какие-нибудь наймиты и случайные люди, это были крестьяне и рыбаки, издавна жившие там. Норвежские граждане, финские граждане, бывали и шведы, их было довольно много. Мне рассказывали, что там были школы или школа, где преподавали русский язык, семилетка. Что там, благодаря этим людям, был какой-то морской техникум… Не в Зеленцах, но на побережье. Отменили все местные названия… Я сама видела морские карты русского издания, где еще были норвежские названия. Было соглашение между Россией и может быть всеми тремя скандинавскими странами, а может быть, только с Норвегией, о праве рыболовства, поселения… Потом советские это одномоментно и односторонне разрушили и всех выгнали. То, что они при этом разрушают хозяйство и очень хорошо налаженный быт, транспорт и так далее, это их не беспокоило.


Вот про этого замечательного Оскара очень хочется найти информацию. Понимаю, что по хорошему надо ехать рыться в Мурманских архивах, но это сейчас никак. Потому пока отправляю вопрос в мировое пространство. Из которого, бывало, самые удивительные люди вдруг возникали и отвечали на самые странные мои вопросы.

Да, попытки искать в интернете ничего конкретного не принесли. Вот разве что статью
В. И. Мусаев. Институт истории РАН, Санкт-Петербург. Финская и норвежская колонизация Мурманского берега (вторая половина XIX – начало ХХ в.). Там фигурируют несколько пасторов, но они не Оскары

Для исполнения духовных треб в финские колонии на Мурмане первое время приезжали пасторы из Финляндии, однако архангельские губернские власти с подозрением относились к этим приездам, опасаясь, что финские лютеранские священники будут заниматься не только духовным призрением своих соплеменников, но и пропагандой среди местных православных. В 1889 г. Министерство внутренних дел запретило проповедникам из Финляндии посещение Мурманского берега, а колонисты-лютеране в духовном отношении были подчинены ведению Архангельского лютеранского прихода15. Это решение, однако, вскоре было признано неудачным как Архангельским приходом, так и Евангелическо-Лютеранской генеральной консисторией. Последняя для временного решения проблемы организации богослужений считала необходимым командирование на Мурманский берег «одного из проповедников Ингерманландского округа, владеющего как русским, так и финским языками». В 1890 г. генеральная консистория возложила это поручение на члена С.-Петербургской лютеранской консистории пастора Отто Рокканена. В течение нескольких лет лютеран Мурманского берега для ведения среди них духовной работы посещал Рокканен, затем пастор прихода Колтуши Пааво Ватанен, а средства на их приезды отпускались из финляндской казны. Во второй половине 1890-х гг., однако, эти визиты прекратились вследствие приостановки их финансирования. Жители колонии Уура жаловались посетившему их журналисту из Оулу А. В. Эрвасти на то, что в духовном отношении они оказались совершенно заброшены и что ситуация может привести в конечном итоге к тому, что они обратятся в православие. Строительство часовни, начатое в колонии еще в 1873 г., так и не было закончено.

В 1899 и 1900 гг. архангельский губернатор ставил вопрос об образовании самостоятельного лютеранского прихода на Мурмане, однако возражения против этого высказывались со стороны архангельского епископа, который, не возражая в принципе против основания лютеранского прихода, считал, что одновременно с этим необходимо «усилить пастырский надзор за православными жителями Мурманского побережья», и не хотел давать разрешение на открытие лютеранского прихода до основания православных приходов в Печенге и Титовке18. В августе 1901 г. по предложению МВД было, наконец, разрешено образовать для колонистов-лютеран Мурманского берега особый приход со своим пастором. Ввиду отсутствия необходимых средств это решение, однако, было реализовано далеко не сразу. Лишь 9 (22) января 1903 г. последовало высочайшее императорское повеление Финляндскому Сенату «отпускать из финляндских казенных сумм, впредь до времени, считая с 1 января 1903 г., ежегодно по три тысячи марок в виде пособия на содержание евангелическо-лютеранского пастора, с тем, чтобы последний назначался С.-Петербургской Евангелическо-Лютеранской консисторией, постоянно проживал на Мурманском берегу и чтобы к обязанностям его относилось удовлетворение духовных нужд финляндских уроженцев, проживающих на Кольском полуострове, и исполнение для них духовных треб». Евангелическо-лютеранский приход на Мурмане был, наконец, образован, а на должность его проповедника, по ходатайству С.-Петербурской консистории, был назначен адъюнкт-пастор прихода Дудергоф–Хиетамяки в Царскосельском уезде Петербургской губернии Андерс Густав Вуотила.


Не упоминается Оскар и в истории Мурманского лютеранского прихода

Ничего более близкого по теме не попалось.

Буду благодарна за любую информацию и соображения.
Tags: help, Баренцево море, Дальние Зеленцы, мракобесие, память и памятники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments