?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

"В моей жизни такое случалось часто: люди, которых считаешь друзьями, от которых ждешь защиты в трудную для тебя минуту присоединяются к Молчаливому Большинству, которое палец о палец не ударит, чтобы за тебя заступиться и позволяет какому-нибудь начальничку тебя таким или иным образом спокойно съесть. В нежном октябрятском возрасте я испытал по этому случаю шок, потом еще раз, а потом привык к этому как к правилу. И тем приятнее были исключения. Более того, порой рука помощи протягивалась совершенно неожиданно, от человека, о котором и не подумал бы! Как и всяких исключений их было немного, порядка дюжины и я их помню навсегда (по крайней мере я очень надеюсь на это). Для меня это герои, а Молчаливое Большинство нет, не злодеи, просто обычные люди".

Эти слова написал один из моих друзей. Он написал их в связи с конкретной ситуацией, но я сейчас не о ней. Я о внутреннем принятии того расклада, что друзья, которые предают, не заступаются, молчаливо позволяют тебя сожрать - это обычные люди, а те, кто протягивают руку помощи - герои.

Я слышала о таком подходе часто и от многих. Причем часто в порядке обсуждения какой-нибудь очередной подлости и даже - в порядке утешения. Дескать, да, противно, но что поделаешь, мир так устроен, люди такие.

А я все никак не могу согласиться с тем, что предательство - обычное дело, а нормальное человеческое поведение - героизм. Ну не могу, хоть тресни. Все продолжаю упрямо считать, что предательство - подлость, а предатели - подлецы, и это не есть норма для человека. Что норма - вести себя честно и порядочно.

Может быть, у меня такое пионерское отношение к действительности потому, что в моей жизни описанные ситуации случались не часто, а только один единственный раз? Может быть, я не сталкивалась с ними всего лишь потому, что всю жизнь была фрилансером и не работала в "дружных трудовых коллективах"? А если бы работала, то и в моей жизни часто случалось бы, что друзья предают и отдают на съедение, и я тоже постепенно привыкла бы считать их не злодеями, а просто обычными людьми?

Ну просто чтобы не сойти с ума. Невозможно же все время сознавать, что ты живешь в окружении злодеев, а любой друг может оказаться вдруг...

Только мне кажется, все равно бы не привыкла. Скорее бы и вправду с ума сошла.

Comments

( 28 comments — Leave a comment )
archscolopendra
Sep. 3rd, 2016 02:52 pm (UTC)
Друзья (надеюсь) вряд ли, а коллеги - вполне себе да. Молчаливое большинство - просто обычные люди. Возможно слишком занятые и замученные дед-лайнами, чтобы вникать в ситуацию и врубаться, кто действительно прав - ты или администрация.
alexandragor
Sep. 3rd, 2016 03:02 pm (UTC)
Так вот это и есть причина моего недоумения - "обычные люди". Хорошо, пусть не друзья (хотя изначально речь именно о друзьях), и пусть занятые и замученные. Но не на лесоповале же замученные! Когда кого-то гробят, это обычно видно даже самым занятым. И чего, нормально промолчать?
archscolopendra
Sep. 3rd, 2016 04:36 pm (UTC)
самое смешное - это итог молчания, вполне предсказуемый (недавний пример): большинство смолчало, когда мне глав. ред настойчиво помогал уйти из журнала (двум хватило смелости прямо возразить, часть народа не захотела вникать, часть - не захотела спорить с начальником). Теперь смолчавшие делают ту работу, с которой раньше справлялась я. Не могу сказать, что они этому сильно рады. Впрочем, могу и ошибаться. Может это большая честь и радость - редактировать и вычитывать чужие статьи, вместо того чтобы писать свои.
alexandragor
Sep. 3rd, 2016 05:36 pm (UTC)
Думаю, что в таких историях (сужу по своей) результаты для дела, о которых мы с Вами думаем, никого не волнуют, вот просто совсем не волнуют. Что действительно волнует, так это отношения с начальством, карьерные какие-то соображения, чтобы не трогали и чтобы чего не вышло. Работа как дело - дело двадцатое.
dims12
Sep. 3rd, 2016 02:56 pm (UTC)
> всего лишь потому, что всю жизнь была фрилансером

Скорее наоборот: Вы были фрилансером вследствии непереносимости "служебной дружбы".

Служебная дружба, это, наверное, не совсем дружба. Просто людей толкают друг к другу обстоятельства плюс какая-то совместимость характеров. Но идти на крайности ради "друга", например, рисковать карьерой, они не готовы.
alexandragor
Sep. 3rd, 2016 02:59 pm (UTC)
Я оказалась во фрилансерах несколько по другим причинам, а главное, когда я там оказалась, то понятия не имела, что такое "служебная дружба". И, наверное, у меня еще один дефект, я не понимаю такой тонкой дифференциации дружб, при которой в служебной дружбе можно предавать, а в какой-то другой нельзя. По-моему уж или дружба, или нет. Впрочем, предавать не нормально даже и не друга.
dims12
Sep. 3rd, 2016 03:18 pm (UTC)
> По-моему уж или дружба, или нет

Ну тогда значит нет.
nargis969
Sep. 3rd, 2016 03:09 pm (UTC)
Тебе действительно крупно повезло в жизни, что ты не имела трудового коллектива!! Но это и твоя заслуга. Человек же сам выбирает деятельность, занятия,увлечения... Но к слову сказать, мне тоже повезло, хотя и имела всегда трудовой коллектив. Только последний год сама по себе в адвокатском кабинете..Правда во всех коллективах, в которых была с 16 лет , всегда были поганцы. Но я умудрялась не портить ни с кем отношения и со всеми общалась ровно.. С поганцами практически не общалась , но и не была в стане их врагов. В основном люди были по крайней мере воспитанные. И не хамили. Как то так.. Может и не правильно для кого то. Но каждый же сам решает где и с кем быть..
alexandragor
Sep. 3rd, 2016 03:15 pm (UTC)
Это-то понятно.
Но вот по ситуации, описанной в цитате. Когда "люди, которых считаешь друзьями, от которых ждешь защиты в трудную для тебя минуту присоединяются к Молчаливому Большинству, которое палец о палец не ударит, чтобы за тебя заступиться и позволяет какому-нибудь начальничку тебя съесть". Ты их тоже считаешь обычными людьми? Или все-таки гадами?
nargis969
Sep. 3rd, 2016 03:23 pm (UTC)
Это же общее .. заступиться в коллективе, заступится на улице если обижают кого то, вообщем если хоть что то от тебя зависит в отношении к близкому -надо сделать! Гады естессссно! И их как то больше и больше, Т.к. , мое мнение, культура уходит и мы последние , ну и наши дети...А общая масса гнилааааяяяя. Поэтому я предпочитаю отшельничество.
alexandragor
Sep. 3rd, 2016 03:25 pm (UTC)
Да, их больше. Но, мне кажется, решительный пиздец возникает не тогда, когда их становится больше, а тогда, когда их соглашаются считать обычными (=нормальными) людьми.
nargis969
Sep. 3rd, 2016 03:29 pm (UTC)
Да, именно.. я тоже хотела это дописать. Гадство становится НОРМОЙ!!! Караул вобщем! Поэтому , я лично, читаю медитации ОШО и много такое, любимые книжки и стараюсь абстрагируюсь.. иначе, ты права, можно просто рехнуться от действительности.
alexandragor
Sep. 3rd, 2016 03:31 pm (UTC)
При всем при том просто от нее отворачиваться тоже нельзя. Надо отдавать себе отчет, в какой реальности живешь.
dims12
Sep. 3rd, 2016 03:39 pm (UTC)
> заступится на улице если обижают кого то

Так это же СТРАШНО и ОПАСНО, т.к. можно самому огрести!
dims12
Sep. 3rd, 2016 03:38 pm (UTC)
> считаешь обычными людьми? Или все-таки гадами?

Обычными трусами. Побоялись рискнуть своими карьерами ради "друга".
alexandragor
Sep. 3rd, 2016 05:37 pm (UTC)
Так это гады и есть. Ладно, без эпитетов. Обычные трусы, которые боятся рискнуть карьерой ради друга, не есть норма. По-моему.
dims12
Sep. 3rd, 2016 06:03 pm (UTC)
Зависит от риска. Настоящий друг может и не захотеть, чтобы ради него друзья рисковали собой.
alexandragor
Sep. 3rd, 2016 06:09 pm (UTC)
Чего хочет сам субъект, это совсем другой вопрос. Мы же говорим о тех решениях, который каждый принимает для себя. Решение защищать или нет друга человек принимает прежде всего внутри себя, а не после обращенной - или не обращенной - к нему просьбы.
dims12
Sep. 3rd, 2016 06:31 pm (UTC)
Друг может не только попросить своего друга не рисковать, но и простить своего друга, если он без спроса побоялся это сделать.
alexandragor
Sep. 3rd, 2016 06:41 pm (UTC)
Конечно. Это вопрос личного великодушия каждого. Да и ситуации всякий раз разные, с разными последствиями для того, кого не защитили.
Другое дело, что, независимо от тяжести последствий и наличия прощения, отношения между такими друзьями уже никогда не станут прежними. Это как измена в браке. Можно простить, понять, забыть, жить дальше, и даже счастливо жить. Но уровень доверия, который был до, уже никогда не восстановится.
dims12
Sep. 3rd, 2016 06:52 pm (UTC)
> Это как измена в браке.

Брачный изменник ничем не рискует, если не станет изменять, в этом разница.

Если проводить параллель с изменой, то Ваш пример эквивалентен "измене" в лесу с бандитом. Да, жена тебе изменила, но если ба она не изменила, то он бы её убил. Она пошла на измену ради сохранения жизни и это совсем не то же самое, что изменить с симпатичным "кучером".

Можно, конечно, говорить о том, что между вами больше не будет доверия. Наверное, так оно и есть. Но требовать от жены в такой ситуации соблюсти верность и умереть -- это восточная деспотия.

Так же и тут.

В условиях работы, как я понимаю, один человек может пойти против начальства и потом довести дело до своего увольнения. Но если он рассчитывал, что все друзья ради него устроят забастовку и тоже рискнут быть уволенным, то, наверное, должен был хотя бы спросить их согласия на бузотёрство. То есть, сперва сформировать профсоюз или стачком, а уже потом бузотёрить...
alexandragor
Sep. 3rd, 2016 07:07 pm (UTC)
Нууу, не передергивайте. Уж жизнью-то точно никто не рискует в рабочих конфликтах.

И пойти против начальства можно очень по-разному. Одна история, когда ты имеешь к начальнику какие-то личные счеты, тогда этой действительно твое личное дело. Совсем другое (и я об этом) - когда суть не в личности начальника вообще.
marinta
Sep. 3rd, 2016 03:25 pm (UTC)
Однозначно, подлецы. И подале от них, подале. По возможности.
Я прервала в этом году отношения с дамой, которую считала подругой. Идеологически разошлись. И не жалею.
alexandragor
Sep. 3rd, 2016 03:30 pm (UTC)
Мне в этом тоже сильно повезло, еще ни разу не приходилось рвать отношения с друзьями по идеологическим причинам. Впрочем, и друзей у меня немного и они очень тщательно отобраны. Вот из френдов в жж регулярно кто-нибудь отчаливает по этим самым идеологическим причинам, но тут не больно, френды они не друзья.

В единственном случае в реальной жизни, в котором все произошло в точности по написанному - человек, которого считаешь другом, от которого ждешь защиты, присоединяется к молчаливому большинству - это был полный ад. Я не могла поверить, что такое возможно (30 лет дружбы!) и, признаться, до сих пор не могу. Совсем не представляла, как жить с таким знанием. Но случилось так, что буквально через месяц этот человек умер, чем как бы снял вопрос...
marinta
Sep. 3rd, 2016 03:37 pm (UTC)
У нас тоже лет 20 хороших отношений было. И вдруг тебе лепят такое, что принять нельзя. Да, там проблемы со здоровьем, но вполне совместимые с жизнью. Но человек так боится за свое будущее, хочет обеспеченную старость - и перестал видеть других. Не только меня. Звоночки были, мы мирно обсуждали разногласия. Но тут добрались до моего азота... Этого мне не снести.
"Но если стихов не похвалищь моих, знай твердо - развод неизбежен". Она решила взять почти мою тему для проекта. Пусть берет, тема широкая. Но в обсуждении я уже не участвую. Каждый идет своим путем.
alexandragor
Sep. 3rd, 2016 05:39 pm (UTC)
"Боится за себя и перестает видеть других" - да, вот этим, наверное, весь механизм и описывается, и потому себя гадами совершенно не чувствуют. Нормальная такая деятельность по само-жизне-обеспечению, вроде как грибы солить и картошку копать.
marinta
Sep. 3rd, 2016 07:34 pm (UTC)
Да, иногда вроде бы нормальные люди теряют ориентацию.
От сумы, да от тюрьмы...
Да минует нас чаша сия.
На все случаи есть изречения.
nargis969
Sep. 3rd, 2016 03:38 pm (UTC)
поняла ...о ком! Эх! печально.. Единственное, что у меня нет ни малейшего желания вступать с близкими и друзьями в политические дебаты.. Но , к сожалению, периодически приходится это объяснять. Уж, простите
( 28 comments — Leave a comment )

Profile

tasha
alexandragor
Александра Горяшко
Website

Tags

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner