?

Log in

No account? Create an account
Из первой научной работы по гаге, сделанной на территории Кандалакшского заповедника: Леганцев М.И. 1934. Отчет экспедиции Карело-Финского НИИ по обследованию Кандалакшского гагачьего заповедника. Научный архив КГПЗ.
Attention! Не всё, сказанное в этом тексте, верно; прошу не воспринимать его как учебник по гагачьей жизни.

"Весной, с пробуждением полового инстинкта, гага разбившись на небольшие случайные стайки, состоящие из нескольких самцов и самок, постепенно по мере освобождения моря от ледяного покрова, летит на юг к месту гнездовья... Полных и достоверных сведений о брачной жизни гаги в литературе мы не имеем, но все же некоторыми сведениями по этому вопросу располагаем.

5
Фото Василия Покотилова.
.
По нашим наблюдениям гага является полигамным видом. Рассказы поморских женщин, собирательниц гагачьего пуха, о том, что гага якобы водит на гнездо гагуна, где она у него дополнительно выщипывает из брюшка пух, когда его у ней у самой бывает ней у самой бывает достаточно, при второй и третьей кладке, относится к области сказок, происхождение которых основано на факте случайного нахождения гагуна вблизи гнездующей на берегу самки. Этот последний факт значителен тем, что он показывает отсутствие тенденции у самца нарушать спокойствие насиживающих самок. Мне самому приходилось наблюдать на южном берегу оз. Бабье море острова Лодейного толпы шествующих по берегу гагугов, а в 10 метрах от них, под прикрытием еловых лап, сидели на гнездах самки.
Полигамный характер половых взаимоотношениях гаги подтверждаются и поведением самцов в гнездовой период. В то время, когда самки сидят на гнездах, откладывая или насиживая яйца, гагуны в это время вблизи мест гнездовий у берега ожидают возвращения самок, токуя и входя нередко в драки.
Но вот вдруг, тяжело спускается на воду, покинувшая гнездо самка. Со всех сторон к ней устремляются гагуны, окружая ее тесным кольцом и на перебой стараются приблизиться к самке. Так плавает гага по морю вдоль берега в окружении целой стаи гагунов, которые дерутся между собой за самку.
Минут 20-30 на быстром ходу продолжается оспаривание гагунами самки и до тех пор, пока один не отобьет прочих.
Один за другим отходят гагуны, чувствуя сильного противника и когда самка бывает отбита, то она поднимается на крыло, за ней летит гагун, вероятно в более спокойное место, а прочие самцы остаются ожидать прилета других самок.
В этот весенний период, до момента появления на свет молодняка, по своему поведению гага кажется чрезвычайно доверчивой. Например, при виде приближающейся к берегу лодки, стайка сидящих на камнях гаг мало проявляет признаков безпокойства, и только когда лодка подойдет близко, гаги настораживаются, следят вытянув шеи за приближающейся лодкой и подпустив ее часто на расстояние выстрела лишь снимаются.
Полет гаги тяжелый и низкий; редко гага поднимается на высоту дерева, большею частью следует над поверхностью воды.
Если весной гага в полете стайкой над морем встречает на пути лодку, то непременно поворачивает к лодке и пролетает вблизи с явной опасностью для себя, жестоко поплатиться за свое любопытотво.
Но такой гага бывает только в брачно-гнездовой период".
Посоветоваться хочу.

Вопрос всплыл в связи со сбором денег на издание гагокниги, но всплыл далеко не в первый раз. В книге надо будет огромное количество народу за всякое разное поблагодарить, и я неоднократно уже принималась составлять соответствующие списки, и каждый раз спотыкалась вот обо что.

Конечно, можно перечислить только имена-фамилии, но в большинстве случаев голое имя говорит о чем-то только мне, но ни о чем не говорит читателям (особенно с учетом того, что читатели будут разбросаны по всему миру). А хочется как-то обозначить и географическую, и прочую представленность. Тут-то и начинается засада, даже на уровне географии.

Например, можно указать только страну (Россия, Канада, США и т.п.). Но в случае России есть огромная разница между Москвой или Питером и, допустим, поселком Ловозеро Мурманской области. И если для Москвы и Питера достаточно написать только их имя, и оно будет опознано большинством (даже иностранцев) без доплнительных комментариев, то для Ловозера, выходит, надо писать целиком: п. Ловозеро, Мурманская обл., Россия? Длинно и разнобой в формате.

А иногда география вообще мало что говорит, зато много говорит место работы. Например, среди тех, кто уже помог со сбором денег, есть представители заповедников Кивач, Пасвик, Командорский, Гринписа, Центра кольцевания... Это говорящие детали и их хотелось бы отметить, но получается уже совсем другой формат, не по географическому принципу.

А есть люди, которых вообще не определить ни географией, ни местом работы (я и сама такая). Вот А.В. Марков - написать "Палеонтологический институт, Москва"? Но мы любим его не за это в данном случае важнее подчеркнуть роль в популяризации науки, а это опять другой формат. Или мой любимый Jon Sveinsson, как его определить? "Владелец гагачьей фермы, Исландия"? - Всё правда, но очень фигово отражает суть. В Исландии порядка 300 гагачьих фермеров, а  Jon одни такой...

Есть соображения, как выкрутиться из этой проблематики? Можно, конечно, наплевать на единообразие и писать для каждого то, что кажется главным, но тут мой перфекционизм страдает и корчится...
У Стивена Кинга есть один совершенно не стивено-кинговский роман со странным названием «11/22/63». По мне, так он на голову выше всего остального, написанного этим плодовитым автором, но сейчас не про это.
Роман про попытку изменить события настоящего, вернувшись в прошлое и подправив там некоторые неправильности. Впрочем, и эта тема не нова. Но вот что интересно. Поначалу герою удается довольно легко корректировать события прошлого, но чем больше он приближается к своей главной цели (а главная его цель - предотвратить убийство Джона Кеннеди), тем хуже прошлое поддается корректировке. Самые непредсказуемые и абсурдные помехи возникают на пути героя, откуда ни возьмись. Проколотое колесо, упавшее дерево, пожар, мигрень, и далее, и далее, по нарастающей. Все, что может и не может случиться, чтобы ему помешать, - случается. Лейтмотивом в романе звучит, что прошлое упрямо, оно не хочет меняться, оно сопротивляется. И чем сильнее его пытаются изменить, тем сильнее оно сопротивляется.

Я, вроде бы, не пытаюсь изменить прошлое (или пытаюсь?), но очень похожая схема явно наблюдается в работе над гагокнигой. Чем ближе я к завершению, тем больше препятствий возникает. Это началось летом 2017-го и явно идет по нарастающей. Боюсь даже думать, какая еще пакость заготовлена, чтобы мне помешать, ведь ни одну из уже случившихся пакостей я заранее вообразить не могла.

Вообще, все это было бы даже забавно, если бы я могла наблюдать события со стороны, а не быть их участником. Выгребать против течения трудно, особенно когда пловец уже устал, а течение всё усиливается. Но я выгребу конечно.  
Глазастый prokhozhyj откопал неведомый мне ранее (а это уже мало кому удается) очаровательный кусочек про гаг:

"Плаватели замечают полет гаги: откуда она летит, туда скоро повеет ветер, - примечание довольно странное, но сколько мог я заметить столько же и справедливое. С радостию поверил бы я полету добровещей гаги..."

Это отрывок из сочинения Якова Озерецковского «Плавание по Белому морю и Соловецкий монастырь», СПб., 1836. Небольшой его фрагмент опубликован в альманахе "Соловецкое море". И, конечно, после "добровещих гаг" я полезла искать полный текст. Тем более, что Яков Озерецковский был сыном академика Николая Яковлевича Озерецковского - автора первой русской публикации о гагах и первых русских предложений об охране гаг.

Найденный полный текст Якова Озерецковского больше упоминаний о гагах не содержал, но оказался столь очаровательным, что я тут же утащила его к себе на сайт. Совсем небольшой (54 стр.) текст прелестен уже одним только стилем, благодаря которому читать его - чистое наслаждение, даже если тебе совершенно наплевать на Соловки и Север в целом.

"Знаете ли, почтенный читатель, что такое скука? - Может быть вы думаете что я намекаю на свой журнал? - Согласен, хотя совсем не о том думал в эту минуту. Скука, - это морское чудовище, и, если вам скучен рассказ о морском путешествии, то легко можете вообразить, каково было мне бороться с этим чудовищем! Но, к несчастию, оно амфибия: вы найдете скуку и в сухопутных статьях, а потому я просил бы вас, хоть для перемены, остаться со мною на море, вытерпеть качку и штиль, а между тем я расскажу что-нибудь, в ожидании попутного ветра".

