Александра Горяшко (alexandragor) wrote,
Александра Горяшко
alexandragor

Categories:

Десять дней на Терском берегу. День первый, окончание. День второй. 10-11 августа 2012

Доверчиво свернув с шоссе в поисках Тони Тетрина мы наивно полагали, что вот прям "поедем и упремся". Поэтому ехали не сильно задумываясь. Проехали лесом. Выехали к морю. На берегу явный дачный поселок. Не оно. И куда? Дачники указали нам, в каком направлении теперь двигаться по берегу. И мы в нем двинулись...

без_руля



И получили свой первый опыт специфического местного способа езды - по песчаной литорали в отлив. Прекрасная, идеально ровная дорога, только она два раза в сутки оказывается под водой. Кстати, расписания приливов-отливов у нас не было, и когда дорогу зальет, мы не знали. И сколько нам по ней переться тоже не знали. Да особо и не интересовались. Паша пришел в такой восторг от литоральной дороги, что вылез из машины и скакал перед ней. Да-да, на фото выше Паша бежит перед машиной, я фотографирую сбоку, а машина при этом едет. Сама. Честное слово.


без_руля_1

И на этой фотке она тоже едет сама. Только мне уже намного страшнее, потому что я сижу внутри, а Паша продолжает кривляться снаружи. А она-то едет!..

На мое счастье вскоре кайф с ездой по литорали закончился и дорога сделалась менее томной. А именно - вот такой

камен_дорога
По такой не-томной дороге мы доползли до чего-то, что явно было тоней, но явно не искомой.
тоня_1

Тут, кажется, пора для неместных пояснить, что такое тоня. ТонЯ (ударение на Я) - участок моря и избушка на берегу моря с минимумом хоз.построек, куда выезжали на рыболовный сезон. Здесь жили, здесь ловили и хранили. Т.е. не в нынешнем смысле выехать на рыбалку с шашлычком и водочкой, а в смысле тяжелой работы. Остатки старых тоней все еще встречаются по берегам довольно часто. Эта была явно новая и живая, хоть и без людей.
тоня_2
тоня_3
тоня_4
тоня_5

Мы попытались проехать еще дальше, дорога сделалась еще менее томной, а признаков искомого все не появлялось. Меж тем, смеркалось. Было решено вернуться на легко проезжаемый участок берега, заночевать там и продолжить с утра на свежую голову.

Теперь опять пояснение - чего мы, собственно, так старались. А старались мы потому, что вычитала, что на Тоне Тетрина стоит часовня Варлаама Керетского. И если самой тоней я согласна была пренебречь легко, то часовней - нет. Потому что Варлаам Керетский мой, если можно так выразиться, любимый святой.
Во-первых, он местный. Тут есть некоторое количество местных, кольских святых, которые как-то близки и понятны. Во-вторых, из них всех Варлаам совсем особенный и как зацепила меня его история несколько лет назад, так и не отпускает.

варлаам


Коротко дело было так. Был Варлаам обычным священником, и была у него любимая жена. А потом, в приступе то ли безумия, то ли ревности, то ли за дело, то ли без дела (история смутная) он свою любимую жену убил. Прямо в храме. В землю закопал и пошел к своему духовнику спрашивать, как жить дальше. Духовник тоже был из местных, поэтому сказал неординарно. Он сказал, что вот, жена была тебе первой помощницей при жизни, а теперь у тебя большие проблемы, так пусть она будет тебе в них помощницей и после своей смерти. Иди ее выкапывай обратно, грузи в лодку и плавай с ней вместе вокруг Кольского полуострова туда-сюда. Плавать будешь, пока тело ее не истлеет. Как истлеет, так и проблемы твои кончатся. И это было проделано! Плавал он - уж не помню точно - года три что ли. На веслах! В открытой небольшой лодочке, с разлагающимся трупом! Без перерывов и остановок. Попутно еще немножко чудес насовершал. А потом с женой проблема разрешилась и он стал заниматься спасением погибающих в шторм мореплавателей.
Житие Варлаама Керетского описал о.Митрофан из Варзуги и описал прекрасно, с большим знанием дела и всех трудностей (практически нереальностей) такого вот плавания. О.Митрофан знает, о чем говорит, потому что он сам в прошлом капитан второго ранга. Если кого зацепило, книжку можно скачать здесь.

Вот, значит, от такого моего стремления к Часовне Варлаама мы и заночевали на берегу, у остатков еще какой-то заброшенной тони и креста

тертрино_путь

С утра же, у мимо проезжавшей машины мы узнали, что как раз у этого креста и следует сворачивать в лес, чтобы попасть в Тетрину. Почему бы дорогу в столь популярное место не обозначить более внятно мы не поняли (пока), но отметили для будущих ищущих и этот крест у разрушенной тони и еле земетные белые тряпочки на дереве у дороги

тетрино_путь_1
Имейте в виду, ищущие - в этом месте дорога сворачивает в лес почти перпендикулярно берегу и становится вот такой
терина_путь_3

И только уж на этой дороге, где-то на середине ее, мы случайно заметили маловыразительную табличку на сосне
тетрина_путь_2
Теперь мы действительно прибыли на Тоню Тетрина и я сразу пошла к Часовне, стоящей слегка на отшибе от остальных построек.

часовня_варлаам
часовня_варлаам_1
Внутри, кроме главного героя, были обнаружены также книжки, свечки, все Кольские святые в одном уголке, святые и молитвы за погибших моряков-подводников в другом.
кольские_святые


часовня_подводники


часовня_подводники_1
Благостное состояние, в котором мы вышли из Часовни, было несколько нарушено молодым человеком, встретившим нас рядом с ней и сделавшим тихий, но внятный выговор за то, что, прибыв в частное владение, мы не начали визит с представления хозяевам. Тональность полученного выговора была настолько нетипичной для здешних мест, что это уже становилось интересным.

Мы проследовали представляться хозяину. Комаров Александр Борисович, создавший (воссоздавший) Тетрину, официально именуемую "экологический, этногрофический комплекс", в разнообразных публикациях именуется исключительно возвышенно. "Энтузиаст, подвижник, краевед, удивительный человек, etc".
Энтузиаст и подвижник приветствовал нас столь напористой речью о своей тоне, что вставить хоть слово не представлялось возможным. Фотографировать тоже было неловко. Поэтому единственная моя фотография с Тетриной (кроме часовни) - рука хозяина, указующая на составленную им схему, где показано, как много раньше было на Терском берегу тоней.
тетрина_карта_тоней
Общий смысл всей речи Александра Борисовича, включая высказанное и невысказанное, передам так, как я ее услышала. Если что услышала не так, да простит меня Александр Борисович. Но услышала я следующее:

1. Мы тут не welcome, потому что хозяину заранее не позвонили, визит не согласовали, вообще в услугах его не нуждаемся, а типа так, поглазеть.

2. Так, поглазеть тут вообще не welcome, потому что надо, чтобы экскурсию по тоне провел сам лично Александр Борисович, а иначе мы ничего не поймем и не узрим глубокий смысл во всем содержащийся.

3. А тут во всем этот самый смысл содержится, потому что он восстановил на тоне все, как было в начале 20 века на нормальной рабочей тоне. И вот, как этих тоней было много, а теперь вот как стало мало. А еще он собрал и восстановил всякие саамские постройки и предметы. А еще всякие штуки времен войны. Вот он какой молодец, и власти его хвалят, а деньгами не поддерживают, говорят, и рады бы, да нету.

4. Но рекламировать себя он никак не хочет, потому что не деньги главное, а душа и понимание. Вот иностранцев, к примеру, он принимать, не хочет, потому что им все это ничего не говорит. А русским, когда он свое хозяйство показывает, то те, нет-нет, да и скажут "ой, у моей бабушки была такая же керосинка", и в этом есть великий смысл его работы.

5. И поэтому не надо ему, чтоб реклама, и туристы, и много денег, а то они понаедут, ничего не почувствуют, а только все повытопчут, а у него тут ходить можно только по дорожкам. Поэтому надо ему, чтоб людей к нему приезжало мало, зато правильные.

6. А узнают о нем не по рекламе - чур меня, чур, никакой рекламы! - а по сарафанному радио. Которое правильных людей привлекает.

7. Вот и хорошо, что вы меня так хорошо понимаете, раз вы работаете в заповеднике и занимаетесь сельским туризмом. Но у меня не сельский туризм, ни в коем случае! У меня туризм - ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ!

На этой дружелюбной ноте мы расстались, ибо хозяин всячески выражал свою занятость и стремление немедленно приняться за важные дела. И даже были благосклонно одарены визиткой и позволением давать желающим его телефон.
тетрина_визитка

Вот вам, значит, телефон, желающие. Стоит это счастье 850 руб/сутки с человека. Что включает жилье, право пользоваться лодками, баней и ванной с ламинариями, образовательную экскурсию хозяина и поморскую уху с дороги. Остальное питание за свой счет.

Теперь расскажу, что во всем этом было смешного и нравоучительного.

Первое, смешное, рассказывается легко и объясняет, почему я не сильно стремилась фотографировать это место. Наберите в поисковике "Тоня Тетрина" и вы получите не менее пяти страниц ссылок на хозяйство не желающего рекламы Александра Борисовича. Там будет и фотографий, и описаний с избытком, и все хвалебные.

Второе, нравоучительное и трагикомичное, состояло в том, что мы оба сперва явно почувствовали, а потом, с некоторой задержкой, смогли оформить в слова: пообщавшись с хозяином Тетриной мы будто пообщались с Дядей Пашей в деревне Дубровки. Коротко и внятно называется это явление "самодур". Как А.Б. взбеленился, когда его туризм назвали сельским, а не этнографическим, так Д.П. бесился, когда его заведение называли конепрокатом, а не "покататься на лошадках". Как А.Б. непременно надо, чтоб посетители трепетали от тонкостей поморского быта, так Д.П. надо было, чтоб они трепетали от тонкостей его еды, а иначе на фиг такие посетители и одному, и другому, их будут гнобить и выживать. Даже не знаю, кто более труден: А.Б. с его прямым заявлением, кого он не хочет или Д.П. с его "Жалобной книгой на господ катающихся". Единственное, чему можно радоваться: Паша в состоянии увидеть себя в этой роли со стороны. А.Б., похоже, нет. А вообще самодурство - явление удивительное и печальное. Ведь эти самодуры, что один, что другой, что многие им подобные, до фига всего оригинального и по-настоящему хорошего делают. Прямо-таки замечательные штуки они делают. Только вот пользоваться этими штуками оказывается затруднительно. Как совершенно точно выразилась одна умная женщина "Тоня Тетрина - мелкое княжество одного человека. Это не всегда приятно".

Около полудня мы покинули княжество Тетрина и поехали дальше, в сторону Кузомени. На 53 км от Умбы кончился асфальт и начался красный грейдер, к чему мы, конечно, уже были готовы, но за движение по нему с тележкой пришлось расплачиваться совсем уж скромной скоростью.


красная_дорога


спидометр

По дороге заехали в Кашкаранцы, в магазин, где Пашу обуяло желание поесть свежей рыбы, а магазинах отродясь не лежащей. Вопрос, обращенный к продавщице и наличным покупателям, вызвал волну переговоров, вследствие которых барышня, чей вид не обещал ничего хорошего (боевая раскраска, шорты а ля бикини и по три бутылки пива в каждой руке), уже через 5 минут вела нас на берег, на свидание с рыбаком, только что пришедшим с моря с уловом камбалы. Кашкаранский рыбак (равно как и кашкаранская барышня с пивом) не произносил никаких речей о традициях поморского гостеприимства и сакральном смысле свежевыловленной камбалы, но настойчиво пытался отсыпать нам этой самой камбалы за просто так. Только благодаря Пашиному красноречию удалось убедить его взять сто рублей...

Камбал оказалось семь штук. Небольших, но исключительно вкусных. Готовили и ели мы их уже вечером, на песчаном пляже под Кузоменью...
камбала

Tags: Белое море, Терский берег, семейное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments