?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Красота - страшная сила

Чему меня мама вовсе не учила. А учила она меня другому: "Не все то золото, что блестит". Причем ни она, ни я в момент обучения не понимали, насколько то и другое связано, и насколько то и другое про нас с ней.


Это вот мы с ней и есть. Рекламная, практически, картинка.

Нижеследующий текст будет о том, что я думаю о страшной силе красоты, которая по мне со всей этой силой проехалась. Честно предупреждаю, что текст может быть неприятен тем, кто мою маму знал и питал по ее адресу иллюзии, поэтому им, наверное, и читать-то дальше не стоит.

Мама, как видите, была хороша собой. И, как не видите, но уж поверьте на слово, отнюдь не глупа. Что важнее, свои достоинства она любила, холила и лелеяла, и умела подать. И все бы ничего, если бы кроме своих достоинств она любила бы еще кого-нибудь. Ну, вот хоть меня, на правах ребенка. Но увы, никого, кроме себя и своих достоинств, мама не любила. Но - красота страшная сила! - разве мог кто-нибудь такое предположить, глядя в это очаровательное лицо?

Перескочу сразу через 16 лет от момента, когда была сделана фотография. Я заканчиваю школу, это новая для меня школа и в ней новая подруга. То есть с моей биографией подруга пока не очень-то знакома, хотя уже не первый день знакома со мной. И вот новая подруга в первый раз пришла ко мне домой, в гости. Мы сидим у меня в комнате и разговариваем. Через некоторое время раздается деликатный стук в дверь. И заходит моя мама. С красной розой. Розу она дарит мне. Как бы между прочим, в душевном порыве. А с подругой моей знакомится, заводит милую свойскую беседу, по-девчачьи с нами хихикает, и наконец удаляется с "но не буду вам мешать". Моя новая подруга остается не просто очарованной, она остается в состоянии классического барана, остолбеневшего от внезапно нахлынувшей любви. Она больше ни о чем не может говорить, кроме того, какая у меня прекрасная мама. Она покорена и куплена с потрохами. И, хотя меня она знает уже несколько месяцев, а мою маму только пять минут, но когда я говорю ей, что все это было - театр одного актера, что мама никогда в жизни не стучала, прежде чем зайти ко мне, что мама вообще-то спит и видит, как от меня избавиться, и я уже предупреждена, что как только мне исполнится 18, меня перестанут кормить, потому что перестанут приходить алименты от отца, и немедленно начнут разменивать квартиру, чтобы меня отселить, подруга не верит ни единому моему слову. Просто не верит, и все. "Этого не может быть", - говорит она. Красота - великая сила. И умение ею пользоваться - тоже.

В общем, я могу понять подругу. На новенького моя мама производила сильное впечатление. И даже не на новенького, тоже производила. Она очень ловко умела жонглировать потоками информации, предъявляя каждому только то, что представляло ее образ в максимально выгодном свете. Поэтому даже подруги, знавшие ее многие годы, после ее смерти совершенно искренне говорили мне, что "мама тебя очень любила".
Хотя уж они-то прекрасно знали, как моментально мама сплавила меня сначала в детский сад на пятидневку, а потом в интернат. Знали, - но как будто и не видели. Очарованные хорошо продуманным образом мамы-любящей-страдающей в разлуке с ребенком, и просто вынужденной отдать кровиночку в сов.дет.учреждения, потом что... А вот почему, собственно, никто как-то и не задумывался. Может быть, не говори она столь высоким штилем о любви ко мне, не гляди она столь пркрасными глазами, подруги и успели бы трезво рассудить, что в общем-то никаких таких непреодолимой силы обстоятельств, чтобы сдавать крошку в интернат, у мамы нет. Но - красота страшная сила, до рассуждений, похоже, дело не доходило.

Я, между прочим, тоже была довольно долго очарована мамой. И довольно долго по-детски гордилась, что мама у меня такая красивая. Пока бесконечные одинокие интернатские ночи со слезами под одеялом и одинокие же, встреченные в интернате дни рождения кое-чему меня не научили. Пониманию, что мне, в общем-то, плевать, красива ли мама, мне важно, чтобы она меня не бросала. А она-то меня как раз и бросает.

Между прочим, все мои детсадовские, а потом школьные воспитатели-учителя-директора тоже очень любили мою маму. Фокус с розочкой экспромтом действовал безотказно. Она впархивала, вся такая красивая и трогательная, и называла всех этих теток исключительно по имени-отчеству, но в уменьшительно-ласкательной форме. Мариночка Борисовна. Верочка Ивановна. Тетки таяли.

Я трудно и долго переживала осознание ее нелюбви. Но, в общем, пережила, человек - зверюшка живучая. Потом мне предстояло пережить еще и следующий этап - знакомство с ее жадностью и ложью, с тем, что она легко обворовывала меня в свою пользу (если уж называть вещи своими именами). Это было не просто переварить, что называется, разум не вмещал. Но вместил и это в конце концов. И только одно еще очень долго не укладывалось у меня в голове: как же это люди, с которыми она общается, не видят, с кем имеют дело?! А они не видели. И большинство так и не увидели до самой ее смерти. Красота - страшная сила?

Однако, по прошествии многих лет и по очень большому счету, могу сказать, что маме я благодарна. Урок она мне преподала один, но зато очень основательный - не верить ни очаровательной внешности, ни красивым словам. Прозревать за ними суть, так сказать, вещей. Крайне полезное в жизни умение, рекомендую.

Comments

( 42 comments — Leave a comment )
mary_spiri
Dec. 15th, 2016 04:57 pm (UTC)

У меня такая была мать отчима. Отчим сам мужик замечательный, я его очень люблю,  сразу полюбила, и долго не верила своим глазам: как у него может быть такая мать. Он ее терпеть не мог, но бросить тоже, так же, как и его отец, который стал мне самым любимым дедом. Но прожил дед недолго с нами, а она еще 20 лет всех мучила. Причем вне семьи была вся такая из себя, в молодости ослепительна, в старости импозантна и мила, а в семье каждое слово и действие было направлено на максимальный ущерб. Всю жизнь проработала в столовой Высшей партшколы официанткой, и каждый год на 9 мая надевала все свои награды, ордена и медали, полученные в ВПШ, и дразнила деда, что у нее их гораздо больше, чем у него, фронтовика, прошедшего первый год войны в пехоте и тяжело раненого, легкое навылет, а потом всю жизнь вкалывавшего инженером в типографии. Когда дед умер, она мне сказала, что вот мол теперь наконец отдохну. Очень испугалась моей истерике, я ее готова была убить. Не знаю, мне кажется, что существуют люди, совершенно не способные к любви.

alexandragor
Dec. 15th, 2016 05:14 pm (UTC)
Почему же не способные? Они способные. Просто у них вся эта любовь идет только на себя. Это не отсутствие ресурса, это его перераспределение.
mary_spiri
Dec. 15th, 2016 05:54 pm (UTC)
Любить себя это нормально, по идее всем полагается себя любить. Не знаю, тот ли это ресурс, что любовь к другим. Моя бабка яга была вполне в состоянии любить животных вполне преданною любовью, но не людей. Кстати ее любовь к самой себе совсем не зашкаливала, она была феерически ленива и терпеть не могла наводить порядок. Поэтому дома у нее всегда был дикий бардак, особенно после смерти деда, который убирал, мыл, чистил, готовил и т.п. Не уверена, что любящий себя человек станет спать на газетах, чтобы белье не стирать, особенно находясь в полном здравии. Физическое здоровье у нее было феноменальное, она даже гриппом не болела, а умерла в 95 лет, когда ее на пешеходном переходе сбила ментовская машина. Родителей спасло то, что она была полностью самостоятельна до самого конца, если бы им пришлось за ней ухаживать, они бы сами загнулись от ее яда. А так ментам все с рук сошло, несмотря на наличие толпы свидетелей, ибо дело было на Белорусском вокзале. Даже дело не удалось открыть, так все и заглохло.
alexandragor
Dec. 15th, 2016 05:59 pm (UTC)
Почему, мне кажется, любовь к себе может и с бардаком совмещаться, у каждого ведь свое понимание комфорта. Тут не важно, как именно выглядит комфорт (моя, наоборот, была патологическая чистюля). Важно, что комфортно должно быть именно ей, и все остальные этому должны подчиняться.

Любить себя нормально, конечно. Беда, когда на других уже ничего не остается. Нет, даже и это не беда, если честно. Вот когда лицемерие, когда наедине "на еду больше не рассчитывай", а на показ - розочки, тогда ой.
marinta
Dec. 15th, 2016 05:47 pm (UTC)
Похоже, наши мамы - сестры. Ну, не близнецы. Но очень похожи. У меня не было пятидневки и интерната. У меня была бабушка )) И маман моя вполне жива, 81 годик нам. И таки да, любовь к себе и только к себе - отвратительна. Но они блаженны, они этого не понимают.
alexandragor
Dec. 15th, 2016 05:51 pm (UTC)
привет, кузина:)
У меня было целых три пары бабушек-дедушек - вполне себе дееспособных и желающих, чтобы я жила с ними. Но такая концепция не вписывалась в образ страдающей в вынужденной разлуке с ребенком героической матери:)
marinta
Dec. 15th, 2016 06:34 pm (UTC)
Re: привет, кузина:)
увы, да...
счастье - бежать вовремя от них...
у меня случился промежуточный вариант...
ну, уж как есть.
alexandragor
Dec. 15th, 2016 06:35 pm (UTC)
Re: привет, кузина:)
Счастье - все это осознать и тем самым освободиться.
marinta
Dec. 15th, 2016 06:37 pm (UTC)
Re: привет, кузина:)
Да! не походить на...
И детей - в другое измерение.
Счастье - прервать родовое проклятие. Это - именно это.
pva1958
Dec. 15th, 2016 05:52 pm (UTC)
Фантастика! Ну прямо как про мою маму написано. Она тоже была красавица, которая прожила свою жизнь только для самой себя. Она жива и сейчас, но слишком стара, чтобы я вспоминал ей это. И да, как там у Ильфа и Петрова: "Но у Эллочки было одно качество, за которое ей прощалось все - Эллочка была красива".
alexandragor
Dec. 15th, 2016 05:53 pm (UTC)
Эээ, ребята, чего-то нас много набирается! (см. выше). Не ожидала, признаться.
pva1958
Dec. 15th, 2016 06:14 pm (UTC)
Так ведь это похоже действительно с красотой как-то связано, это не в крови. Мамины родители, мои дед с бабушкой, были удивительно теплыми и душевными людьми, они меня и вырастили.
alexandragor
Dec. 15th, 2016 06:17 pm (UTC)
Ну не могут же быть все подряд красавицы сучками, простите за выражение?! Да и красота - штука все-таки очень относительная. М.б. дело даже не в объективной красоте, а в осознании, подаче себя - красавицей...
pva1958
Dec. 15th, 2016 06:44 pm (UTC)
Нет, конечно не могут. Возможно, многое зависит от того, с чего начинается "взрослая" жизнь. Бабушка моя кстати тоже была красавицей. Но тут нюанс - она была еврейкой. Дед же был из старинного рода обедневших дворян, его мать была ярой антисемиткой. И когда она начала ему истерики закатывать, что ее сын "жидовку в дом привел", он просто ушел из дома, и они счастлвио прожили с моей бабушкой всю жизнь. С мамой же совсем другая история. Возможно, тут мой дед во многом виноват - он никогда мою маму не любил. Он очень хотел мальчика, и у них был сын, который умер в два года, а потом уже мама родилась. И все это сказалось на ней. Первый раз она вышла замуж в девятнадцать лет просто для того, чтобы из дома сбежать. А потом пустилась во все тяжкие, только замужем была пять раз. И, наверное, увидев, что мужики за ней тащатся, сделала соответствующие выводы. Я так думаю, а вообще - не знаю.
alexandragor
Dec. 15th, 2016 06:53 pm (UTC)
Тут уж я немножко поперхнулась
Моя бабушка (правда, со стороны отца, не мамы) была еврейка. Дед - из кулацкой хохляцкой семьи, со здоровым хохляцким антисемитизмом. Который всю жизнь при нем и оставался, только для любимой бабушки исключение и делалось.
Что до родителей матери, то перед ней родился мальчик, который в 4 года умер. И бабушка по нему страшно горевала и о других детях слышать не хотела, дед еще одного ребенка буквально выпросил, этим ребенком моя матушка и оказалась. Как понимаю, ее мать не любила, не могла забыть умершего мальчика. А отец ее любил очень, но безответно. Она его презирала - мягкотелый интеллигент и еврей к тому же, фи.
pva1958
Dec. 15th, 2016 06:56 pm (UTC)
Re: Тут уж я немножко поперхнулась
Ну вот так бывает...
nargis969
Dec. 15th, 2016 07:57 pm (UTC)
Дорогая, извини... наверно я своей мамой навеяла тебе воспоминания..Ну, ты поняла.. У меня то как раз всё наоборот
alexandragor
Dec. 16th, 2016 01:49 am (UTC)
Нет-нет, ты совсем не виновата, я уже несколько дней собиралась про это написать. Слава богу, что бывает по-другому.
poetry29
Dec. 16th, 2016 02:31 am (UTC)

ne to solo kak mnogo

kurosava_ad
Dec. 15th, 2016 06:44 pm (UTC)
Страшные вещи рассказываете, я до сих пор считал этот типаж в основном книжным образом.
alexandragor
Dec. 15th, 2016 06:47 pm (UTC)
Какой уж тут книжный... Вы гляньте, что делается, только написала - и тут же в комментах коллеги по цеху.
kurosava_ad
Dec. 15th, 2016 06:58 pm (UTC)
Ну вот и пугаюсь теперь... До того у друзей максимум встречал, когда любили не людей, а их "образы", сферические в вакууме. И за несовпадения пытались угнетать.
alexandragor
Dec. 16th, 2016 01:50 am (UTC)
Так это просто общее место, крайне редко бывает иначе.
magpiepoo
Dec. 15th, 2016 11:09 pm (UTC)
Я свою в пять лет начала расспрашивать, как она догадалась, что меня в роддоме подменили. У нас на пятидневке это была модная версия. В чужих мамах я тогда не разбиралась, повзрослев, с интересом наблюдала за ей подобными.
alexandragor
Dec. 16th, 2016 01:52 am (UTC)
Интересно, я не помню, чтобы у нас были какие-то версии по этому поводу. В д\с все еще воспринималось как данность, а в интернате - в общем, уже тоже как данность, но на новом уровне.
morita
Dec. 16th, 2016 08:51 am (UTC)
мда...
ottern
Dec. 16th, 2016 09:18 am (UTC)
Ну, Алексадра, сочувствую, конечно. Фальш ужасна, особенно в родителях. А с другой стороны... Она не била? Не оскорбляла? Не привязывала Вас к себе, а потом не подставляла? Одевала не хуже других, покупала игрушки и кормила? И при этом честно предупреждала, что Вам предстоит быт самостоятельной, но при этом дала самое главное - отдельное жильё? Так это очень-очень неплохой вариант матери. И чувство, что Вы у себя дома у Вас было, вы ведь принесли туда котёнка. На это отваживаются не многие действительно любимые дети. Если родители против, животное с 90% вероятностью будет изгнано, а кошка или собака с улицы - с 99%.
И как правило ведь дети сами мыкаются всю жизнь по чужим углам, пока своё не приобретут, и это м.б. ещё хуже, чем отсутствие любви. Обычно у детей самих есть желание уйти из да после школы, и это нормально, ну и к этому надо готовить. По тому, что Вы написали, она по крайней мере поступила с Вами честно. Но без любви, да.(
alexandragor
Dec. 16th, 2016 10:21 am (UTC)
Кормило и одевало меня, получается, в основном государство. В интернатах, знаете, неимущим выдавали одежу - от трусов до пальто. Ну страшные, ну одинаковые, ну с печатями, зато бесплатно! Правда, даже самые реально неимущие родственники пытались своим деточкам купить хоть плохонькое, но свое. Я была из самой благополучной финансово семьи, но ходила в интернатском. Когда стала постарше - в вещах, которые ее подруги отдавали за ненадобностью.
В таком духе можно еще долго, не буду утомлять. А привязывать любой родитель, наверное, к себе ребенка привязывает уже фактом рождения, для сего спец.усилий не требуется.
Нет, у меня не было чувства, что я у себя дома. Квартира, в которую ты имеешь право прийти только на 1,5 дня в неделю, и так годами, чувства дома не образует. Просто котенок был еще более несчастный, чем я.
ottern
Dec. 16th, 2016 01:15 pm (UTC)
А вот это уже серьезно! Не чувствуешь боольшой любви или не считаешь нужным проявлять ее - это одно. А вот изредка побаловать ребёнка - это даже для просто знакомого человека нормально. И если этого нет, действительно, странно.
А что же, даже с маленькой не обнималась, не целовала, не читала книжек, в кино-театры не водила?
Пардон за любопытство, но раз уж зашла речь...
alexandragor
Dec. 16th, 2016 01:42 pm (UTC)
Тут можно долго собирать и сортировать детали, но дело-то не в них совсем, а в некоем обобщении и осознании опыта. Те, кто имел аналогичный (см. комменты выше) сразу его узнали.
По деталям - наверное, все, что имело смысл сказать, я давно сказала здесь http://www.proza.ru/2014/05/07/2112
ottern
Dec. 16th, 2016 04:00 pm (UTC)
Так с ребёнком и его чувствами всё понятно, мда... А вот понять родителя - это задача не простая, тем более, и спросить уже нельзя. Дети, как правило, действительно и не спрашивают, а просто замыкаются. А потом уже поздно и выяснение кажется не актуальным. Чего ворошить-то? А зря, я вот очень жалею что не разговаривала с мамой на скользкие темы много лет спустя.
Кстати, очень часто интернатовские вырастают более качественными людьми и добиваются большего, чем живущие дома всё время. Видимо, самовоспитание никто не отменял.
А Ваша мама совсем не оригинальна, люди искусства зачастую - ужасные родители. Взять хоть ту же Ахматову с Гумилёвым...
alexandragor
Dec. 16th, 2016 04:14 pm (UTC)
А я и не про чувства, я про факты.

Качественные люди из интерната... Не будем брать в расчет интернаты университетские, это другая история. Какие люди вырастали в моем, лучшем в Москве, я знаю точно - через 2-5 лет после окончания (а там была восьмилетка) 2/3 выпускников уже либо сидели, либо спивались.

Кстати, к искусству моя мама отношения не имела:)
ottern
Dec. 16th, 2016 04:22 pm (UTC)
Ну, остаётся только надеяться, что мы сами родители в действительности не хуже того, что сами про себя думаем.)
Ибо дети если и скажут, то много-много лет спустя...
alexandragor
Dec. 16th, 2016 05:04 pm (UTC)
Почему, мне мои, вроде бы, сразу говорят, не стесняются:)
ottern
Dec. 16th, 2016 05:39 pm (UTC)
Так ведь много вопросов вызревает в течение жизни. Не все их можно сразу сформировать или понять их важность.
Но, конечно же, в нормальной семье всё это куда мягче и проще происходит.))
alexandragor
Dec. 16th, 2016 05:42 pm (UTC)
Это да. Значит, по мере вызревания и задают)
ottern
Dec. 16th, 2016 05:41 pm (UTC)
А кстати, Вы теперешняя совершенно такая же, как на этой фотографии. Ну, почти.))
alexandragor
Dec. 16th, 2016 05:43 pm (UTC)
Разве что с вечно открытым ртом))
ottern
Dec. 16th, 2016 05:52 pm (UTC)
Нет, правда, человек вполне узнаваем. Хорошее фото, не зря его запостили, по нему вся история читается. У мамы взгляд очень жёсткий, вообще лицо хоть и правильное, но не очень приятное. Ребёнка держит неловко, контакта нет, и он тоже смотрит куда-то в сторону (к ледяным человечкам?)).
alexandragor
Dec. 16th, 2016 05:54 pm (UTC)
На елочку. Дело на НГ, у елочки фотографировались. На другом снимке из этой серии ребенок уже с елочкой без помех.
А по фотографиям много чего прослеживается. Например, до 4 лет я везде улыбаюсь, а после - как отрезало. И надолго.
ottern
Dec. 16th, 2016 06:06 pm (UTC)
Главное в детстве - пережить его, потом уже легче.)
alexandragor
Dec. 16th, 2016 06:07 pm (UTC)
И то верно..
( 42 comments — Leave a comment )

Profile

tasha
alexandragor
Александра Горяшко
Website

Tags

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner