Проехаться в Финляндию на своей машине я подбивала ПВ давно, но безуспешно. Он все тормозился расходами, неведомыми ПДД и вообще лениво и зачем. Так бы, наверное, и не раскачался, но тут случилась техническая надобность - Федору понадобилась открытая финская виза. Для поездки в Норвегию.
Тут придется сделать небольшое отступление.
Кандалакша, конечно, как думают некоторые, жопа мира, но эта жопа располагается в непосредственной близости к Финляндии и Норвегии. Особенно к Финляндии, до нее всего 180 км. Такое обычное для Москвы расстояние из города на дачу. Примерно в таком дачном режиме Фнляндия здесь и воспринимается. Все поголовно имеют финские визы, получить которые исключительно легко. В Финляндию то и дело мотаются за покупками, погулять, покататься на лыжах и т.п.
Кроме этого приятного бытового аспекта, близость к вражьим странам имеет еще два следствия - ментальное и деловое. В ментальном отношении заграница перестает быть в головах российских граждан чем-то далеким и чуждым, а становится обычной и естественной частью повседневной жизни. Что сильно меняет субъективную картину мира и приближает менталитет простого кандалакшского работяги к менталитету нормального европейского гражданина. Что до делового аспекта, то в Кандалакше, как и во всей Мурманской области, работает масса всяких совместных с буржуй-соседями программ и проектов, глубинно исходящих из того, что естественная географическая близость и сходные природные условия в большинстве случаев важнее, чем искусственные политические границы. Один из таких проектов - "Фенология Северного Калотта" - масштабный проект школьных фенологических наблюдений, в котором участвуют русские и норвежские школьники (и заповедник тоже). Когда им надо встретиться и потусоваться, то происходит это в норвежском экологическом центре Сванховд. Вот такая тусовка как раз и будет происходить с 29 сент. по 3 октября, и Федор, как особа, приближенная к заповеднику, был включен в состав участников из Кандалакши.
Для поездки требовалась только виза, а поскольку легче всего получить финскую, то алгоритм состоит в ее получении и дальнейшем открытии для беспроблемного последующего въезда в Норвегию.
Спасибо технической надобности, мы наконец поехали.
В 9 утра стартовали из Кандалакши. Холодно, +5, но ясно и солнечно...


До цели еще пилить и пилить. КПП, т.е. контрольно-пропускной пункт Салла, как раз и есть ближайшая к Кандалакше точка пересечения границы. В 20 км от которой первый маленький финский город Салла, в котором и планировалось погулять.

Детка, ради которой затеяно все приключение, как положено тинэйджеру, выражает недовольство всем на свете. Хотя одним моментом он доволен безусловно - ради этой поездки он прогуливает школу.
За бортом видны следы нехилого такого ночного заморозка.



Названия на глазах перестают быть русскими. До 1940-го года эти места еще были территорией Финляндии.


В большом количестве встречаются воинские захоронения

Это район реки Верман. Знаменитый рубеж Верман, где в 41-44 гг. проходила линия фронта.

А это остатки колючей проволоки там же. По словам знатоков, проволока кованная, совсем старая, еще времен Финской войны.

Тем временем начинается какая-то совсем уже зима

А на дорожных указателях появляются финские города

И вот он, невыразительный заборчик, отделяющий нас от Европы. Первый рубеж охраняется одним солдатиком совершенно несерьезного вида. Если на Федора напялить зеленый ватник, ушанку и поставить на это место, ввглядеть будет так же.

Второй рубеж обороны - КПП с российской стороны. Кроме нас, только одна машина. Проверка машины, документов и любезные беседы с таможенником, у которого ПВ выяснял правила про зимнюю резину в Фнляндии.

Тут опять придется сделать отступление на тему "никому нельзя верить". Дело в том, что мы много раз читали: с 1 ноября въезд в Финляндию только на зимней резине. Но нигде не объяснялось, что конкретно понимается под "зимней". А оно нам было волнительно, п.ч. у нас стоит нешипованная всесезонка. Любезный российский таможенник твердо сказал: зимняя - значит, шипованная. У кого не шипованная, тех финны без разговоров заворачивают.
Загрустившие, въехали мы на территорию Финляндии. Шел откровенный снег...

На финской таможне нас ждало два сильных впечатления.
Первое, как расцвел - буквально расцвел! - дядя, проверяющий паспорта, увидев Пашин канадский паспорт, и как защебетал с ПВ по-английски, расспрашивая, давно ли он живет в
Вторым впечатлением стало объяснение дяди, проверявшего машину, что под зимней резиной понимаются вовсе не шипы, как твердо заверили нас на рос.стороне, а совсем другое - буковки S+M на резине. Таковые буковки у нас обнаружились. Ура, мы можем ездить и зимой тоже.
Третье же впечатление было лично у Федора, увидавшего объявление

Это он потому впечатлился, что ленивый и нелюбопытный, и допреж поездки ничем не интересовался. А мы-то еще год назад изучили своеобразную ситуацию с оленями на дорогах Финляндии и кучу правил, что и как надо делать, чтобы не... и в случае, если...
В общей сложности все паспортно-таможенные процедуры заняли около 30 минут. И напрасно ПВ волновался, что нашу раздолбанную машинку не впустят в цивилизованный мир. Никто претензий к ее раздолбанности не выразил.
В 12.30 мы уже ехали по Финляндии, направляясь к городу Салла. В общем, ничего не изменилось, только вот дорога волшебным образом превратилась в хорошую...

И на этом пока прервемся. Во-первых длинные рассказы все равно никто не читает, а во-вторых уже совсем пора собирать вещи и переезжать в город, на зимние квартиры. Это был последний пост, написанный в Лувеньге. Ждите продолжения...
Comments
и где - в фб не то что лень, но неудобно, а здесь нормально
неужели после стольких лет все еще надо говорить, что я люблю тебя читать? :-)
Пс-да,заморозок очень нехилый) помню,плыли мы по Кутсайоки про такому заморозку)))