?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Библиотека Кандалакшского заповедника - совершенно волшебное место. Для тех, кто понимает. Всего разом не описать, но например. Например, там хранятся курсовые, дипломные и отчеты всех, работавших в заповеднике, начиная с первых послевоенных лет. Это значит - три больших шкафа, и если даже просто пробежать взглядом по корешкам, сразу чувствуешь себя в отличной компании. Сплошь друзья, знакомые и большой ассортимент ныне великих и заслуженных, в основном в области орнитологии и гидробиологии. Есть свидетельства известного факта - что практически все нынешние научные сотрудники заповедника начинали работать в нем еще студентами, а некоторые даже и юннатами. Известный-то факт известный, но как удивительно и трогательно увидеть живьем курсовую работу 1954 г. студента В.В. Бианки.

15

Или, к примеру, курсовую и диплом Н.А. Перцова.

Кроме фактов известных, в библиотеке то и дело обнаруживаешь для себя новости. Например, курсовую работу 1971 г. Владимира Сергеевича Шишкина. Ладно я, но и его близкие друзья не знали, что он студентом работал в Кандалакшском заповеднике.


1 - 0001
2
3

А какие картинки в этой курсовой!

4

5



И вот еще что хочется по этому поводу сказать. По данным на конец 1980-х гг. /позже точных цифр нет/ в Кандалакшском заповеднике прошли практику свыше 3000 студентов из 54 ВУЗов (Москвы, Петербурга, Петрозаводска, Твери. Тулы, Пскова, Калининграда, Курска, Рязани, Воронежа, Саратова, Нижнего Новгорода, Казани, Свердловска, Ижевска, Новосибирска, Иркутска, ряда городов Украины и Прибалтики) и более 2000 юннатов из 18 городов. Свидетельства их работы можно увидеть в библиотеке заповедника. Свидетельства эффективности этой работы - в их биографиях. И вот я думаю, что это и есть самое лучшее  и правильное экопросвещение, которым может и должен заниматься заповедник, и по результатам которого надо судить о экопросвещенческой работе.
Возможно, я не права.

P.S. Знаю, что очень многие из моих читателей тоже бывали в Кандалакшском заповеднике юннатами и студентами. Вот пусть и скажут, было ли им экопросветительно...

Comments

( 17 comments — Leave a comment )
achernitsky
Mar. 2nd, 2017 08:31 am (UTC)
Конечно было. Мы, зиновские гидроюннаты птичек не сильно любили, но в сборе пуха и учетах участвовали, так что поневоле получали информацию. А еще чаи вечером гоняли с орнитологами взрослыми и юными, так тоже просвещались.
alexandragor
Mar. 2nd, 2017 08:47 am (UTC)
А вот кстати про сбор пуха. У тебя или кого из ваших нет ли в закромах фотографий, как юннаты чистят пух? Очень надо. Нашла всего одну и очень плохого качества...
achernitsky
Mar. 2nd, 2017 09:14 am (UTC)
Мы не чистили, только собирали. ИМХО, чистили его в Кандалакше. Во всяком сучае тот пух, что иы сперли на сувениры, был нечищенный.
alexandragor
Mar. 2nd, 2017 09:15 am (UTC)
Совсем идеально его не чистили никогда, да оно и нереально вручную. Но первичную очистку всегда делали на месте, самый крупный мусор вытряхивали и сушили. А потом уж везли в Кандалакшу. Но главное во всем этом, что фоток тебя нет((
achernitsky
Mar. 2nd, 2017 09:21 am (UTC)
Нету. И помню, как мы отметили, что привезли на Ряжков 7 мешков, а в Кандалакшу повезли только 6, так что может и чистили
hunterwoof
Mar. 2nd, 2017 10:26 am (UTC)
Хорошая стать. В чем то абсолютно правильно изложено!Заповедник это не Нацпарк или заказник.В заповеднике впринципе вообще эко туризм должен быть минимальным, тут вам не развлекуха! А если и есть экопросвет то заниматься чуть другим, но не развлекухой! Кстати к бердингу как токовому вы как относитесь? ну естественно что не заповедным тропам, а так например в охранной зоне!
alexandragor
Mar. 2nd, 2017 10:33 am (UTC)
У нас нет охранной зоны в том понимании, которое, вероятно, подразумевается. Заповедник на морских островах. Но всех тех же птиц можно наблюдать на незаповедном материковом берегу или на других, незаповедных островах (только не во время гнездования). Чего же не наблюдать? На здоровье:)
lenaswan
Mar. 2nd, 2017 12:29 pm (UTC)
Мне естессно да, мегапросветительно.
Как и многим кто попадал под влияние Виталия Витальевича Бианки - ну да и после первого общения в 13 лет на Лодейном и многие годы потом - я это влияние воспринимала и воспринимаю как нечто особое.
alexandragor
Mar. 2nd, 2017 06:24 pm (UTC)
+
sophia_kasitoo
Mar. 2nd, 2017 04:10 pm (UTC)
Оно да, конечно, было. Но в экопросвещении юннатов и студентов профильных вузов, ИМХО, есть элемент распространения листовок о вреде курения среди некурящих...
alexandragor
Mar. 2nd, 2017 04:16 pm (UTC)
Не вполне. Ты по себе меришь. А я сколько угодно видела студентов-биологов страшно далеких... от всего.
Ну, и потом. Университетские профессора же не преподают природоведение в детском саду, да? Вот в этом смысле я и полагаю, что заповедники в ервую очередь должны просвещать уже профильников, а для просвещения не-профильников есть много других хороших людей. Плюс сам способ этого просвещения, путем работы на территории, что для других категорий исключено.
sophia_kasitoo
Mar. 2nd, 2017 04:35 pm (UTC)
Ты меня не агитируй:) я про территорию полностью согласна. но нас не спросили

Ты вон показываешь из советского прошлого заповедника всякие брошюры и цитируешь сколько лекций было прочитано - это вот экопросвещение было. Музей небось тоже с тех времен остался? Не знаю, что сейчас, когда я была юннатом, мне казалось что мало что в этом сегменте делается, но возможно мы этого не видели как приезжие.
Вот, фестивали с фильмами сделали - это явное экопросвещение. Широкое, так сказать.

Я согласна что вредно университетских преподавателей в детсад пускать, по крайней мере, заставлять уж точно. Если только по велению души.
Но типа отдел экопросвещения нынче отдельно от научного...

В общем, наши с тобой беседы, конечно, тоже листовки о курении в среде некурящих, да.:)
alexandragor
Mar. 2nd, 2017 04:39 pm (UTC)
И брошюры, и лекции тоже были по делу. По большей части они были качественные. Фестиваль тоже хорошо.
Но есть два больших НО.
1. Просветить других могут только те, кто сами уже просвещенные. Т.е. когда есть сильная наука, то просвещение возможно. Когда науку чуть не изничтожают, а все силы бросают на просвещение, то кто и чем будет просвещать? В отделы экопроса сплошь и рядом набирают девочек, которые ни фига не знают.
2. Когда успех работы заповедника меряется не по науке, а по экопросу, то все переставляется с ног на голову.
sophia_kasitoo
Mar. 2nd, 2017 04:45 pm (UTC)
Да, понятно, это примерно как с практической и прикладной наукой.
То есть этим может заниматься другой человек, но нужно чтобы ему было на что опереться.
Девочки могли бы почитать и научиться, если есть что читать, и есть кому руки выкручивать за неграмотность...
alexandragor
Mar. 2nd, 2017 04:46 pm (UTC)
То и беда, что некому становиться учить и руки выкручивать, и что многим девочкам все по барабану..
sophia_kasitoo
Mar. 2nd, 2017 04:47 pm (UTC)
Это, знаешь ли, похоже, проблема более широкая, чем экопросвещения в заповедниках...
alexandragor
Mar. 2nd, 2017 04:49 pm (UTC)
Ну да, наверное. Но у кого чего болит...
( 17 comments — Leave a comment )

Profile

tasha
alexandragor
Александра Горяшко
Website

Tags

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner