Большое человеческое и судовое спасибо этому человеку.
Сюда вошли не все суда - все-таки за 80 лет жизни заповедника их было много, - но, похоже, подавляющее большинство. Теперь легче восстановить эту страницу истории. Но м.б. главное даже не это, а трудноформулируемое ощущение правильности, свершившейся справедливости, эдакого "все-таки они не зря жили".
Ведь каждое из этих судов было живое, с ним сроднялись, оно было равным партнером в работе, помогало, а иногда и спасало. А потом ичезло. Куда? Сдано на металлолом? Тихо догнивает где-то? Погоняли в хвост и гриву и забыли?
Не забыли.
Будет здорово, если очевидцы смогут вспомнить какие-то истории из жизни этих судов, помогут восстановить годы и районы их работы в заповеднике (Белое или Баренцево), имена капитанов.
МРБ "Биолог"
"Биолог" уже много лет в таком виде на причале заповедника.
ССП "Дрейф"
"Дрейф" помню хорошо, он ходил до недавнего времени. Вот, нашла фотку. До 2012 г., когда в заповедник пришло новое судно - "Беркут". А вот когда начал ходить, не знаю.
"Дрейф" и еще безымянный "Беркут" у причала заповедника. Август, 2012.
Он в 2006 г. забирал нас с острова Тарасиха, где мы просидели почти три дня в результате поломки мотора, помноженной на шторм. Не то, чтоб мы помирали, но когда "Дрейф" все-таки пришел за нами и когда мужики с него бросились первым делом нас кормить, было очень приятно. До сих пор вспоминаю с благодарностью.
В активном периоде и сейчас - на причале заповедника, рядом с "Биологом".
ССП "Кречет"
Тоже работал до совсем недавних времен, на пару с "Дрейфом". Циничные юннаты обзывали его Кочетом.
ТРБ "Солнцево"
Про "Солнцево" многие вспоминают, но никакой конкретики. Разве что воспоминания старого помора, который, в частности, говорит, что это не ТРБ, а МРТ: "Вот он, пришвартованный, притянутый к стенке… Это рыболовецкое судно, МРТ, малый рыболовецкий тральщик. Он деревянный, только обшивка у него. Раньше на таких рыбачили в Мурманске, везде. В 50-е годы. Вот он и стоит с тех пор так. А раньше в Мурманске рыбу ловили на таких. Но они далеко в море не ходили, но километров за 50, за 100 ходили. У него мотор стоял. Плавучесть замечательная у него была. Как поплавок. Замечательная! Он деревянный, его трудно потопить. Ныряет вовсю. В общем, качества мореходные хорошие, замечательные. Я сам на нем проплавал, сколько прошел. Весь Кольский п-ов объехал. Капитаном был Субботин, Алексей".
При жизни и в последние десятилетия потихоньку гниющее у причала заповедника
А вот про эти суда ничего не знаю и фотографий их не нашла:
А для этих наоборот, есть архивные фотографии, но в общую экспозицию спасательных кругов не вошли:
"Гага"
Малый бот "Гагун"
У берега о. Б.Лицкого. Фото И.П.Бреслиной
"Тупик"
Катер "Волна", 1960-е гг.