Вот и вчера. Я искала вовсе не достопримечательности, а нестандартный сканер А3. За которым была послана в издательство "Нива-пресс" к Василию Павловичу Гаркотину.
Впечатления переваривала сутки, и теперь мне остается только одно - послать туда вас всех. И отнюдь не за сканером.
Хотя и он там есть.
Вот в этом двухэтажном доме по адресу ул.Новая, 9 обитает издательство и сам издатель. Это полностью его дом.


Кто бывал в Кандалакше, знает, что такой дом для нее сильно не типичен. Гораздо обычнее дома такие

Дом №9 по ул.Новая примерно таким и был, когда Василий Павлович выкупил его у города. Он показывал фотографии, внутри все было еще печальнее.
А теперь внутри... Вот, например, кабинет Василия Павловича

Вы уже представили вальяжного нового-русского-кандалакшского барина-интеллектуала, жирующего в собственном особнячке

Был он обычным провинциальным газетчиком. Сначала фотокорреспондентом в газете "Кандалакшский коммунист", потом зам.редактора в "Ниве", в которую "Коммунист" превратился после перестройки. А потом стал сам по себе издателем. Но сразил меня Василий Палыч не своей издательской деятельностью, как вы, наверное, догадываетесь. Нам ли издателей не знать.
Собственно издательской деятельности отдано одно помещение на первом этаже. Еще небольшая часть второго этажа - помещения жилые. Весь же остальной дом - это музей, ни в какие путеводители не внесенный. Хотя в немногих публикациях его обычно называют "частный музей Василия Гаркотина", но никакого официального статуса, насколько я поняла, музей этот не имеет. И назвать его как-то определенно тоже не получается. Музей чего? А вот не знаю. Музей человека,берегущего прошлое...
Первый этаж. Фотки буду давать крупные, столько чудесных мелочей, которые можно рассматривать.

Все, что здесь есть, Василий Палыч собирает много лет. Десятилетий даже наверное. В основном по Кандалакше и окрестностям. Но и на разных блошиных рынках выискивает - в Москве, Питере, Малоярославце. То немногое, чем мы смогли его одарить - рассказ про блошиный рынок в Новоподрезково.

Самый древний фотоаппарат в рабочем состоянии. Можно сниматься :)
Серебряные монетки, найденные при реставрации Никольского храма в Ковде. Сами монетки в виде мелких блошек в нижнем левом углу. Крупно - их увеличенные фотографии.

А это куски старых бревен из того же храма. Их реставраторы просто выбрасывали...

Типографский уголок. Все это должно было отправиться на помойку из старой редакции кандалакшской газеты

Крупно: типографские деревянные шрифты в количестве

Типографский пресс, которым В.П. и сейчас пользуется, когда переплетает книги. Очень хвалит.

Деревянная лестница на второй этаж, а там... "Здесь у меня 19 век..." 19 век находится в общем пространстве с кабинетом хозяина, они лишь условно разделены печкой.


Девятнадцатый век не только красивый, он вполне гостеприимный. За этим столом реально сидят и пьют чай из кузнецовских чашек гости. Ясное дело, что в этом доме любит тусоваться местная интеллигенция, сюда же тащут заезжих киношников, иностранцев etc. Так что, вроде, уже и не вполне музей получается...

Печка-голландка - одно из немногого, что осталось от прежнего дома. Печку хозяин очень хвалит. Просто, говорит, супер-печка.
Мы видели такие в разрушающихся домах, в которых уже нету части стен. Точно такие, круглые, только обшиты железом. Гибнут вместе с домами.

Буфет из старого кандалакшского дома, отреставрирован местным умельцем, пока нам не знакомым. Вот про часы не помню откуда.


Следующая комната, вы будете смеяться...

"Двое в комнате - я и Ленин". Да, это оно! "Ленинская комната", как именует ее хозяин. 1940-70-е годы, примерно так, плюс-минус. Тут уже настигает ностальгия






Такой металлический крутящийся календарик был у моего дедушки. И у другого дедушки тоже. Я их страсть как любила крутить и удивляться, как же это все-таки пластиночки с цифрами умудряются переставляться в нужном порядке?!



За "Ленинской комнатой" следует комната современного искусства. Картины кандалакшских художников. Фамилий называлось больше, чем я знаю. Не со всей еще интеллигенцией перезнакомились, стало быть.



Уф... Уже устали читать? Я так уже устала писать. А еще ведь там есть старые книги.

И подшивки старых кандалакшских газет аж с 1949 г. И другие разные документы. Так что это еще и библиотека, и архив получается.

И еще есть коллекции марок. И значков. И... в общем, в какой-то момент подумалось, что там есть ВСЕ. То есть, вот если мне вдруг что-то необыкновенное понадобится, причем много более необыкновенное, чем сканер А3, с которого началось посещение, то надо будет обратиться к Василию Палычу, и у него оно непременно окажется.
А еще знаете что? Еще мы потом чай пили. Заодно и познакомились. То есть уже после 1,5-часовой экскурсии по дому и показа всех несметных сокровищ обнаружилось, что хозяин вообще-то понятия не имеет, кто мы такие. Сказали ему, что люди зайдут, которым надо что-то отсканировать, а больше ничего и не говорили. Вот ведь какие чудеса.
А еще есть в Кандалакше магазин "Всякая всячина". Это тоже затея Василия Павловича. Сейчас он этот магазин отдал дочке. Узнаете руку?
А еще - и на этом закончу - уже после визита узнала, что Василий Павлович вырос в детдоме. Может еще и поэтому получился у него такой Дом?..
Хоть сколько-то содержательных статей о В.П. Гаркотине и его доме нашла в сети всего три. И те далеко не сразу. Чтоб другим не рыться: "Дом, где поселилась история" (2006), "Северянин превратил свое жилье в машину времени" (2007), "Раритеты из салона" (2010).