Описание же соловецких чаек - совершенный шедевр, прямо какой-то привет Тинбергену с Соловков 1835 года.

"Как будто очарованный простоял я минуту под низким и мрачным сводом, и потом, сделав несколько шагов, вдруг переброшен был из одного очарования в другое: - я очутился в царстве птиц! Это явление было так неожиданно и странно, что я протирал себе глаза, чтобы удостовериться не обманывает ли меня воображение, не бред ли это сна, или я перенесен в волшебную страну, где толпы людей превращены в стаи птиц!

Read more...Collapse )
Информация не новая, но я как-то прошляпила эту замечательную историю.

«Слабостью Куинджи была любовь к птицам. Ежедневно, в двенадцать часов, когда ударяла пушка в Петропавловской крепости, казалось, все птицы города летели на крышу дома, где жил Куинджи. На крышу выходил Архип Иванович с разным зерном и кормил птиц. Он подбирал больных и замёрзших воробьев, галок, ворон, обогревал в комнате, лечил и ухаживал за больными. Говорят, что какой-то птице, заболевшей дифтеритом, он вставлял перышко в горло и тем спас от смерти. Жаловался на жену: "Вот моя старуха говорит: с тобой, Архип Иванович, вот что будет - приедет за тобой карета, скажут, там вот на дороге ворона замерзает, спасай. И повезут тебя, только не к вороне, а в дом умалишённых". (Я.Д. Минченков).
.
1
Портрет Куинджи работы его ученика, Калмыкова Г.О.

"В Петербурге он возился с голубями, воронами, галками, воробьями. (В клетках, само собой разумеется, он птиц не держал). Он ежедневно кормил этих городских «захребетников» на вышке своего дома, а затем на крыше Елисеевского дома; больных, ушибленных забирал к себе и лечил. Особенно гордился Архип Иванович двумя операциями: «трахеотомией», которую он проделал над голубем с больным горлом (о ней я уже упоминал: этот голубь потом жил изрядное время с трубочкой в шее), а затем, однажды, залетела к нему в мастерскую бабочка-крапивница, долго билась о стекло и обо что-то разорвала себе крыло, — этой бабочке крыло было заклеено «синдэтиконом»... Из пернатых питомцев Куинджи одна галка со сломанным крылом жила у него целых два года, пока не была съедена кошкой... Для насыщения больных и здоровых расходовались ежедневно 1-2 французские булки; вороны получали вдобавок и мясо; а овса выходило до шести кулей в месяц... Из этого видно, в каких размерах производилось кормление..." (М.П. Неведомский).

2
И.А. Владимиров. Куинджи Архип Иванович (кормит пернатых друзей, 1910)

«Мощный Куинджи был не только великим художником, но также был великим Учителем жизни. Его частная жизнь была необычна, уединена, и только ближайшие его ученики знали глубину души его. Ровно в полдень он всходил на крышу дома своего, и, как только гремела полуденная крепостная пушка, тысячи птиц собирались вокруг него. Он кормил их из своих рук, этих бесчисленных друзей своих: голубей, воробьёв, ворон, галок, ласточек. Казалось, все птицы столицы слетелись к нему и покрывали его плечи, руки и голову. Он говорил мне: «Подойди ближе, я скажу им, чтобы они не боялись тебя». Незабываемо было зрелище этого седого и улыбающегося человека, покрытого щебечущими пташками; оно останется среди самых дорогих воспоминаний…" (Н.К. Рерих).

Подробнее читайте в статьях:
"Архип Иванович Куинджи - "птичий доктор" практикующий среди диких пернатых в Санкт- Петербурге" (автор: гл. ветеринарный врач-орнитолог госпиталя птиц на Васильевском острове, к.б.н В.В.Романов);
"Птицы в жизни Архипа Ивановича Куинджи" (1842-1910)" (автор: Е.Э. Шергалин).
Во время работы Конгресса некоторые коллеги выражали сожаление, что не смогут присутствовать на моем докладе. Не плачь, дед, не плачь, баба Это дело поправимо. Вот он мой доклад, не скованный регламентом и паническим состоянием докладчика.

Слайд1

Я хочу поделиться некоторыми наблюдениями, которые сделала в процессе работы над книгой о всемирной истории взаимоотношений людей и гаг. Я работаю над книгой четвертый год и, честно говоря, столь долгий срок работы оказался для меня неожиданностью. Начиная, я наивно предполагала, что вид, с которым человечество плотно общается как минимум последние десять веков, изучен и описан вдоль и поперек, и мне останется только собрать и красиво пересказать имеющиеся факты, то есть заняться приятной и увлекательной компиляцией. Не тут-то было. Первая же глава, открывающая повествование о длинной истории отношений людей и гаг, потребовала шести месяцев исследовательской работы. Причиной оказалось мое невинное и естественное желание познакомиться с первоисточником той информации, о которой я собралась поведать читателям.Read more...Collapse )
Если судьбе будет угодно снова занести меня в Тверь, я никогда больше не арендую пентхауз на Свободном пер. 5к1, но нет никаких гарантий, что следующая квартира, в которую я попаду, не наградит тем же букетом. Поэтому я сделаю единственное, что в моих силах, чтобы обезопасить себя от подобных подарков – попробую донести до людей, сдающих квартиры в аренду, как не надо делать.

1

Я пишу этот текст, сидя в том самом пентхаузе, которому удалось решить неординарную задачу – заставить писать о себе в самый разгар Первого Всероссийского орнитологического конгресса, ради которого я приехала в Тверь. Текст я набираю в ворде, потому что вай-фай в квартире не работает. Нет, не так: опять не работает. И даже так: третий день не работает. Нет, будем справедливы, иногда он работает. Например, в первый день жизни в пентхаузе вай-фай работал, если встать на колени в коридоре перед роутером.Read more...Collapse )
Автор текста и фото Игорь Прозоров, оригинал вКонтакте>>

В последние годы зимой в Кандалакшу всё чаще стали приезжать иногородние фотографы, туристы, чтобы своими глазами увидеть местные зимние красоты, этих огромных снежных великанов.

прозоров
Почему именно здесь возникают эти разнообразные причудливые снежные фигуры? Потому, что кандалакшские сопки имеют выигрышное положение относительно моря. Они расположились по побережью кандалакшского залива. Именно ветра и морской туман создают эти нерукотворные произведения искусства.
Read more...Collapse )
Телеканал "Вести Тверь" сообщает об открытии Первого Всероссийского орнитологического конгресса, в котором имею честь принимать участие. Меня в этом сюжете нет, не тратье время на просмотр, но смешно другое.



Ровно 10 лет назад, в 2008 году, те же "Вести Тверь" показывали сюжет, в котором я тоже имела честь принимать участие. Тот сюжет стал началом очень неожиданного пути, который завел меня в Кандалакшу, пребывание в Кандалакше сыграло немалую роль в том, что я взялась писать книгу о гаге, которая книга и привела меня на Конгресс в Тверь. Это "жжжжж" неспроста...

(качество этого видео ужасно, его пришлось выцарапывать с микроскопической копии, но меня там определить можно, как минимум, по голосу)
ОК, не всех времен и народов, но на следующие несколько лет разглядывания хватит точно.

Ресурс называется "Старые альбомы" (http://andcvet.narod.ru/), и по России, от возникновения фотографии вообще и до Второй Мировой войны, там есть примерно всё. Я не берусь даже сосчитать, сколько там этих самых старых альбомов, покажу только сканы нескольких страниц сайта. И надо понимать, что на скане не вся страница целиком, и что за каждой иконкой открывается еще несколько альбомов.

1

+5 скановCollapse )

Пожалуй, это самый удивительный исторический ресурс, который я когда-либо видела. На нем тысячи (десятки тысяч?) ценнейших фотографий, и притом все они кликабельны. И кроме них - ни единого сопроводительного слова. Ни о самом ресурсе, ни о его авторе. Вообще ни слова. Только е-мейл автора внизу, даже без имени.
Мои попытки хоть что-нибудь узнать об этом титане ни привели ни к чему, кроме заброшенного дневника liveinternet.ru/users/andcvet Если вдруг знаете, кто этот невероятный человек, расскажите, а?

Profile

tasha
alexandragor
Александра Горяшко
Website

Tags

Latest Month

February 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner